Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет. Крупнейший потенциальный источник доходов бюджета- налогообложение. Также накопление бюджета происходит за счёт инвестиционных поступлений, как внутреннего, так и внешнего характера.

Содержание

I. Бюджетный дефицит и государственный долг.
1.1 Социально-экономическая сущность бюджетного дефицита, причины его возникновения и виды.
1.2 Способы финансирования дефицита бюджета.
1.3 Сущность государственного долга. Управление государственным долгом.
1.4 Состояние бюджета и проблема государственного
долга в России.
II. Становление и развитие банковского дела в России.
2.1 Краткая история банковского дела в России.
2.2 Сущность и принципы организации банковской
системы России.
2.3 Состояние и перспективы развития банковской системы России

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.69 Кб (Скачать документ)

Объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению  с 2009 годом увеличится на 40,2 %, к концу 2012 года - более чем в 2 раза и составит 15,4 % ВВП. Объем государственного внутреннего  долга увеличится в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года в 1,7 раза и составит 8,1 % ВВП. Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.

С ростом объемов государственного долга увеличиваются расходы  федерального бюджета на его обслуживание (процентные расходы), в 2010 году они  будут выше в 1,5 раза, чем в 2009 году, в 2012 году - в 2,8 раза.

Возросшие объемы заимствований увеличат нагрузку на федеральный бюджет. В 2011 - 2012 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности   бюджета,   характеризующее   отношение   расходов   по   обслуживанию   и погашению  долга к доходам федерального бюджета.

Основные направления долговой политики на 2010 - 2012 годы в виде самостоятельного документа Минфином России не разрабатывались, поскольку это не предусмотрено  постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010. Основные направления долговой политики на 2010 - 2012 годы представлены в составе Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, согласно которому политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 — 2012 годы будет направлена:

  • на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
  • на развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
  • на активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

Показатели  внутреннего и внешнего долга  являются своеобразным индикатором  «здоровья» экономики. Финансовая политика многих государств различна: если США  и многие развитые европейские страны предпочитает выпускать множество  долговых ценных бумаг для привлечения  инвестиций в экономику, то правительство  Российской Федерации предпочитает минимизировать внешний долг.

 

 

II. Становление и развитие банковского дела в России.

2.1 Краткая история банковского дела в России.

Днем рождения банковской системы  России принято считать создание государственного ссудного банка (по сути, казенного ломбарда). В 1733 г. В 1754 г. были созданы два госбанка: Государственный заемный банк для дворянства и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества. Вскоре эти банки прекратили свою деятельность, подорванную массовыми невозвратами кредитов. Затем в 1772 г. появились специализированные кредитные учреждения - Сохранные кассы (принимали вклады и выдавали ссуды под залог ипотеки), Ссудные кассы (вклады, ссуды под залог драгметаллов). В 1775 г. были созданы Приказы общественного призрения (прием вкладов, ссуды под залог недвижимости).

Этапами развития банковской системы  России были создание в 1786 г. «Государственного  земельного банка» (ипотечное кредитование), в 1797 г. - «Вспомогательного для дворянства банка» (выдача ипотечных ссуд банковскими  билетами с принудительным курсом), в 1817 г. - «Государственного коммерческого  банка» (вклады, ссуды, жирорасчеты).

Коммерческие банки были созданы  в России в эпоху Великих реформ императора Александра II. Финансы и  экономика страны достались Александру II в наследство от отца в критическом  состоянии. Страна остро переживала поражение в Крымской войне.

В 1860 г. был создан Государственный  банк России на основе государственного коммерческого банка, и сразу  начался интенсивный процесс  создания коммерческих и общественных банков.

В 1864-73 гг. было создано около 40 коммерческих банков, самым крупным из которых  был в то время Волжско-Камский  коммерческий банк. 

К 1914 г. в России сформировалась следующая  двухуровневая банковская система.

1) Государственный банк и несколько  специализированных госбанков 

2) Общественные городские и земельные  банки и частные банки. 

После прихода к власти большевиков  в 1917 г. частные и общественные банки  были национализированы, а деятельность иностранных банков запрещена в 1918 г. С переходом к  НЭПу временно восстановилось коммерческое кредитование. В 1927 г. коммерческие банки перешли под управление Государственного банка и фактически были ликвидированы как самостоятельные кредитные учреждения.

В СССР до 1987 г. банковская система  включала Госбанк СССР, Стройбанк  СССР и Внешторгбанк (табл. 2.1.1). Госбанк СССР выполнял функции эмиссионного центра, главного кредитного учреждения, расчетного и кассового института страны. Стройбанк обслуживал капитальное строительство. Внешторгбанк обслуживал внешнюю торговлю.

Таблица. 2.1.1. Банковская система СССР до 1987 года.

Совет Министров СССР

↓          ↓          ↓

 

Государственный банк СССР

↓          ↓           ↓          ↓         ↓          ↓

Республиканские и местные конторы  Госбанка СССР

↓          ↓          ↓

↓          ↓          ↓

Стройбанк СССР

Внешторгбанк СССР

↓          ↓

Капитальное строительство

↓          ↓

Внешняя торговля


 

Разделение банков на центральный  банк и деловые государственные  банки произошло в 1987г. Были созданы  пять отраслевых госбанков (табл. 2.1.2)

Таблица. 2.1.2. Банковская система СССР в 1987 году. 

Совет Министров СССР

↓          ↓          ↓

Государственный банк СССР      

 ↓          ↓           ↓          ↓         ↓          ↓

Региональная сеть Госбанка СССР

↓          ↓          ↓

↓          ↓          ↓

Промстройбанк СССР

Внешэкономбанк СССР

Сбербанк СССР

Агропромбанк СССР

Жилсоцбанк СССР


Создание коммерческих банков началось в России с 1988 г. после выхода Закона «О кооперации» (табл. 2.1.3.) 

Таблица. 2.1.3. Банковская система СССР в 1990 году.

 

Совет Министров СССР

 
 

↓          ↓           ↓

 

Сбербанк  СССР     

Государственный банк СССР

↓         ↓          ↓

Внешэкономбанк СССР

↔           

Региональная сеть Госбанка СССР и Центральные банки союзных республик

↓          ↓          ↓

↓          ↓          ↓

Коммерческие банки, включая Промстройбанк,

Агропромбанк и Жилсоцбанк


Стихийный рост количества кооперативных  банков оказался лавинообразным. К  концу 1991 г. число банков составило 1357.

В конце 1990 г. были приняты два закона - Закон о «Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», что несколько упорядочило  развитие банковской сферы. Основными  крупными банками были Сбербанк и Внешэкономбанк.

Мировая банковская история не знала  столь быстрого роста числа банков, как это имело место в России. В 1989-1995 гг. было создано около 2700 банков.

Для такого количества банков в стране не было достаточного количества квалифицированных  банковских работников, способных работать в рыночных условиях. Неэффективной  оставалась система управления банковской системой со стороны ЦБ. Многие банки  обанкротились или закрылись, выполнив задачи их учредителей. Это был первый банковский кризис в стране. И, чтобы  удержать ситуацию, Банк России вынужден был направить в банковскую систему около 1 млрд. долл.

К 1998 г. в России сформировались банки  следующих типов:

- Банк России, имеющий зарубежные  коммерческие «дочки»: Евробанк, Московский народный банк, Ост-Вест  Хандельсбанк, Коммерцбанк, Донау  банк, Ист-Вест Юнайтед банк;

- квазигосударственные банки - Сбербанк, Внешэкономбанк; Внешторгбанк  и др.;

- коммерческие банки;

- банки, созданные монополиями  и олигополиями;

- крупные московские коммерческие  банки, выросшие на основе банковского  бизнеса;

- банки, контролируемые региональными  властями;

- банки региональных монополий;

       - частные региональные коммерческие банки (в основном средние и мелкие)

Причиной российского финансового и банковского кризиса 1998 г. стала общая слабость экономики и неэффективность ее реального сектора. Предприятия в массе своей были убыточными. Коммерческим банкам некого было кредитовать, за исключением сырьевых отраслей, особенно в условиях высокой инфляции. Попытка стабилизировать финансовую систему и снизить уровень инфляции за счет внешних заимствований была обречена на провал. Процент невозврата кредитов был очень высок.  У банков практически не было инструментов для получения доходов.

Основными внутренними причинами  финансового и банковского кризиса 1998 г. в России были:

- общая слабость власти;

- неэффективная система управления  страной и экономикой;

- неэффективность производства  и экономики в целом;

- отсутствие в России опыта,  навыков, управленцев;

- слабое банковское законодательство;

- ошибочная денежно-кредитная политика  правительства и ЦБ, в частности, длительное поддержание завышенного валютного курса рубля в рамках объявленного валютного коридора (1997-98 гг. до 17 августа);

- неэффективная работа ЦБ. Крайне  неэффективное использование внешних  и внутренних заимствований, а  также валютных резервов страны и т.д.

После дефолта в банковской системе резко выросла роль квазигосударственных банков. Банковская система по закону осталась двухуровневой, но фактически временно трансформировалась в трехуровневую:

1) ЦБ;

2) квазикоммерческие банки с  долей госкапитала (акций) свыше  50%: Сбербанк , Внешторгбанк, Банк Развития, Внешэкономбанк, Россельхозбанк и др.;

3) коммерческие банки.

К 2002 году банковская система преодолела последствия дефолта и восстановила свой уровень. Основным источником доходов банков в 2001 г. стали кредиты реальному сектору экономики. Таким образом, банковская система стала выполнять свою главную функцию.

 

 

2.2.  Сущность и принципы организации банковской системы России.

Современная банковская система  России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 27.07.2010), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п. Согласно этому закону кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная  организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные  банковские операции, предусмотренные  настоящим Федеральным законом. Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие:

    • двухуровневая структура;
    • осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком;
    • универсальность деловых банков;
    • коммерческая направленность деятельности банков.

Принцип двухуровневой структуры  построения банковской системы России реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка  и всех остальных банков. Центральный  банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной  политики, а ориентируются в своей  работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п.

Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом