Центры мировой экономики. ЮАР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель работы определить место ЮАР в мировой экономике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить основные этапы социально-экономического развития ЮАР;
- определить причины и содержание экономического чуда в ЮАР;
- проанализировать основные тенденции экономического развития ЮАР;
- охарактеризовать торговые отношения ЮАР с другими странами;
- определить роль ЮАР в мировой экономике и финансовой системе;
- выявить новые явления экономике ЮАР;
-охарактеризовать процессы интеграции, происходящие в отношениях ЮАР с мировой экономикой.

Содержание

Введение.......................................................................................3


Глава I. Тенденции развития и структура национальной экономики.Внешнеэкономические связи ЮАР.........................4


1.1. Особенности экономического развития ЮАР....................................4

1.2. Структура современной экономики.Компании-лидеры……………6

1.3.Торговые отношения ЮАР с другими странами……………………8


Глава II. Основные направления внешней политики ЮАР…………………11


2.1. Современные внешнеполитические приоритеты ЮАР и ликвидация международной изоляции страны.Внешняя политика ЮАР на современном этапе.………………………11

2.2.Южная Африка-образцовая экономическая политика…………………………………14


Глава III. ЮАР-Россия: характер и формы отношений……………………..18


3.1. ЮАР и СССР в 80-е годы XX века:специфика отношений…………………………21
3.2. Отношения РФ-ЮАР: содержания и перспективы…………………………………..24


Заключение…………………………………………………………………………….30


Список литературы…………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по мировой экономике.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

       В Африке также ждут предложений  относительно поддержки в области  выполнения международных соглашений, касающихся, в частности, конфликтов, стрелкового оружия, а именно необходимости борьбы с незаконной торговлей огнестрельным оружием, и других многочисленных проблем.

     Развитие  экономики африканского континента за последние два десятилетия (1985-2003) породило разочарование. Борьба против бедности, за улучшение условий жизни практически не принесла никаких результатов. От импульсов, приданных глобализацией, Африка выиграла меньше, чем другие регионы мира. Хотя успехи есть, но появились и новые проблемы. До решающего перелома еще далеко.

     Южная Африка не является исключением. Cообщество2 по вопросам развития стран Юга Африки подводит отрезвляющие итоги:

    • реальный экономический рост достигал в последние два десятилетия в среднем 2% в год;
    • в действительности валовой внутренний продукт в расчете на душу населения сокращался ежегодно на 0,8%;
    • доля государств Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки в глобальном валовом внутреннем продукте уменьшилась с 1,7% в 1980 до 1,2% в 2000 году, т.е. почти на 30%;
    • их доля во всемирном экспорте снизилась в тот же период с 1,9% до 0,8%; их доля в прямых инвестициях еще меньше (в 2000 году она достигала 0,5%).

     Численность населения государств-членов Cообщества  по вопросам развития стран Юга Африки составляла в прошлом году 200 миллионов человек (столько же, сколько в Бразилии и Аргентине вместе взятых), а их валовой внутренний продукт равнялся 180 миллиардам долларов (это составляет 30% от ВВП Бразилии). 20% населения приходится на Южно-Африканскую Республику, в которой сосредоточено почти 70% экономических мощностей региона. Экономический вес, превосходство в структуре и международный авторитет превращают Южно-Африканскую Республику в главную силу и в самой Южной Африке, и также за ее пределами. Хотя недостаточно динамично развивающаяся Южно-Африканская Республика была до сих пор не в состоянии придать сильные импульсы развитию соседних стран, но в политическом плане и в аспекте экономической политики она играет все более важную роль образца и заводилы.

2.2.Южная Африка: образцовая экономическая политика

 

     Республике  у Мыса Доброй Надежды не только удалось совершить плавный переход  к демократии, но и - вопреки распространенным тогда опасениям - взять курс на решительные  рыночные преобразования. С тех пор ЮАР поддерживает бюджетную дисциплину и проводит осторожную денежную политику. На независимость Резервного банка никто не покушается. После долгих лет изоляции, вызванной апартеидом и санкциями, произошло масштабное раскрытие республики навстречу миру, которое способствовало устойчивому повышению производительности экономики. Базовые народнохозяйственные показатели по преимуществу благоприятны и еще больше улучшились за последнее время.

     На 2001/02 налоговый год запланирован дефицит бюджета в размере  2,5% от валового внутреннего продукта, и есть хорошие шансы на то, что он, как и в 2000/01 году, окажется ниже намеченного уровня. Международный валютный фонд официально подтверждает большие успехи правительства в бюджетном планировании, налоговой системе и в реструктуризации бюджетных расходов в пользу таких отраслей, как образование, здравоохранение и социальная сфера. Государственный долг, составляющий 47% от ВВП, является по международным меркам умеренным. Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте сокращается. Инфляция за последние десять лет заметно пошла на убыль, чему способствовала ориентированная на достижение стабильности кредитно-денежная и налоговая политика. Если использовать в качестве мерила индекс потребительских цен, то инфляция уменьшилась с 15% в 1991 году до 4,4% соотв. 5,8% (с учетом/без учета процентов по закладным) в сентябре 2001 года. Резервный банк наметил на 2002 год формальную цель снизить инфляцию до уровня 36%.

     Баланс  по текущим операциям также складывается благоприятно для ЮАР: ежегодное негативное сальдо, составляющее менее одного процента от ВВП, не представляет в настоящее время проблемы. Начиная с четвертого квартала 2000 года и по второй квартал 2001 года, отмечалось даже позитивное сальдо. Внешняя задолженность - как показывает ее отношение к валовому внутреннему продукту (2000: 29%) и экспорту (95%), а также доля бюджетных расходов на обслуживание государственного долга (14%) находится по международным меркам на довольно низком уровне. Сильной стороной страны является, не в последнюю очередь, также солидная банковская система, хорошо развитый рынок капиталов и высокоэффективный предпринимательский сектор. Однако темп экономического развития оставался ниже ожидаемого и необходимого. Начиная с 1994 года, экономический рост составляет в среднем 2,6% в год. Рост ВВП, слегка превысивший в 2000 году 3%, в 2001 и 2002 годах вновь опустится до уровня ниже 3%, что связано с ухудшением мировой экономической конъюнктуры. Ввиду того, что ежегодный прирост населения составляет примерно 2%, увеличение ВВП на душу населения было до сих пор незначительным, что резко ограничивает возможности улучшения условий жизни.

     Накопления  и инвестиции в Южно-Африканской  Республике, составлявшие в 2000 году соответственно 15,2% и 14,9% от валового внутреннего продукта, оставляют желать лучшего. В особенности это касается прямых иностранных инвестиций. В период с 1994 по 2000 год южноафриканские прямые инвестиции за рубежом превышали прямые иностранные инвестиции в Южно-Африканской Республике. В 2000 году они составляли всего один миллиард долларов или 0,8% от валового внутреннего продукта - неважное свидетельство экономической привлекательности страны у Мыса Доброй Надежды. Продолжающаяся эмиграция квалифицированной рабочей силы также дает пищу для размышления.

     Наряду  со многими позитивными моментами  потенциальные инвесторы видят  также и теневые стороны: Южно-Африканская Республика является одной из стран, в которых пролегла пропасть между богатыми и бедными. Что касается преступности, то по этому показателю Южная Африка находится на одном из первых мест в мире (в негативном, разумеется, смысле). Несмотря на высокий уровень безработицы, в стране остро не хватает квалифицированной рабочей силы. Рынок труда недостаточно гибок, реформы затягиваются. Помехи создают, среди прочего, квоты при приеме на работу, установленные в пользу чернокожих претендентов на рабочие места. Несмотря на нехватку квалифицированной рабочей силы, иностранцу довольно трудно получить разрешение на работу. К этому добавляется такой фактор риска, как ВИЧ-инфекция/СПИД3. В настоящее время тень на Южно-Африканскую Республику бросает также кризис в соседней Зимбабве.

     Еще одним негативным моментом является постоянно возникающие затяжки  с приватизацией большой государственной собственности в виде предприятий. Профсоюзы недавно вновь сплотились и единым фронтом выступили против политики приватизации. Хотя правительство, представляя в августе 2000 года свою «ускоренную» программу, пообещало принять определенные социальные меры для смягчения последствий приватизации, однако с учетом значения этого процесса для государственных финансов, платежного баланса, инвестиционного климата и конкурентоспособности оно придерживается, в принципе, собственных планов.

     Валютный  курс ранда в последние годы постоянно испытывает существенное давление. С начала 2000 года он снизился по отношению к доллару более чем на треть, по отношению к евро - важнейшей партнерской валюте - ранд упал более чем на 25%. Резервный банк, с одной стороны, придерживается своей политики и не проводит интервенций с целью поддержания курса отправленной в свободное плавание валюты, с другой стороны, он сокращает свои фьючерсные обязательства, лишая, соответственно, валютный рынок притока долларов. В принципе, негативное влияние на ранд оказывает поэтапная либерализация обращения капитала. В общем и целом, южноафриканская валюта, несмотря на хорошую базовую ситуацию, по-прежнему уязвима и зависит от смены настроений на рынке.

Безработица. В  условиях вялого экономического роста и прогрессирующей рационализации производства как на предприятиях, так и в государственных учреждениях продолжается процесс сокращения рабочих мест. Уровень безработицы, составляющий 27% по официальным данным и примерно 35% согласно расширенной методике, чрезвычайно высок. Безработные по большей части не имеют образования и квалификации, при том, что одновременно существует дефицит квалифицированной рабочей силы, подмастерьев и мастеров. Поэтому для снижения безработицы будет недостаточно одного только большого экономического роста. В сложившихся условиях стимулирование экономического роста привело бы, в первую очередь, к дальнейшему увеличению дефицита и удорожанию квалифицированной рабочей силы, подмастерьев и мастеров. Необходимо, скорее, улучшить профессиональное обучение, однако это возможно только в средне- или долгосрочной перспективе.

     Зимбабве: в расположенной на севере от ЮАР  соседней стране Зимбабве воцарился  политический хаос, ее экономика пришла в упадок. За последние восемнадцать месяцев там фактически полностью перестали действовать право и порядок4. Экономика вследствие этого стремительно покатилась по наклонной плоскости. Валовой внутренний продукт в 2001 году сократится, возможно, на 10%. В 2000 году он уже снизился на 4,2%. Инфляция достигла в сентябре 2001 года отметки 86%, уровень безработицы превышает, по оценкам, 50%. Дефицит государственного бюджета составляет 15% от валового внутреннего продукта (или даже больше). Это объясняется, среди прочего, военными действиями Зимбабве в Демократической Республике Конго. Правительство рассорилось с Международным валютным фондом, Всемирным банком и странами-спонсорами, оказывавшими помощь на двусторонней основе: валютные резервы в значительной мере истощены, нарастает задолженность по платежам. Импорт нефти осуществляется с большим трудом, возникла угроза для снабжения населения продуктами питания. Недавно введенный контроль за ценами на основные продукты питания, а также угроза национализировать протестующие против этого предприятия порождают опасения, что экономическая ситуация ухудшится еще больше.

     Зимбабве  является крупнейшим торговым партнером  Южно-Африканской Республики на континенте, хотя ее значение не очень велико, ибо на нее приходится менее 3% от общей суммы южноафриканского экспорта. Однако проблема Зимбабве оказывает на ЮАР уже не только психологическое воздействие: Южно-Африканская Республика сталкивается с потоком беженцев, который в случае эскалации конфликта может принять угрожающие масштабы. Захват земель в Зимбабве напоминает также о том, что Южно-Африканская Республика допускает проволочки в проведении собственной земельной реформы. В общем и целом, фактор Зимбабве оказывает серьезное негативное воздействие на инвестиционный климат в Южно-Африканской Республике.

     Неоднозначные перспективы: не существует никаких сомнений в том, что Африке необходим устойчивый, мощный экономический рост, чтобы эффективно бороться с бедностью, ощутимо улучшить жизненные условия и встать на адекватный путь развития. Организация Объединенных Наций постановила, что для этого нужно добиться экономического роста минимум 6% в год. На саммите Всемирного экономического форума, проводившемся в ЮжноАфриканской Республике в июне 2001 года, говорилось даже о 7-8% ежегодном экономическом росте. В настоящее время государства-члены Сообщества по вопросам развития стран Юга Африки вынуждены довольствоваться, однако, экономическим ростом, который составляет менее половины намеченного. Нет никаких сомнений в том, что Южная Африка имеет возможности для развития, выходящие далеко за пределы уже достигнутого. Вопрос, скорее, в том, позволят ли глобальная обстановка, помощь со стороны промышленно развитых стран и собственные усилия лучше использовать имеющийся потенциал.

     Что касается ключевой страны - ЮжноАфриканской Республики - то в отношении нее уместен умеренный оптимизм. Пока считается, что она способна добиться ежегодного экономического роста в 3-4%. Однако, принимая во внимание нынешнее ухудшение исходной ситуации в мировой экономике, экономический рост на таком уровне, пожалуй, вряд ли возможен, по меньшей мере, в 2001-02 годах он недостижим.

     Тем более, что очаги политических кризисов Ангола, Демократическая Республика Конго и Зимбабве - не внушают больших надежд на подъем в народных хозяйствах этих стран. При этом нефтедобывающая Ангола находится в особой ситуации: несмотря на гражданскую войну, в ее оффшорный нефтедобывающий сектор сделаны значительные прямые иностранные инвестиции. Намеченное увеличение мощностей и добычи нефти позволяют надеяться на то, что валовой внутренний продукт этой страны вырастет в 2002 году примерно на 5%. Однако это не должно вводить в заблуждение, ибо в остальных народных хозяйствах по-прежнему сохраняются трудности.

     С другой стороны, среди малых стран Cообщества по вопросам развития стран  Юга Африки развития есть и те, чья  экономика развивается успешно, например, Ботсвана или Маврикий, а также Мозамбик и Танзания, которые показывают, что огульный пессимизм не является оправданным.

     Ботсвана  относится к развивающимся странам, добившимся наилучших результатов. Страна с динамично развивающейся  экономикой имеет, как правило, положительное сальдо баланса по текущим операциям и профицитный бюджет. Ее валютные резервы во много раз превышают внешнюю задолженность. Страна обязана этим исключительным положением своим богатым месторождениям алмазов, но также реалистической экономической политике и эффективному сотрудничеству с иностранными инвесторами;

     Третьей страной Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки, кредитоспособность которой оценивается рейтинговыми агентствами благоприятно, как «investment grade», является наряду с Южно-Африканской Республикой и Ботсваной Маврикий. К сильным сторонам этого островного государства относится его открытая рыночная экономическая позиция, а также прочная политическая стабильность в условиях мульти-культурного общества. Однако, чтобы сохранить конкурентоспособность перед лицом угрозы потери торговых преференций, Маврикию необходимо будет приложить усилия для проведения новых реформ.

     Мозамбик  с помощью Международного валютного  фонда и Всемирного банка добился  с середины девяностых годов больших успехов на пути к открытой рыночной экономике. Развитию частного сектора способствовали снижение административных барьеров для торговой и инвестиционной деятельности, обеспечение правовой безопасности за счет реформы законодательства и юрисдикции, а также развития финансовых рынков и инструментов денежной политики. Тем не менее, Мозамбик остается одной из беднейших стран. Несмотря на то, что значительная часть его внешней задолженности была списана, он по-прежнему сильно зависит от помощи развивающимся странам;

Информация о работе Центры мировой экономики. ЮАР