Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа
Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике потребовал проведения ряда преобразований в организации всего финансового механизма страны, в том числе механизма функционирования государственных и муниципальных финансов как одной из его составных частей. Изменились методы мобилизации средств в бюджеты различных уровней, принципы и направления их расходования, структура доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов регионов и муниципальных образований. Несмотря на то, что новая бюджетная система больше соответствует потребностям рыночной экономики, её функционирование выявило ряд проблем, тормозящих социально-экономическое развитие страны, в частности значительный рост нецелевого
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность и назначение целевых бюджетных фондов
1.1. Экономическое содержание, значение и условия, способствующие созданию, целевых бюджетных фондов…………………………………4
1.2. Организационно-правовые основы функционирования целевых бюджетных фондов в РФ…………………………………………………………………………………………………………11
ГлаваII. Анализ функционирования целевых бюджетных фондов денежных средств
2.1. Анализ формирования и расходования ЦБФ в составе федерального бюджета……………………………………………………………………………………………………………15
2.2. Особенности ЦБФ, формируемых в региональных и местных бюджетах……………………………………………………………………………………………………………………………………………27
Глава III. Перспективы развития системы ЦБФ в современных условиях……………………………………………………………………………………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………41
Список используемой литературы…………………
Существование
ЦБФ и их конкретные виды зависят от проводимой
в тот или иной период времени финансовой
и, в частности, бюджетной политики. Роль
целевых бюджетных фондов в рыночной экономике
проявляется в следующем:
1) они являются финансовой базой обеспечения
выполнения определённых, конкретных
целей бюджетной политики;
2) образование
ЦБФ используется как один
из методов стимулирования
3) целевые бюджетные фонды выступают в
качестве гарантии надлежащего использования
средств, мобилизация которых имеет целевой
характер.
Таким образом, целевые бюджетные фонды представляют собой промежуточную стадию финансовых отношений между бюджетной и внебюджетной формами перераспределения средств. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники формирования и целевой характер расходования средств. Включение же этих фондов в бюджет придаёт им свойства бюджетных средств, не меняя при этом их сущности как ограниченной формы перераспределения определённой части вновь созданной стоимости.
В зависимости от целей создания существующие и существовавшие ЦБФ можно разделить на следующие группы:
1) фонды обеспечения развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы - к ним можно отнести, в частности, дорожные и инвестиционные фонды, фонды развития минерально-сырьевой базы, фонды квотирования рабочих мест;
2) фонды, связанные с охраной окружающей природной среды -экологические, охраны водных объектов, биологических ресурсов;
3) фонды, связанные со стимулированием и поддержкой органов власти - фонды социального развития различных министерств и ведомств, например налоговой, таможенной, пограничной служб, Министерства финансов РФ, фонды борьбы с преступностью.
Также
ЦБФ можно классифицировать как
имеющие отраслевой либо общерегулирующий
характер. К первым относятся цбф, предназначенные
для решения задач какой-либо отдельной
отрасли (например, атомной энергетики,
или воспроизводства минерально-сырьевой
базы, или борьбы с преступностью, или
развития налоговой службы в стране и
т.п.); ко вторым - резервные фонды бюджета,
федеральный фонд финансовой поддержки
регионов и так далее.
1.2.
Организационно-правовые
основы функционирования
целевых бюджетных
фондов в РФ
Впервые
целевые бюджетные фонды
Преобразование отдельных внебюджетных фондов в целевые бюджетные фонды была нацелена на борьбу с распылением государственных средств и на восстановление государственного финансового контроля за их целевым использованием.
В зависимости от правового положения все целевые фонды можно подразделить на три группы. К первой относят целевые фонды, доходы и расходы которых включают в бюджет, т е они выступают как часть бюджетных средств. Законодательная власть рассматривает и утверждает объем таких фондов составе бюджета в виде целевых смет и субсчетов. Хотя имеют они целевое назначение, их обособленность несколько формальная. Вторая группа включает целевые фонды, наделенные юридической самостоятельностью. Парламент принимает особый закон образовании таких фондов, устанавливает их объем. Ежегодно законодательный орган рассматривает и утверждает бюджеты этих фондов. Их доходы и расходы обособленны от других финансовых звеньев. Эти фонды являются самостоятельными юридическими лицами и функционируют в соответствии с собственным уставом. Третья группа объединяет целевые фонды некоторых зарубежных стран, находящиеся в распоряжении министерств и ведомств для выполнения экономических, социальных программ. Обычно программы разрабатываются исполнительным органом на определенных срок. Парламент утверждает бюджет и выделяет под программу на текущий год этому органу средства. Так создается фонд министерства или ведомства, который в первый год своего функционирования выступает как часть бюджета. ЦБФ следует отнести к первой группе.
Определяя целевой бюджетный фонд, законодатель выделяет такие его основные характеристики, как:
1)
законодательная основа
2) образование фонда в составе бюджета;
3)
пополнение фонда за счет
4) использование средств фонда по отдельной смете;
5) использование средств фонда исключительно на цели, соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Фонды как некоммерческие организации определены в ст.118 ГК Российской федерации. Фонды являются юридическими лицами. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом.
Целевые бюджетные фонды определены в ст.17 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Функционирование целевых бюджетных фондов не просто способствует обеспечению соблюдения п. 3 ст. 3 Налогового кодекса, в соответствии с которым «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными», но и представляется наиболее приемлемой формой его реализации, поскольку ст. 35 Бюджетного кодекса запрещает увязывать доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
К 2004 году были в основном
ликвидированы все целевые федеральные
бюджетные фонды, за исключением Фонда
Министерства Российской Федерации по
атомной энергии. Ликвидация Федерального
дорожного фонда повлекла за собой введение
целевой статьи «Государственная поддержка
дорожного хозяйства». В федеральных бюджетах
были предусмотрены такие целевые статьи
как :Федеральный фонд компенсаций; Федеральный
фонд финансовой поддержки субъектов
РФ; Федеральный фонд софинансирования
социальных расходов; Фонд реформирования
региональных и муниципальных финансов;
Федеральный фонд регионального развития.
Но в отличие от обычных целевых бюджетных
фондов эти фонды не имеют целевых источников.
Однако, проявившиеся экономические последствия
проведённых преобразований в бюджетной
и налоговой сферах, в социальной области
(в частности, спад в развитии дорожного
строительства, снижение темпов воспроизводства
минерально-сырьевой базы) заставляют
задуматься о восстановлении некоторых
ЦБФ на федеральном уровне.
Глава
II. Анализ функционирования
целевых бюджетных фондов
денежных средств
2.1.
Анализ доходов
и расходов ЦБФ
в составе федерального
бюджета
Целевые бюджетные фонды присутствуют в федеральных бюджетах, формируемых на соответствующий год, и бюджетах многих субъектов Российской Федерации. Они составляют финансовую базу реализации различных социально-экономических программ среднесрочного и долгосрочного характера. В своей работе я проанализирую государственную политику в области финансирования федеральных фондов с 2005 по 2007 годы, т к в ФЗ «О Федеральном бюджете» на 2008-2010 годы ЦБФ не предусмотрены.
В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год», ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» и ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрены следующие фонды:
- Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации
- Федеральный фонд софинансирования социальных расходов
- Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов
- Федеральный фонд компенсаций
-
Федеральный фонд
- Инвестиционный фонд
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и распределяется между субъектами финансовых ресурсов в соответствии с единой методикой, утверждаемой правительством РФ. Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ подлежащий утверждению на очередной финансовый год, определяется путем умножения объема указанного Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен). . В составе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Объем указанных дотаций не может превышать 10 процентов объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя. 1
Федеральный фонд софинансирования социальных расходов образуется в составе федерального бюджета в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. 2
Инвестиционный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2005 года N 695 утверждено Положение о Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. Комиссия является координационным органом, образованным в целях формирования перечня инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, которым предоставляется государственная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда РФ.3
Федеральный фонд регионального развития образуется в составе федерального бюджета в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития.4
Федеральный
фонд компенсаций образуется в составе
федерального бюджета в целях предоставления
субвенций на исполнение расходных обязательств
субъектов Российской Федерации и (или)
муниципальных образований, финансовое
обеспечение которых в соответствии с
Федеральным законом "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
и (или) Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" осуществляется
за счет субвенций из федерального бюджета.
Субвенции из Федерального фонда компенсаций
распределяются между субъектами Российской
Федерации в соответствии с методикой,
утверждаемой Правительством Российской
Федерации в соответствии с требованиями
настоящего Кодекса, федеральных законов
и нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации. Субвенции из Федерального
фонда компенсаций распределяются между
всеми субъектами Российской Федерации
по единой для соответствующего вида субвенций
методике пропорционально численности
населения (отдельных групп населения),
потребителей соответствующих бюджетных
услуг, лиц, имеющих право на получение
трансфертов населению, другим показателям
с учетом объективных условий, влияющих
на стоимость предоставления бюджетных
услуг (объем выплат) в субъектах Российской
Федерации.5