Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет. Крупнейший потенциальный источник доходов бюджета- налогообложение. Также накопление бюджета происходит за счёт инвестиционных поступлений, как внутреннего, так и внешнего характера.

Содержание

I. Бюджетный дефицит и государственный долг.
1.1 Социально-экономическая сущность бюджетного дефицита, причины его возникновения и виды.
1.2 Способы финансирования дефицита бюджета.
1.3 Сущность государственного долга. Управление государственным долгом.
1.4 Состояние бюджета и проблема государственного
долга в России.
II. Становление и развитие банковского дела в России.
2.1 Краткая история банковского дела в России.
2.2 Сущность и принципы организации банковской
системы России.
2.3 Состояние и перспективы развития банковской системы России

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.69 Кб (Скачать документ)

Принцип осуществления банковского  регулирования и надзора центральным  банком находит свое отражение в  том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы (Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ и Министерство внешнеэкономических связей РФ). Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов.

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие  на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными  словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством  и банковскими лицензиями операции — краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

Универсальный статус банков позволяет  снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики  каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый «конфликт интересов» между ним и клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в  том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в  РФ является получение прибыли. В РФ Закон «О банках и банковской деятельности» допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные  организации, филиалы и представительства  иностранных банков. Таким образом, отечественная банковская система построена по двухуровневому принципу, что схематически может быть представлено следующим образом:

Рис. 2.1.1 Двухуровневая банковская система России

Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое  лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации.

Таким образом, в настоящее время  в РФ существуют две группы кредитных  организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Состояние и перспективы развития банковской системы России.

Итоги 2010 года свидетельствуют, что экономика  России не оправилась от последствий  кризиса. Аналогичная ситуация сохраняется и в банковской системе: рост кредитного портфеля идёт гораздо меньшими темпами, чем ожидалось ранее. Кредитование продолжает стагнировать.

Вместе  с тем следует отметить, что  намечается смена кризисного тренда: после снижения объёма кредитования, наблюдавшегося в течение кризиса, а также в первом квартале 2010 года, в апреле – июне объём кредитов, предоставленных как нефинансовым организациям, так и физическим лицам, вырос (соответственно в апреле –  на 1,0% и 0,9%, в мае – на 2,6% и 1,0%, в  июне – на 2% и 1,6%). В июне впервые  уменьшилась совокупная величина просроченной задолженности с 1109,1 млрд руб. до 1104,1 млрд руб. Однако рост резервов на возможные потери продолжается, причём опережающими темпами. Таким образом, утверждать об устойчивом переходе кредитования в стадию роста преждевременно.

Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что мировой кризис начинает приобретать  затяжной характер, особенно с учётом проблем в ряде европейских стран. Для России, отстающей от развитых стран и в техническом развитии, и в уровне потребления это  может играть крайне негативную роль.

Положение осложняется тем, что во время  кризиса государство оказало  селективную помощь (в первую очередь  крупным банкам) и в части предоставления капитала, и в части предоставления ликвидности. Эти банки получили большие преференции, что помогло  им занять большую долю рынка, но вместе с тем, на них же легли и повышенные риски.

Анализ  ситуации показывает, что в ближайшие 3-5 лет банковской системе России для успешного развития предстоит  решить следующие проблемы.

1. По улучшению финансовых показателей:

·   минимизировать негативное влияние  «плохих» кредитов;

·   погасить привлечённые во время острой фазы кризиса дорогие ресурсы;

·   увеличить капитал (в том числе  ряду банков до установленного законом  минимально необходимого уровня);

·   создать оптимальную структуру  ресурсной базы;

·   приспособиться к высокой волатильности  на мировых финансовых рынках (особенно на валютном);

2. По улучшению организации работы банков:

·   найти новые направления развития бизнеса и/или принять новые  стратегии развития, в том числе  и на региональном уровне;

·   перестроить бизнес-процессы, существенно  улучшить систему риск-менеджмента;

·   повысить производительность труда, в  том числе за счёт внедрения передовых  информационных систем.

Решение этих задач требует количественного  увеличения и качественного улучшения  кредитного портфеля. Именно его динамика является ключевым показателем успешности выхода российской банковской системы  из кризиса. Экономика России сможет выйти на траекторию стабильного роста в том случае, если на протяжении следующих пяти лет реальные темпы прироста основных показателей банковской системы будут составлять не менее 15% в год.

Таблица 2.3.1 Динамика основных показателей банковской системы России в период 2010-2015 гг., трлн руб.

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Совокупные активы

29,4

31,3

38,7

44,8

52,6

60,1

Кредитный портфель

19,9

22

28,1

32,7

39,2

45,5

Собственный капитал

4,6

5,4

6

7,3

8,7

10,1

Депозиты физических лиц

7,5

8,1

9,8

11,2

13,6

15,5

Средства организаций

9,3

11

14,4

16,9

19,7

21,7

Справочно. Доля банковских кредитов в:

инвестициях в основной капитал 

9,4%

9,1%

10,7%

13,3%

16%

18,3%

покупке жилья 

11,9%

13,2%

18,4%

21,9%

25,5%

28%

пассивах малого и среднего бизнеса 

17,8%

20,4%

23,2%

28%

30,4%

34,1%


Должна  быть разработана государственная  программа по обеспечению указанных  темпов роста банковской системы. Важнейшие меры по развитию банковской системы и кредитования в России миогут быть следующими:

  • сохранение и расширение программ рефинансирования Банка России.
  • перестройка системы банковского надзора в сфере создания резервов на возможные потери.
  • развитие государственных и региональных программ по снижению кредитных рисков.
  • стимулирование докапитализации банков, процессов слияний и поглощений.
  • повышение статуса депозитной базы банков.
  • решение многочисленных законодательных и правоприменительных проблем.
  • активизация ипотечного кредитования в России.
  • совершенствование институциональной инфраструктуры кредитного рынка.

Таким образом  Россия стоит перед весьма важным этапом развития банковской системы России и экономики страны в целом. И от того, какие задачи будут поставлены и как определятся пути их решения, зависит будущее страны.

 

 

                                            Заключение.

В данной курсовой работе были рассмотрены основные теоретические моменты теории бюджетного дефицита и государственного долга и отражены основные этапы развития банковской системы нашей страны

Таким образом, можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Ежегодно  сбалансированный бюджет является целью  и нашей финансовой политики. В  целом ситуация с бюджетным дефицитом  тяжелая, но не катастрофическая. Первоочередной задачей является увеличение валютных поступлений в бюджет.

Немаловажно отметить и необходимость осуществления  налоговой и структурной бюджетной  реформы. Главной целью совершенствования  бюджетно-налоговой политики государства  должно быть усиление ее стимулирующей функции.

В области  налоговой политики предстоит реформа  всей системы налогов и сборов, законодательных основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и  стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить  налоговое давление на экономику  и ограничить его негативное воздействие  на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Расходы бюджета России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить  механизм предоставления различным  субъектам и на реализацию государственных  программ.

Государственный долг необходимо использовать по возможности как  инструмент оживления экономики. При  этом предстоит обеспечивать оптимальное  соотношение долгосрочных и краткосрочных  государственных обязательств и  муниципальных займов, а так же использовать прогнозные источники  обслуживания и погашения государственного долга

 История развития кредитных  отношений и основного их звена  -  банка - насчитывает не одну  сотню  лет.  Все  это   время  они  совершенствовались  и приспосабливались   под   существовавшие   экономические   и    политические  структуры.  Банковская система  России  прошла  сложный  путь  развития  в  рамках различных хозяйственных  укладов. Банковская   система претерпела соответствующие изменения.

Также 2010 год выявил ряд дисбалансов в экономике России, трансформация банковской системы под воздействием кризиса уже началась

Таким образом, преодоление тяжелой существующей ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. "Конституция Российской Федерации" от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
  2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 30.04.2010);
  3. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
  4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1;
  5. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах"
  6. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2004 г.
  7. Александров И. М. "Бюджетная система Российской Федерации". Учебник.   «Дашков и К°». 2007г.;
  8. Герсон Антель, Петер С.Бас, Джон Брей,  «Прикладная экономика», Издательство: Артель-сервис, 2003 г.;
  9. Глушкова: Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие, Издательство: Альма Матер, 2005;
  10. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В., ред., "Издательство "ЭКЗАМЕН"" - 2005,
  11. Ковалева Т. М. "Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации". Учебник. "Кнорус" 2009г.;
  12. Лаврушин И.О. Банковское дело – учебное пособие, Издательство: «Кнорус», 2009;
  13. Сорокина Т.В., Государственный бюджет: учебное пособие для ВУЗов, 2-е изд., Издательство: БГЭУ, 2004 г.
  14. Тавасиев А.М., Москвин В.А., Эриашвили Н.Д. Банковское дело. Учебное пособие – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-287 с.;
  15. Федосов В.А.Редактор: Врублевская О.В. «Бюджетная система Российской Федерации», Издательство: Питер, 2009 г.;
  16. http://www.budgetrf.ru/
  17. http://www.minfin.ru/ru/
  18. http://www.cbr.ru/

Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом