Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет. Крупнейший потенциальный источник доходов бюджета- налогообложение. Также накопление бюджета происходит за счёт инвестиционных поступлений, как внутреннего, так и внешнего характера.

Содержание

I. Бюджетный дефицит и государственный долг.
1.1 Социально-экономическая сущность бюджетного дефицита, причины его возникновения и виды.
1.2 Способы финансирования дефицита бюджета.
1.3 Сущность государственного долга. Управление государственным долгом.
1.4 Состояние бюджета и проблема государственного
долга в России.
II. Становление и развитие банковского дела в России.
2.1 Краткая история банковского дела в России.
2.2 Сущность и принципы организации банковской
системы России.
2.3 Состояние и перспективы развития банковской системы России

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.69 Кб (Скачать документ)

Современные монетаристы (М. Фридмен, Ф. Кейтен и др.) считают, что если государство финансирует свои потребности  за счет займов на рынке капитала, то это ведет к увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных  инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государственный  долг происходит перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда  за счет налоговых поступлений в  будущем граждане будут вынуждены  расплачиваться по долгам государства.

Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных  заимствованиях нет ничего страшного. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоваться несколько поколений, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению. Государственный долг выступает как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, поэтому государственные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития.

Объективная необходимость использования  долгового финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена  сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная  деятельность и т.п. требуют от государства  постоянного увеличения бюджетных  расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями  налогообложения. В этом смысле государственный  кредит помогает ослабить противоречие между все увеличивающимися потребностями  общества и ограниченными средствами государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Сущность государственного долга. Управление государственным долгом.

Государственный долг - это общий  размер задолженности федерального правительства владельцам государственных  ценных бумаг, равный сумме прошлых  бюджетных дефицитов (минус бюджетные  излишки). Возникает вопрос, а почему появляется государственный долг. Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом объемов ВПК, ростом оборота в теневой экономике, а также потерь, хищений и т. д. При значительных размерах государственного долга затраты по его обслуживанию могут стать причиной экономического кризиса. Общий дефицит бюджета, за вычетом процентных выплат по государственному долгу, называется первичным дефицитом.

Государственная задолженность уменьшается  в двух случаях:

  • когда темпы прироста реального национального дохода превышают реальную ставку процента рефинансирования;
  • когда образуется первичный бюджетный избыток.

Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.

Внутренний долг - задолженность государства перед своими гражданами - образуется в результате выпуска долговых обязательств. Внешний долг - результат заимствований за пределами государства.

Значительное возрастание государственного долга приводит к существенному  сокращению уровня жизни населения, поскольку при наличии значительного  долга происходят перераспределение  и утечка национального капитала за пределы государства.

Управление внутренним государственным  долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных  долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. В управлении государственным долгом используются также такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Под конверсией понимается изменение  доходности займов. Оно может предусматривать  как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг.

Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону  увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Например, в 1936 г. облигации  семи государственных займов, размещавшихся  среди населения по подписке с  рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более  низкой доходностью и с увеличением  вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

Обмен облигаций по регрессивному  соотношению означает, что несколько  ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта  мера эффективна, когда погашение  ранее выпущенных облигаций и  уплату процентов по ним нужно  осуществлять в новых полноценных  деньгах.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда  выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть  поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов  по старым займам. При отсрочке погашения  займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения  от консолидации займов, при которой  владельцам облигаций продолжает выплачиваться  доход.

Аннулирование государственного долга  — крайняя мера, в результате которой государство полностью  отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

 
    1. Состояние бюджета и проблема государственного

долга в России.

После кризиса в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему проблема бюджетного дефицита постепенно исчезает. Уже в 2000 году дефицит бюджета составил 1,08 % от ВВП, а начиная с 2001 года бюджет исполнялся с профицитом.

Рассмотрим динамику изменений  в бюджете России на протяжении последних 10 лет

Таблица 1.2.1 Исполнение федерального бюджета 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы

1,5923

2,2022

2,5883

3,4263

5,121

6,277

7,765

9,258

13,421

8,299

Расходы

1,3762

2,046

2,3715

2,6956

3,584

4,286

6,132

7,561

15,847

10,088

Профицит

(трлн. руб.)

0,216

0,156

0,216

0,731

1,536

1,991

1,782

1,697

---

---

Дефицит

(трлн. руб.)

---

---

---

---

---

---

---

---

2,427

1,787

% от ВВП

2,4%

1,4%

1,6%

4,4%

7,1%

7,4%

5,9%

4%

5,9%

3,9%


По данным таблицы видно, что  бюджетный профицит в нашей стране наблюдался до 2008 года. Причем рекордного показателя он достиг в 2006 году (почти 2 триллиона рублей). Такая динамика бюджета определялась, прежде всего, ростом экономики и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Главным фактором роста доходов федерального бюджета стал рост мировых цен на нефть.

Начиная с 2007 года профицит пошел на спад и в 2008 году составил 1, 697 трлн. рублей, а уже в конце года был  зафиксирован дефицит бюджета. В ноябре дефицит составил 272 млрд. или 7% месячного ВВП, в декабре - уже 814 млрд. руб., или рекордные 21% ВВП. Это было вызвано резким ростом расходов в конце года при урезанных кризисом доходах, и уже в 2009 году дефицит достиг 2,427 трлн. рублей. Главной причиной такого дефицита являются резко выросшие расходы бюджета наиболее тяжелой первой половины кризисного 2009 года.

Дефицит федерального бюджета России по итогам 2010 года составил 3,9 % ВВП. В денежном выражении бюджетный дефицит прошлого года оценивается в 1,787 триллиона рублей.

Согласно предварительным данным Минфина, доходы бюджета в 2010 году достигли 8,299 триллиона рублей, или на 5,4 % выше запланированного. Расходы же составили 10,087 триллиона рублей, что ниже плана на 2,1 %.

По предварительному прогнозу, в  прошлом году дефицит бюджета  был запланирован на уровне 5,3 % ВВП. Однако в октябре премьер-министр России Владимир Путин заявил, что дефицит будет существенно ниже этого показателя,  и оценку по бюджетному дефициту понизили до 4,1-4,2 % ВВП.

На уменьшение дефицита повлияло несколько факторов. Среди них, в частности, повышение цен на нефть (что пополнило бюджет на 110 миллиардов рублей), экономия расходов (на 213 миллиардов рублей), а также увеличение импорта (что дало в бюджет 130 миллиардов рублей).

Доходы федерального бюджета на 2011 год запланированы в сумме 8 844,6 млрд. рублей (из них нефтегазовые доходы составят 4 090,0 млрд. рублей). Расходы  бюджета определены в объеме 10 658,6 млрд. рублей. Таким образом, дефицит  федерального бюджета на 2011 год установлен на уровне 1 814,0 млрд. рублей.

На плановый период 2012 - 2013 годов  поступления в доходную часть  бюджета прогнозируются в следующих  объемах: 2012 год - 9 503,5 млрд. рублей; 2013 год - 10 379,9 млрд. рублей. С учетом расходов в 2012 году в сумме 11 237,9 млрд. рублей, в 2013 году в сумме 12 175,6 млрд. рублей, дефицит бюджета составит соответственно 1 734,4 млрд. рублей и 1 795,7 млрд. рублей.

Предполагается, что дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться  за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований. Покрытие дефицита в 2012 и 2013 годах будет  в основном осуществляться за счет средств от приватизации федерального имущества и государственных  заимствований.

Основными приоритетами бюджетного финансирования являются: постепенное сокращение антикризисных  мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на ее модернизацию и технологическое  развитие; исполнение законодательно установленных обязательств по выплате  социальных пособий и компенсаций  в сфере социальной защиты населения; развитие транспортной инфраструктуры; обеспечение закупок новых видов  вооружения и реализации социальных гарантий для военнослужащих; финансирование организации и проведения особо значимых международных мероприятий.

Государственный долг Российской Федерации

Государственный долг Российской Федерации является результатом заимствования финансовых средств для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг России может  быть разделен на внешний государственный  долг РФ и внутренний государственный  долг, структуры которых отличаются друг от друга. Внешний государственный  долг РФ во время финансового кризиса 1998 года составлял 146 % ВВП, что является своеобразным рекордом. Внешний долг Российской Федерации в 2010 году составляет 3 % ВВП или 36 миллиардов долларов. По мнению Правительства Российской Федерации, внешний долг страны должен не превышать 2,5 % ВВП. Для сравнения - внешний долг Великобритании составляет 68 % ВВП, Германии — 72 % , США 83 % , а Японии — 217 % от ВВП. Активное сокращение внешнего долга России происходило в 2004 — 2008 годах, когда цены на нефть были достаточно высоки.

Внутренний  государственный долг – это обязательства  государства, которые были взяты  для привлечения денежных средств  частных и юридических лиц, находящихся  на территории РФ. Для привлечения  финансовых средств государственные  органы могут прибегнуть к выпуску  долгосрочных и краткосрочных облигаций, облигаций сберегательного займа  или казначейских векселей.

После дефолта 1998 года некоторые виды внутренних ценных бумаг долгое время пользовались невысокой популярностью у населения, но в настоящее время доверие  к государственным ценным бумагам  восстанавливается. В 2010 году сумма  внутреннего государственного долга  РФ составляет более 1,5 триллионов рублей.

Динамика государственного долга  Российской Федерации в 2008-2012 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП) представлена в следующей таблице.

Таблица 1.2.2 Государственный долга РФ в 2008-2012 г.

 

На 1 января 2008 года

На 1 января 2009 года

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

Изменение 2012 г. к 2009 г.

Отчет 2007 г.

Отчет 2008 г.

Закон № 204-ФЗ (с изм.)

Проект

Проект

Проект

Сумма

%

Государ-ственный долг РФ,   млрд. рублей

2 402,8

2 692,0

3 923,4

5 499,2

7 026,8

8 275,4

4 352,0

210,9

% к ВВП

7,3

6,5

9,7

12,7

14,6

15,4

-

-

Государ-ственный внутрен-ний долг, млрд. рублей

1 301,2

1 499,8

2 515,3

3 301,8

4 109,7

4 344,3

1 829,0

172,7

%кВВП

4,0

3,6

6,2

7,6

8,5

8,1

-

-

Государ-ственный внешний долг, млрд. рублей

1 101,6

1 192,2

1 408,1

2 197,4

2 917,1

3 931,1

2 523,0

279,2

% к ВВП

3,3

2,9

3,5

4,9

6,1

7,3

-

-

Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом