Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:56, курсовая работа
Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет. Крупнейший потенциальный источник доходов бюджета- налогообложение. Также накопление бюджета происходит за счёт инвестиционных поступлений, как внутреннего, так и внешнего характера.
I. Бюджетный дефицит и государственный долг.
1.1 Социально-экономическая сущность бюджетного дефицита, причины его возникновения и виды.
1.2 Способы финансирования дефицита бюджета.
1.3 Сущность государственного долга. Управление государственным долгом.
1.4 Состояние бюджета и проблема государственного
долга в России.
II. Становление и развитие банковского дела в России.
2.1 Краткая история банковского дела в России.
2.2 Сущность и принципы организации банковской
системы России.
2.3 Состояние и перспективы развития банковской системы России
В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды. Кризисный и антикризисный дефициты бюджета обусловливаются кризисом в экономике, денежно-кредитной, финансовой сфере и мерами по его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значения.
Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, возникающее в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использования различных форм межбюджетных отношений.
В зависимости от экономического содержания
и направления воздействия
Путем нивелирования и управления
ими можно стимулировать или
дестимулировать социально-
В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицы различают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования доходов и расходов государства в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада уровень безработицы начинает превышать базовый. Естественно, что при этом реальный дефицит бюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая идеальная, оптимальная величина допустимого бюджетного дефицита. Это происходит частично за счет роста выплат пособий по безработице, сокращения налоговых поступлений, а в основном — в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила название циклического дефицита. Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. Сокращение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что равносильно экономическому росту.
По характеру возникновения можно выделить случайный (кассовый) и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета, иначе называемый кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены те бюджеты, которые в высокой степени зависят от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер (например, поступления от земельного налога, налога на имущество физических лиц и ряда других налогов и сборов). К таковым обычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.
Действительный дефицит в
По отношению к плану
С признанием дефицита бюджета и
введением в бюджетной
По степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики в стране.
По продолжительности
В отличие от хронического временный
дефицит бюджета, продолжительность
которого может быть равна нескольким
месяцам, не является столь опасным
и трудным для преодоления, так
как в его основе лежат, как
правило, не глубокие кризисные явления
в экономике, а ряд объективных
(стихийные бедствия и пр.) и субъективных
(ошибки в планировании и прогнозировании,
колебания цен на мировых товарных
и фондовых рынках и др.) причин. Задача
органов власти заключается в
недопущении трансформации
Классификация видов дефицита бюджета,
анализ его причин, оптимизация структуры
источников финансирования дают возможность,
разрабатывать систему
Казалось бы, что может быть проще – сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ.
В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита:
1) кредитно-денежная эмиссия (
2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);
3) увеличение налоговых
Последний, третий способ вряд ли можно
отнести к способам, используемым
исключительно для
Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета.
При монетизации увеличивается
количество денег в обращении, темпы
роста денежной массы существенно
превосходят темпы роста
Это достаточно рискованный способ финансирования дефицита бюджета, поскольку он может оказывать отрицательное воздействие на состояние платежного баланса. Это связано с тем, что в результате монетизации происходит рост предложения денег и на руках у населения накапливается избыток наличных денег. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные. Это, в свою очередь, приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Если платежный баланс становится отрицательным, то это не уменьшает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведет к его увеличению. Более того, это отрицательно влияет на курс национальной валюты - происходит ее частичная девальвация. Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на «связывании» избыточного денежного предложения при помощи продажи на валютном рынке части официальных резервов Центрального банка, что позволяет стабилизировать денежный рынок в целом.
Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня инфляции в стране, чем более открытой является экономика и чем больше валютных резервов Центральный банк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление платежного баланса. При этом рост инфляции в результате монетизации бюджетного дефицита оказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя расходы официальных валютных резервов при этом уменьшаются. В наибольшей степени инфляция возрастает в условиях абсолютно свободных колебаний валютного курса, за счет которого восстанавливается равновесие денежного рынка. В последнем случае уровень официальных валютных резервов Центрального банка остается практически неизменным.
Негативные инфляционные последствия
монетизации бюджетного дефицита могут
быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежной
политики. Если Центральный банк сокращает
кредитные возможности
Денежная эмиссия может быть неинфляционной только при значительных темпах экономического роста, поскольку растущая экономическая активность сопровождается увеличением спроса на деньги, который и поглощает часть дополнительной денежной массы. Но при этом большое значение приобретает воздействие таких факторов, как инфляционные ожидания, размер денежной базы и предпочтения экономических агентов.
В целом монетизация может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики способ. Национальными правительствами он обычно используется в исключительных случаях, когда, например, имеется значительный внешний долг, что исключает льготное финансирование дефицита бюджета из внешних источников; возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны; валютные резервы Центрального банка истощены, в силу чего регулирование платежного баланса остается первостепенной задачей; экономика способна выдержать высокую инфляцию, а граждане уже привыкли к постоянному росту цен.
Менее болезненным и более
В разных направлениях экономической мысли по-разному относятся к долговому финансированию. Так, представители неоклассического направления, начиная с А. Смита, негативно относятся к долговому финансированию. Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование - это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно». В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала.
Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом