Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:56, курсовая работа
Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет. Крупнейший потенциальный источник доходов бюджета- налогообложение. Также накопление бюджета происходит за счёт инвестиционных поступлений, как внутреннего, так и внешнего характера.
I. Бюджетный дефицит и государственный долг.
1.1 Социально-экономическая сущность бюджетного дефицита, причины его возникновения и виды.
1.2 Способы финансирования дефицита бюджета.
1.3 Сущность государственного долга. Управление государственным долгом.
1.4 Состояние бюджета и проблема государственного
долга в России.
II. Становление и развитие банковского дела в России.
2.1 Краткая история банковского дела в России.
2.2 Сущность и принципы организации банковской
системы России.
2.3 Состояние и перспективы развития банковской системы России
Объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличится на 40,2 %, к концу 2012 года - более чем в 2 раза и составит 15,4 % ВВП. Объем государственного внутреннего долга увеличится в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года в 1,7 раза и составит 8,1 % ВВП. Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.
С ростом объемов государственного долга увеличиваются расходы федерального бюджета на его обслуживание (процентные расходы), в 2010 году они будут выше в 1,5 раза, чем в 2009 году, в 2012 году - в 2,8 раза.
Возросшие объемы заимствований увеличат
нагрузку на федеральный бюджет. В 2011
- 2012 годах может произойти
Основные направления долговой политики на 2010 - 2012 годы в виде самостоятельного документа Минфином России не разрабатывались, поскольку это не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010. Основные направления долговой политики на 2010 - 2012 годы представлены в составе Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, согласно которому политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 — 2012 годы будет направлена:
Показатели внутреннего и внешнего долга являются своеобразным индикатором «здоровья» экономики. Финансовая политика многих государств различна: если США и многие развитые европейские страны предпочитает выпускать множество долговых ценных бумаг для привлечения инвестиций в экономику, то правительство Российской Федерации предпочитает минимизировать внешний долг.
II. Становление и развитие банковского дела в России.
2.1 Краткая история банковского дела в России.
Днем рождения банковской системы России принято считать создание государственного ссудного банка (по сути, казенного ломбарда). В 1733 г. В 1754 г. были созданы два госбанка: Государственный заемный банк для дворянства и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества. Вскоре эти банки прекратили свою деятельность, подорванную массовыми невозвратами кредитов. Затем в 1772 г. появились специализированные кредитные учреждения - Сохранные кассы (принимали вклады и выдавали ссуды под залог ипотеки), Ссудные кассы (вклады, ссуды под залог драгметаллов). В 1775 г. были созданы Приказы общественного призрения (прием вкладов, ссуды под залог недвижимости).
Этапами развития банковской системы
России были создание в 1786 г. «Государственного
земельного банка» (ипотечное кредитование),
в 1797 г. - «Вспомогательного для
Коммерческие банки были созданы в России в эпоху Великих реформ императора Александра II. Финансы и экономика страны достались Александру II в наследство от отца в критическом состоянии. Страна остро переживала поражение в Крымской войне.
В 1860 г. был создан Государственный банк России на основе государственного коммерческого банка, и сразу начался интенсивный процесс создания коммерческих и общественных банков.
В 1864-73 гг. было создано около 40 коммерческих банков, самым крупным из которых был в то время Волжско-Камский коммерческий банк.
К 1914 г. в России сформировалась следующая двухуровневая банковская система.
1) Государственный банк и
2) Общественные городские и
После прихода к власти большевиков в 1917 г. частные и общественные банки были национализированы, а деятельность иностранных банков запрещена в 1918 г. С переходом к НЭПу временно восстановилось коммерческое кредитование. В 1927 г. коммерческие банки перешли под управление Государственного банка и фактически были ликвидированы как самостоятельные кредитные учреждения.
В СССР до 1987 г. банковская система включала Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк (табл. 2.1.1). Госбанк СССР выполнял функции эмиссионного центра, главного кредитного учреждения, расчетного и кассового института страны. Стройбанк обслуживал капитальное строительство. Внешторгбанк обслуживал внешнюю торговлю.
Таблица. 2.1.1. Банковская система СССР до 1987 года.
Совет Министров СССР ↓ ↓ ↓ | |
Государственный банк СССР ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ | |
Республиканские и местные конторы Госбанка СССР | |
↓ ↓ ↓ |
↓ ↓ ↓ |
Стройбанк СССР |
Внешторгбанк СССР |
↓ ↓ Капитальное строительство |
↓ ↓ Внешняя торговля |
Разделение банков на центральный банк и деловые государственные банки произошло в 1987г. Были созданы пять отраслевых госбанков (табл. 2.1.2)
Таблица. 2.1.2. Банковская система СССР в 1987 году.
Совет Министров СССР | |||||
↓ ↓ ↓ Государственный банк СССР ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ | |||||
Региональная сеть Госбанка СССР | |||||
↓ ↓ ↓ |
↓ ↓ ↓ | ||||
Промстройбанк СССР |
Внешэкономбанк СССР |
Сбербанк СССР |
Агропромбанк СССР |
Жилсоцбанк СССР |
Создание коммерческих банков началось в России с 1988 г. после выхода Закона «О кооперации» (табл. 2.1.3.)
Таблица. 2.1.3. Банковская система СССР в 1990 году.
Совет Министров СССР |
|||
↓ ↓ ↓ |
|||
Сбербанк СССР ↔ |
Государственный банк СССР ↓ ↓ ↓ |
Внешэкономбанк СССР ↔ | |
Региональная сеть Госбанка СССР и Центральные банки союзных республик | |||
↓ ↓ ↓ |
↓ ↓ ↓ | ||
Коммерческие банки, включая Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк |
Стихийный рост количества кооперативных банков оказался лавинообразным. К концу 1991 г. число банков составило 1357.
В конце 1990 г. были приняты два закона - Закон о «Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», что несколько упорядочило развитие банковской сферы. Основными крупными банками были Сбербанк и Внешэкономбанк.
Мировая банковская история не знала столь быстрого роста числа банков, как это имело место в России. В 1989-1995 гг. было создано около 2700 банков.
Для такого количества банков в стране не было достаточного количества квалифицированных банковских работников, способных работать в рыночных условиях. Неэффективной оставалась система управления банковской системой со стороны ЦБ. Многие банки обанкротились или закрылись, выполнив задачи их учредителей. Это был первый банковский кризис в стране. И, чтобы удержать ситуацию, Банк России вынужден был направить в банковскую систему около 1 млрд. долл.
К 1998 г. в России сформировались банки следующих типов:
- Банк России, имеющий зарубежные
коммерческие «дочки»:
- квазигосударственные банки - Сбербанк, Внешэкономбанк; Внешторгбанк и др.;
- коммерческие банки;
- банки, созданные монополиями и олигополиями;
- крупные московские
- банки, контролируемые
- банки региональных монополий;
- частные региональные коммерческие банки (в основном средние и мелкие)
Причиной российского финансового и банковского кризиса 1998 г. стала общая слабость экономики и неэффективность ее реального сектора. Предприятия в массе своей были убыточными. Коммерческим банкам некого было кредитовать, за исключением сырьевых отраслей, особенно в условиях высокой инфляции. Попытка стабилизировать финансовую систему и снизить уровень инфляции за счет внешних заимствований была обречена на провал. Процент невозврата кредитов был очень высок. У банков практически не было инструментов для получения доходов.
Основными внутренними причинами
финансового и банковского
- общая слабость власти;
- неэффективная система
- неэффективность производства и экономики в целом;
- отсутствие в России опыта, навыков, управленцев;
- слабое банковское законодательство;
- ошибочная денежно-кредитная
- неэффективная работа ЦБ. Крайне
неэффективное использование
После дефолта в банковской системе резко выросла роль квазигосударственных банков. Банковская система по закону осталась двухуровневой, но фактически временно трансформировалась в трехуровневую:
1) ЦБ;
2) квазикоммерческие банки с
долей госкапитала (акций)
3) коммерческие банки.
К 2002 году банковская система преодолела
последствия дефолта и
2.2. Сущность и принципы организации банковской системы России.
Современная банковская система
России создана в результате реформирования
государственной кредитной
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие:
Принцип двухуровневой структуры
построения банковской системы России
реализуется путем четкого
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п.
Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом