Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа
Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике потребовал проведения ряда преобразований в организации всего финансового механизма страны, в том числе механизма функционирования государственных и муниципальных финансов как одной из его составных частей. Изменились методы мобилизации средств в бюджеты различных уровней, принципы и направления их расходования, структура доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов регионов и муниципальных образований. Несмотря на то, что новая бюджетная система больше соответствует потребностям рыночной экономики, её функционирование выявило ряд проблем, тормозящих социально-экономическое развитие страны, в частности значительный рост нецелевого
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность и назначение целевых бюджетных фондов
1.1. Экономическое содержание, значение и условия, способствующие созданию, целевых бюджетных фондов…………………………………4
1.2. Организационно-правовые основы функционирования целевых бюджетных фондов в РФ…………………………………………………………………………………………………………11
ГлаваII. Анализ функционирования целевых бюджетных фондов денежных средств
2.1. Анализ формирования и расходования ЦБФ в составе федерального бюджета……………………………………………………………………………………………………………15
2.2. Особенности ЦБФ, формируемых в региональных и местных бюджетах……………………………………………………………………………………………………………………………………………27
Глава III. Перспективы развития системы ЦБФ в современных условиях……………………………………………………………………………………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………41
Список используемой литературы…………………
В соответствии с ФЗ «О Федеральном бюджете на 2005 год» финансирование Федеральных фондов характеризуется показателями, указанными в приложении 16.Наибольшее количество денежных средств из бюджета получил Федеральный фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Его объем в 2005 году составил 189 875 736 тыс. рублей, что составило 76,14% общих расходов на все федеральные фонды. Эта статья является наиболее финансируемой, так как собственные бюджеты субъектов не обеспечиваются достаточным объемом финансовых ресурсов на реализацию социально-экономических задач.
Объем
Федерального фонда софинансирования
социальных расходов составил 22 997 732 тыс.
рублей, что составило 9,22% от общих расходов
на фонды. Выделенные финансовые ресурсы
были направлены на обеспечение приоритетных
социально значимых расходов их консолидированных
бюджетов в стимулировании субъектов
Федерации. Денежные средства направленные
в Фонд реформирования региональных и
муниципальных финансов составили 600 000
тыс. рублей, т е 0,24%. Федеральный фонд компенсаций
финансировался в объеме 33 386 202 тыс. рублей,
деньги которого были направлены на исполнение
отдельных расходных обязательств субъектов.
Его доля в общем объеме составила 13,39%,
т е фонд является вторым по необходимости
финансирования из федерального бюджета.
В Федеральный фонд регионального развития
было направлено 2 504 000 тыс. рублей, те примерно
1%. Средства фонда были направлены на финансирование
инвестиционных программ (проектов) развития
общественной инфраструктуры регионального
значения.
Структура
доходов федеральных
фондов в 2005 году
Рисунок 1
Рассматривая внутреннюю структуру доходов фонда софинансирования необходимо выделить наиболее приоритетные статьи, описанные в приложении 2.
Федеральный бюджет направляет в Фонд денежные средства в объеме 22 997 732 тыс. рублей для обеспечения социальных расходов по следующим направлениям:
Структура доходов
Фонда софинансирования
социальных расходов
Рисунок 2
Рассматривая внутреннюю структуру доходов фонда компенсаций необходимо выделить наиболее приоритетные статьи, описанные в приложении 3.
Осуществлялось финансирование по следующим направлениям:
1) субвенции бюджетам
субъектов Российской Федерации на оплату
жилищно-коммунальных услуг отдельным
категориям граждан в сумме
26 670 000,0 тыс. рублей
2) бюджетам закрытых
административно-
3) субвенции бюджетам
субъектов Российской
4) субвенции бюджетам
субъектов Российской
Структура доходов Фонда компенсаций социальных расходов
Рисунок 3
Расходы бюджета, направленные на обеспечение денежными средствами федеральных фондов составили 8,18% по отношению к общему объему расходов бюджета 2005 года, в соответствии с приложением 4.
В соответствии с ФЗ «О Федеральном бюджете на 2006 год» финансирование Федеральных фондов характеризуется показателями, указанными в приложении 5 7.
Наиболее финансируемым из бюджета оказался Федеральный фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Его объем в 2006 году составил 228 167 037,50 тыс. рублей, что составило 56,75% общих поступлений федеральных фондов этого года. Эта статья является наиболее финансируемой, так как собственные бюджеты субъектов не обеспечиваются достаточным объемом финансовых ресурсов на реализацию социально-экономических задач.
Объем Федерального фонда софинансирования социальных расходов составил 26 180 423,40 тыс. рублей, что составило 6,5% от общих расходов на фонды. Выделенные финансовые ресурсы были направлены на обеспечение приоритетных социально значимых расходов их консолидированных бюджетов в стимулировании субъектов Федерации. Денежные средства направленные в Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов составили 1 412 400,00 тыс. рублей, т е 0,35%. Федеральный фонд компенсаций финансировался в объеме 73 855 605,30 тыс. рублей, деньги которого были направлены на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов. Его доля в общем объеме составила 18,4%, т е фонд также как и в 2005г является вторым по необходимости финансирования из федерального бюджета. В Федеральный фонд регионального развития было направлено 2 679 280,00 тыс. рублей, те примерно 0,67%. Средства фонда были направлены на финансирование инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения. Также в составе федеральных фондов был создан Инвестиционный фонд, средства которого используются в целях реализации инвестиционных проектов. Объем данного фонда составил 69 741 208,30 тыс. руб, т е 17,3%.
Структура доходов федеральных фондов в 2006 году
Рисунок 4
Наибольшую
долю в общем объеме поступлений
фондов занимают расходы на Федеральный
фонд финансовой поддержки субъектов
РФ – 56,75%, далее Федеральный фонд
компенсаций – 18,37%, затем Инвестиционный
фонд – 17,35%.
Рассмотрим динамику финансирования фондов 2005-2006 гг, которая представлена в приложении 6.
По исследуемым данным можно сделать вывод, что общий объем поступлений в фонды в 2006 г по сравнению с 2005 г увеличился на 152 672 284,50 тыс руб, т е возрос на 61,2%. Это изменение было связано, в первую очередь, с увеличением средств в Федеральном фонде финансовой поддержки субъектов РФ, которое составило 38 291 301,50 тыс руб, а темп его прироста – 20,17%. Изменение финансирования Федерального фонда софинансирования социальных расходов составило 3 182 691,40 тыс руб, те средства фонда в 2006 году увеличились на 13,84%. Из них объем субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам отдельных категорий увеличился на 1 686 920,00 тыс руб, т е 26,78%; субсидии на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц возросли на 445 771,40 тыс руб, т е 26,26%; на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда объем средств увеличился на 1 434 528,70 или 23,91%, а субсидии на осуществление мер социальной поддержки тружеников тыла уменьшились на -664 528,70 т е уменьшились на 13,29%. Также изменились расходы бюджета направленные в Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Это отразилось в увеличении средств на 812 400,00 тыс руб или на 135,4%. Большую долю в объеме расходов федерального бюджета занимает Фонд компенсаций, средства которого были увеличены в 2006 году на 121,22% по сравнению с 2005 годом. Это увеличение было связано с появлением новых статей финансирования, таких как распределение резерва субвенций бюджетам субъектов РФ на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России", субвенции бюджетам субъектов РФ для финансирования обеспечения полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции, субвенции бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, субвенции бюджетам субъектов РФ на реал полномочий по осуществлению выплат инвалидам компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также субвенции бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий органов гос власти субъектов по подготовке и проведению Всероссийской с/х переписи и т д. Поступления Федерального фонда регионального развития в 2006 году выросли на 7%.
Таблица 7
Доля расходов бюджета на финансирование федеральных фондов в объеме общих расходов бюджета в 2006 году
Расходы бюджета | Поступления |
расходы направленные на фонды, рублей | 402 035 954,50 |
общие расходы бюджета , рублей | 4 270 114 718,30 |
Удельный вес | 9,415108985 |
Расходы бюджета на Федеральные фонды по отношению к общим расходам бюджета 2006 года составляют 9,4%.
В соответствии с ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год» финансирование Федеральных фондов характеризуется показателями, указанными в приложении 8 8. В 2007 году из бюджета было выделено на нужды Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ 260 418 336,20 тыс руб., что составило 56,76% в общем объеме. Объем Федерального фонда софинансирования социальных расходов составил 35 461 321,00 тыс. рублей, что составило 7,73% от общих расходов на фонды. Денежные средства направленные в Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов поступили в объеме 1 967 274,00 т е 0,43%. Федеральный фонд компенсаций финансировался в объеме 153 130 234,10 тыс. рублей, деньги которого были направлены на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов. Его доля в общем объеме составила 33,37%, т е фонд также как в 2005, 2006г так и в 2007 г является вторым по необходимости финансирования из федерального бюджета. В Федеральный фонд регионального развития было направлено 6 390 036,80 тыс. рублей, те примерно 1,39%. Средства фонда были направлены на финансирование инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения. Расходы на Инвестиционный фонд, средства которого используются в целях реализации инвестиционных проектов поступили в объеме 1 450 000,00 тыс. руб, т е 0,32%.
Структура доходов федеральных фондов в 2007 году
Рисунок 5
Соотношение между фондами в структуре поступлений осталось неизменным по сравнению с 2006 и 2007 годами. Наибольшую долю в общем объеме поступлений фондов занимают расходы на Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ – 56,76%, далее Федеральный фонд компенсаций – 33,37%, затем Инвестиционный фонд – 7,73%.
Рассмотрим динамику финансирования фондов 2006-2007 гг, которая представлена в приложении 9.
Более
наглядно можно проследить динамику
поступлений в фонды на рисунке
6.
Рисунок 6
Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ увеличился на 14,14%; объем Федерального фонда софинансирования социальных расходов увеличился на 35,45%; Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов пополнился в 39,29% больше чем в 2006 году; Федеральный фонд компенсаций увеличился на 107,34%, а Инвестиционный фонд уменьшился в 97,92%, в связи с сокращением финансирования инвестиционных проектов. Федеральный фонд регионального развития увеличился в 138,5%. Абсолютная разница объема средств всех фондов в 2007г по сравнению с 2006 годом составила 56 781 247,60 тыс руб, т е в 14,12% бюджет фондов в 2007 году больше.
Таблица 10
Доля расходов бюджета на финансирование федеральных фондов в объеме общих расходов бюджета в 2007 году
Расходы бюджета | Поступления |
расходы направленные на фонды, рублей | 458 817 202,10 |
общие расходы бюджета , рублей | 5 463 479 900,00 |
Удельный вес | 8,39789311 |
Расходы бюджета на Федеральные фонды по отношению к общим расходам бюджета 2007 года составляют 8,4%.
Динамика финансирования фондов в 2005-2007 годах
Рисунок 7
На
рисунке 7 наглядно представлено изменение
поступлений фондов в 2005-2007 годах. Можно
сделать вывод о том, что финансирование
Федеральных фондов с каждым годом увеличивалось.
2.2.
Особенности ЦБФ,
формируемых в
региональных бюджетах9
Для обеспечения выполнения определенных задач регионального значения в бюджетах формируют территориальные целевые бюджетные фонды. Это такие фонды как: дорожные, экологические фонды, фонды развития территорий, инвестиционные бюджетные фонды, фонды социального характера, фонд рекламы и городской информации, фонд по государственной охране, сохранению и популяризации недвижимого культурного наследия.