Целевые бюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание

Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике потребовал проведения ряда преобразований в организации всего финансового механизма страны, в том числе механизма функционирования государственных и муниципальных финансов как одной из его составных частей. Изменились методы мобилизации средств в бюджеты различных уровней, принципы и направления их расходования, структура доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов регионов и муниципальных образований. Несмотря на то, что новая бюджетная система больше соответствует потребностям рыночной экономики, её функционирование выявило ряд проблем, тормозящих социально-экономическое развитие страны, в частности значительный рост нецелевого

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность и назначение целевых бюджетных фондов
1.1. Экономическое содержание, значение и условия, способствующие созданию, целевых бюджетных фондов…………………………………4
1.2. Организационно-правовые основы функционирования целевых бюджетных фондов в РФ…………………………………………………………………………………………………………11
ГлаваII. Анализ функционирования целевых бюджетных фондов денежных средств
2.1. Анализ формирования и расходования ЦБФ в составе федерального бюджета……………………………………………………………………………………………………………15
2.2. Особенности ЦБФ, формируемых в региональных и местных бюджетах……………………………………………………………………………………………………………………………………………27
Глава III. Перспективы развития системы ЦБФ в современных условиях……………………………………………………………………………………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………41
Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа_Зурнаджян А_07-Фик.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

Глава III. Перспективы развития системы ЦБФ в современных условиях

     Сложившаяся в России система бюджетных отношений, несмотря на, проведенные реформы, не в полной мере отвечает стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем реформировании и развитии. В настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия формально сохраняет  высокую централизацию налогово-бюджетных полномочий. При этом федеральным законодательством установлены крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. С этой проблемой неразрывно связана и проблема социальных обязательств государства и прежде всего проблема необеспеченных социальных обязательств.

     Рассматривая  проблемы бюджетных отношений, следует  особое внимание обратить на распределение  налоговых доходов между бюджетами  субъектов Российской Федерации и федеральным бюджетом.

Основным  источником оказания финансовой помощи регионам является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации. Однако применяемая  методика распределения трансфертов  не способствует росту доходной базы субъектов Российской федерации. Предоставление регионам финансовой поддержки ориентировано на показатель среднероссийской бюджетной обеспеченности, а не на реальные потребности регионов населения.

     В целом необходимо отметить, что, существует необходимость дальнейшего развития и законодательного закрепления как методологии бюджетного выравнивания, так и развития межбюджетных отношений.

     Важным  шагом, в реформировании бюджетных  отношений явилась ликвидация ЦБФ  и создание федеральных целевых статей. Предполагалось, что благодаря этим мерам, усилится эффективность использования средств, направляемых на конкретные цели. Основой формирования такой системы являлось рациональное  перераспределение доходных источников в целях приведения их в соответствие с расходными обязательствами.

     Выделение из федеральных фондов финансовых средств  в определенные сферы экономики  должно создавать условия для  повышения самостоятельности и  ответственности региональных властей  перед своим населением, способствовать социальной справедливости, максимальному выравниванию резких различий в уровне экономического развития как населения так и регионов в целом.

     Также отсутствуют действенные методики оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе использования ими финансовых ресурсов; отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования), применяемых для достижения поставленных целей; структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики и регулятивными инструментами их достижения; продолжает применяться раздельное планирование программных и «непрограммных», капитальных и текущих расходов; сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов

государственной власти и местного самоуправления власти для повышения эффективности  бюджетных расходов и своей деятельности в целом. Сохраняются отдельные  «необеспеченные» федеральные мандаты и неформализованные каналы предоставления межбюджетных трансфертов.

     В свете сказанного, можно сделать  вывод, что наиболее приоритетной задачей  государства на данном этапе является повышение эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития. Для наиболее эффективного осуществления этих задач государство создает целевые бюджетные программы11, которые являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти. Федеральные целевые программы  представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

     В настоящее время, реализуются следующие  целевые программы:

Развитие  социальной инфраструктуры:

  • Программа "Жилище" на 2002-2010 годы
  • Программа "Социальное развитие села до 2012 года"
  • Программа "Культура России (2006-2010 годы)"
  • Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
  • Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"
  • Программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"
  • Программа "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года"
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы
  • Программа "Русский язык" на 2006-2010 годы
  • Программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"
  • Программа "Дети России" на 2007-2010 годы
 

Развитие  транспортной инфраструктуры:

  • Программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)"
  • Программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах"
 

Развитие  регионов:

  • Программа развития Калининградской области на период до 2014 года
  • Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года"
  • Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления
  • Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы"
  • Программа "Юг России (2008-2012 годы)"
  • Программа "Социально-экономическое развитие социальной сферы Чеченской Республики на 2008-2011 годы"
 

Развитие  науки и технологий:

  • Программа "Глобальная навигационная система"
  • Программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"
  • Программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)"
  • Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы
  • Программа "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы"
  • Программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года"
  • Программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы"
  • Программа "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007- 2010 годы)"
  • Программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы
  • Программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2008-2010 годы
  • Программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы
 

Развитие  государственных  институтов:

  • Программа "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах"
  • Программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы
  • Программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2006-2008 годы)"

   Необходимость достижения долгосрочных целей социально- экономического развития Российской Федерации  в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, увеличивает актуальность разработки и реализации системы целевых бюджетных программ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся  резервов,  определяет  экономический климат страны. Именно бюджет, фиксируя конкретные  направления  расходования  средств является   конкретным выражением  экономической  политики  государства.  Через  бюджет  происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее  время являются: закрепление доходных источников за бюджетами соответствующих уровней; отработка  механизма  определения  целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации; определение финансовых полномочий по расходованию  бюджетных  средств  между федеральным, региональными и местными бюджетами.

      В работе рассмотрены вопросы сущности и роли целевых бюджетных фондов, исследованы истоки и особенности их формирования на основе действующих законодательных и нормативных актов. Также был представлен перечень федеральных целевых программ предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2010. Были подробно рассмотрены федеральные фонды, их структура, функции и задачи, которые они выполняют.

      Внедрение системы целевых бюджетных фондов в определённой степени позволило сделать более прозрачным процесс управления государственными финансами, в том числе усилить контроль за законностью мобилизации и расходования бюджетных средств и, соответственно, обеспечить более эффективное их использование.

      В работе были выявлены специфические  черты, позволяющие выделить ЦБФ  из общей совокупности бюджетных  фондов: более узкая целевая направленность по сравнению с остальными бюджетными фондами; обязательность функционирования ЦБФ внутри бюджетного фонда; обусловленность длительности функционирования целевого бюджетного фонда продолжительностью достижения той цели, ради которой он создаётся. Также была дана  классификация фондов - в зависимости от целей их создания ЦБФ разделены на следующие группы по критерию их целевого назначения, а именно: фонды обеспечения развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы; фонды, связанные с охраной окружающей природной среды; фонды, связанные со стимулированием и поддержкой органов власти, а также оценка эффективности целевых бюджетных фондов как инструмента реализации бюджетной политики. Доказана необходимость сочетания в рамках бюджетного процесса целевых бюджетных фондов и целевых программ, что может значительно повысить эффективность как бюджетного планирования, так и использования государственных финансовых ресурсов. Определены критерии эффективности функционирования целевых 
бюджетных фондов по сравнению с другими формами финансирования 
расходов. К ним можно отнести: повышенную по сравнению с другими формами финансирования гарантированность обеспечения средствами в течение ряда лет тех мероприятий, которые планируется финансировать за счёт фонда, за счёт закрепления источников доходов; наименьшие по сравнению с другими формами финансирования сроки решения поставленных задач.

      Основным  выводом является то, что при всех недостатках система ЦБФ выполняла  возложенные на нее задачи. Тем  не менее, наиболее целесообразным считается  переход в 2005 году к федеральным  фондам, а далее и к целевым  программам.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы 

  1. Бюджетный кодекс РФ
  2. Гражданский кодекс РФ
  3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1995 год»
  4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год»
  5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год»
  6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год»
  7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
  8. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
  9. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
  10. Финансы: учеб.- 2-е изд., перераб. И доп./ под ред. В.В.Ковалева. – М.: Проспект,2009
  11. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б. Поляк. - М: ЮНИТИ, 2000
  12. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие/ Л.С.Гринкевич.- М.: КНОРУС,2007
  13. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учеб. пособие/Под ред. В.В.Карчевского. – М.: вузовский учебник,2008
  14. Целевые программы как инструмент управления государственными расходами./ Ю.Г.швецов, И.В.Миркина// Финансы.-2009.-№4.-с.15-17
  15. Критерии оценки целевых программ на уровне субъекта РФ./ А.Г.Исаков//Финансы.-2010.-№1.-с.11-14
  16. Местные бюджеты в вопросах и ответах./ Финансы.-2009.-№10.-с29-30
  17. Бюджет-2010:выполнение социальных обязательств, поддержка экономики./А.Л.Кудрин//Финансы.-№12.-2009
  18. Интернет ресурсы: http://www1.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/
  19. Интернет ресурсы: http://www.gossector.narod.ru/text/budget10.htm
  20. Интернет ресурсы: http://www.depfinance.ru/information/laws/index.shtml
  21. Интернет ресурсы: http://www.sochiadm.ru/content/section/103/detail/200/
  22. Интернет ресурсы: http://www.programs-gov.ru/

Информация о работе Целевые бюджетные фонды