Целевые бюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание

Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике потребовал проведения ряда преобразований в организации всего финансового механизма страны, в том числе механизма функционирования государственных и муниципальных финансов как одной из его составных частей. Изменились методы мобилизации средств в бюджеты различных уровней, принципы и направления их расходования, структура доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов регионов и муниципальных образований. Несмотря на то, что новая бюджетная система больше соответствует потребностям рыночной экономики, её функционирование выявило ряд проблем, тормозящих социально-экономическое развитие страны, в частности значительный рост нецелевого

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность и назначение целевых бюджетных фондов
1.1. Экономическое содержание, значение и условия, способствующие созданию, целевых бюджетных фондов…………………………………4
1.2. Организационно-правовые основы функционирования целевых бюджетных фондов в РФ…………………………………………………………………………………………………………11
ГлаваII. Анализ функционирования целевых бюджетных фондов денежных средств
2.1. Анализ формирования и расходования ЦБФ в составе федерального бюджета……………………………………………………………………………………………………………15
2.2. Особенности ЦБФ, формируемых в региональных и местных бюджетах……………………………………………………………………………………………………………………………………………27
Глава III. Перспективы развития системы ЦБФ в современных условиях……………………………………………………………………………………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………41
Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа_Зурнаджян А_07-Фик.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………2

Глава I. Сущность и назначение целевых бюджетных фондов 

1.1. Экономическое  содержание, значение и условия,  способствующие созданию, целевых  бюджетных фондов…………………………………4

1.2. Организационно-правовые основы функционирования целевых бюджетных фондов в РФ…………………………………………………………………………………………………………11 
ГлаваII. Анализ функционирования  целевых бюджетных фондов денежных средств

2.1. Анализ формирования  и расходования ЦБФ в составе федерального бюджета……………………………………………………………………………………………………………15 
2.2. Особенности ЦБФ, формируемых в региональных и местных бюджетах……………………………………………………………………………………………………………………………………………27 
Глава III. Перспективы развития системы ЦБФ в современных условиях…………………………………………………………………………………………………………………………………………35

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………41

Список  используемой литературы…………………………………………………………………………………43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Переход от административно-командной системы  управления народным хозяйством к рыночной экономике потребовал проведения ряда преобразований в организации всего финансового механизма страны, в том числе механизма функционирования государственных и муниципальных финансов как одной из его составных частей. Изменились методы мобилизации средств в бюджеты различных уровней, принципы и направления их расходования, структура доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов регионов и муниципальных образований. Несмотря на то, что новая бюджетная система больше соответствует потребностям рыночной экономики, её функционирование выявило ряд проблем, тормозящих социально-экономическое развитие страны, в частности значительный рост нецелевого использования бюджетных средств.  
Внедрение системы целевых бюджетных фондов в определённой степени позволило сделать более прозрачным процесс управления государственными финансами, в том числе усилить контроль за законностью мобилизации и расходования бюджетных средств и, соответственно, обеспечить более эффективное их использование.  
Целевые бюджетные фонды составляют финансовую базу реализации различных социально-экономических программ среднесрочного и долгосрочного характера. К настоящему времени все целевые бюджетные фонды на федеральном уровне были ликвидированы. В связи с этим представляется актуальным как изучение развития системы ЦБФ на региональном и местном уровнях, так и исследование возможности восстановления этого вида фондов в федеральном бюджете. В данной работе раскрывается и анализируется история развития и проблемы использования отдельных видов ЦБФ, в частности экологических и дорожных.

Цель исследования состоит в изучении теоретических  основ функционирования целевых  бюджетных фондов, а также их анализ, т к бюджетные фонды выступают  в качестве механизма реализации отдельных направлений бюджетной политики.

     Задачами  исследования являются:  
1) исследование социально-экономического значения ЦБФ в современных условиях и их места в бюджетной системе;  
2) анализ этапов и закономерностей развития системы ЦБФ на федеральном и региональном уровнях;  
3) систематизация нормативной правовой базы, регулирующей функционирование ЦБФ;  
6) исследование целесообразности их функционирования на всех уровнях бюджетной системы; 
7) оценка перспектив применения ЦБФ в целях реализации экономической политики государства;  
8) определение основных направлений совершенствования контроля за функционированием ЦБФ.  
Объектами исследования являются целевые бюджетные фонды как на федеральном уровне так и на региональном уровне, предметом исследования - методический аппарат формирования и использования целевых бюджетных фондов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Глава I. Сущность и назначение целевых бюджетных фондов 

1.1. Экономическое содержание  и значение целевых  бюджетных фондов 

     Бюджетные отношения характеризуются сложностью и разнообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны). В российской экономике существуют различные виды фондов, важное значение среди которых имею целевые бюджетные фонды и вбф. Формирование и использование ЦБФ также является частью бюджетных отношений. Вместе с тем данные фонды можно обозначить как бюджетные фонды «второго порядка», так как они функционируют в рамках единых бюджетов. В связи с этим представляется целесообразным начать рассмотрение теоретических вопросов их существования с анализа взглядов на экономическую сущность бюджета в целом.  
Основы функционирования государственного бюджета как экономической категории изложены в работах многих специалистов.

     В учебнике «Финансы»  под редакцией  А.Г. Грязновой и  Е.В. Маркиной бюджетные отношения определяются как совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой, по поводу перераспределения валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, с целью образования фондов денежных средств, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления и используемых ими на удовлетворение общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы функций и задач. При этом бюджетный фонд представляет собой обособленную часть стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, концентрируемую в распоряжении соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления и используемую для выполнения функций и задач, отнесённых к его компетенции.

     В учебнике «Бюджетная система России»  под редакцией  Г.Б. Поляка бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. «Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики».

     В учебнике «Финансы» под редакцией В.В.Ковалевой государственный бюджет трактуется как система экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества» .

В БК РФ (ст 6) бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     Исходя  из этого, можно сделать вывод, что  бюджет представляет собой систему финансовых отношений, выражающих движение чистых доходов общества, в процессе которого образуется централизованный фонд государства, средства которого направляются на выполнение государством своих функций. 

     Изучение  данных взглядов на экономическую сущность бюджета создаёт предпосылку для формулировки определения целевого бюджетного фонда. Как особая разновидность бюджетных фондов они представляют собой отношения по поводу образования и расходования денежных средств государства для выполнения конкретных задач бюджетной политики и / или отдельных функций органов государственной власти (органов местного самоуправления). Они создаются за счет доходов целевого назначении, в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений. В отношении доходов целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета за счет общей величины поступивших доходов. Доходы целевых бюджетных фондов в отличие от всех остальных бюджетных доходов не обезличиваются и направляются на заранее обусловленные цели; использование средств целевых бюджетных фондов на цели, не соответствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов. Процессы формирования и использования средств каждого из целевых бюджетных фондов отражаются в отдельной смете. Как и все бюджетные отношения, данная группа отношений характеризуется тем, что их непременным участником выступает государство в лице своих органов власти и на основе этих отношений происходит формирование и использование централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общих для населения определённой территории потребностей. Целевые бюджетные фонды, как и бюджет в целом, выполняют задачи государственного регулирования и стимулирования экономики. Учет операций со средствами целевых фондов федерального бюджета осуществляет Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ, целевых фондов регион, и местных бюджетов - органы, исполняющие эти бюджеты. Доходы и расходы целевых бюджетных фондов учитываются в соответствии с действующей бюджетной классификацией. Финансирование расходов целевых бюджетных фондов осуществляется в пределах поступающих доходов, определенных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год.

     Быстрое развитие ЦБФ во многом объясняется  необходимостью общественно-значимых видов деятельности, в которых  рынок не заинтересован или не может их гарантировать. ЦБФ выступают  инструментом преодоления провалов рынка в сфере производства подобных благ. Также они выступают инструментами обеспечения дифференцированного спроса на общественные услуги, т к рынок берет на себя верхнюю часть максимального платежеспособного спроса, а государство – минимального или усредненного, добиваясь всеобщности охвата и доступности потребления основных общественных благ.

     ЦБФ это конкретные финансовые структуры, имеющие определенные цели и конкретные задачи, как правило, лежащие за пределами  коммерческой рыночной деятельности – аккумулирование ресурсов для общественно – значимых целей. Многовариантность общественно – полезных задач порождает многообразие фондов. Важную особенность  составляет их некоммерческий статус. Цель их деятельности ориентирована не на получение максимально возможной прибыли, а на выполнение другой целевой задач, признанной обществом. В рыночных отношениях ЦФ обладают отличным от рыночного некоммерческим механизмом хозяйствования.

     Как особая сфера перераспределительных  отношений ЦБФ имеют некоторые особенности. На стадии их формирования эти особенности связаны с множеством источников, которые имеют строго целевое назначение, соответствующее направлениям использования того или иного фонда. Основную долю доходов формируют за счет налогов, которые предназначены для финансирования расходов, а также обязательные и добровольные отчисления, добровольные пожертвования, сборы. Для каждого вида ЦБФ они различаются. Производство общественных благ ввиду их нерыночного характера, необходимости обеспечения максимальной доступности потребления сложно финансировать на основе рыночных отношений. Поэтому государство вводит налогообложение некоторых видов деятельности. Связанных с обеспечением производства общественных благ и финансированием из полученного источника конкретной общественной услуги. Сборы за пользование представляют собой полное или частичное возмещение издержек по производству услуг, взимаемых государственным учреждением в обмен на предоставление блага или услуги, производимые им.

     Разнообразие целевых фондов создают сложные многоступенчатые финансовые связи. Эти связи возникают между целевыми фондами и другими звеньями финансовой системы, а также между фондами. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние связи. ЦБФ затрагивают именно односторонние связи, в которых финансовые потоки идут в одном направлении: от целевого фонда к другому звену или наоборот. Поток средств, в данном случае, идет от бюджета к фонду.

     Целевым бюджетным фондам присущи черты, характерные для бюджета в  целом:

1) отношения, связанные  с формированием и использованием  ЦБФ - это всегда перераспределительные  отношения, поскольку они являются  результатом перераспределения  средств уже внутри самого бюджетного фонда;  
2) объектом перераспределения выступает та часть национального дохода, которая аккумулируется на формирование ЦБФ;  
3) пропорции перераспределения, связанного с формированием и использованием ЦБФ, зависят от пропорций, структуры и потребностей воспроизводства в целом, поскольку спецификой воспроизводства определяется, какие ЦБФ необходимо формировать и в каком объёме. Например, для России актуальной является проблема развития дорожного хозяйства, что создаёт предпосылку для функционирования дорожных фондов во многих субъектах РФ.

   В качестве специфических черт целевых бюджетных фондов, позволяющих выделить их из общей совокупности бюджетных фондов, можно определить следующие:

  1. Более узкая целевая направленность данных фондов по сравнению с остальными бюджетными фондами. Она выражается в том, что каждый ЦБФ создаётся для достижения какой-либо конкретной цели, решения чётко определённой проблемы (улучшение экологической обстановки, воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п.). Соответственно, его доходная часть формируется из поступлений от тех групп плательщиков, которые либо заинтересованы в решении данной проблемы, либо должны компенсировать использование в своих целях благ, принадлежащих всему обществу (например, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, дорожные налоги). Средства фонда при этом расходуются только на те направления, которые соответствуют задачам, поставленным при его создании, и не должны изыматься для использования на другие цели.
  2. Функционирование ЦБФ внутри бюджетного фонда. Это означает, что, во-первых, в отношении ЦБФ действуют все нормы, регламентирующие формирование и использование бюджетных средств, а также контроль за их управлением, если правовыми актами специально не установлен иной порядок. Во-вторых, важным при принятии решения о создании и целесообразности функционирования ЦБФ является вопрос о том, выполнение каких установленных законодательством обязательств государства может быть обеспечено финансированием за счёт средств соответствующего бюджета в целом, то есть централизация определённого объёма средств в ЦБФ не должна препятствовать выполнению более приоритетных задач, решение которых целесообразнее финансировать в рамках традиционного бюджета.
  3. Привязка длительности функционирования целевого бюджетного фонда к продолжительности достижения той цели, ради которой он создаётся. Каждый ЦБФ возникает с появлением какой-либо проблемы или задачи, которую предполагается решить посредством его использования, и ликвидируется либо когда данная проблема устраняется, либо когда выясняется, что соответствующую задачу лучше решить другим способом. Вместе с тем, существуют примеры ЦБФ, функционирующих на протяжении большого числа лет в связи с тем, что они опосредуют осуществление деятельности, носящей постоянный характер, например дорожные и экологические фонды.

Информация о работе Целевые бюджетные фонды