Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 18:23, курсовая работа
Цель работы определить место ЮАР в мировой экономике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить основные этапы социально-экономического развития ЮАР;
- определить причины и содержание экономического чуда в ЮАР;
- проанализировать основные тенденции экономического развития ЮАР;
- охарактеризовать торговые отношения ЮАР с другими странами;
- определить роль ЮАР в мировой экономике и финансовой системе;
- выявить новые явления экономике ЮАР;
-охарактеризовать процессы интеграции, происходящие в отношениях ЮАР с мировой экономикой.
Введение.......................................................................................3
Глава I. Тенденции развития и структура национальной экономики.Внешнеэкономические связи ЮАР.........................4
1.1. Особенности экономического развития ЮАР....................................4
1.2. Структура современной экономики.Компании-лидеры……………6
1.3.Торговые отношения ЮАР с другими странами……………………8
Глава II. Основные направления внешней политики ЮАР…………………11
2.1. Современные внешнеполитические приоритеты ЮАР и ликвидация международной изоляции страны.Внешняя политика ЮАР на современном этапе.………………………11
2.2.Южная Африка-образцовая экономическая политика…………………………………14
Глава III. ЮАР-Россия: характер и формы отношений……………………..18
3.1. ЮАР и СССР в 80-е годы XX века:специфика отношений…………………………21
3.2. Отношения РФ-ЮАР: содержания и перспективы…………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………..33
В Африке также ждут
Развитие экономики африканского континента за последние два десятилетия (1985-2003) породило разочарование. Борьба против бедности, за улучшение условий жизни практически не принесла никаких результатов. От импульсов, приданных глобализацией, Африка выиграла меньше, чем другие регионы мира. Хотя успехи есть, но появились и новые проблемы. До решающего перелома еще далеко.
Южная Африка не является исключением. Cообщество2 по вопросам развития стран Юга Африки подводит отрезвляющие итоги:
Численность населения государств-членов Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки составляла в прошлом году 200 миллионов человек (столько же, сколько в Бразилии и Аргентине вместе взятых), а их валовой внутренний продукт равнялся 180 миллиардам долларов (это составляет 30% от ВВП Бразилии). 20% населения приходится на Южно-Африканскую Республику, в которой сосредоточено почти 70% экономических мощностей региона. Экономический вес, превосходство в структуре и международный авторитет превращают Южно-Африканскую Республику в главную силу и в самой Южной Африке, и также за ее пределами. Хотя недостаточно динамично развивающаяся Южно-Африканская Республика была до сих пор не в состоянии придать сильные импульсы развитию соседних стран, но в политическом плане и в аспекте экономической политики она играет все более важную роль образца и заводилы.
Республике
у Мыса Доброй Надежды не только
удалось совершить плавный
На 2001/02 налоговый год запланирован дефицит бюджета в размере 2,5% от валового внутреннего продукта, и есть хорошие шансы на то, что он, как и в 2000/01 году, окажется ниже намеченного уровня. Международный валютный фонд официально подтверждает большие успехи правительства в бюджетном планировании, налоговой системе и в реструктуризации бюджетных расходов в пользу таких отраслей, как образование, здравоохранение и социальная сфера. Государственный долг, составляющий 47% от ВВП, является по международным меркам умеренным. Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте сокращается. Инфляция за последние десять лет заметно пошла на убыль, чему способствовала ориентированная на достижение стабильности кредитно-денежная и налоговая политика. Если использовать в качестве мерила индекс потребительских цен, то инфляция уменьшилась с 15% в 1991 году до 4,4% соотв. 5,8% (с учетом/без учета процентов по закладным) в сентябре 2001 года. Резервный банк наметил на 2002 год формальную цель снизить инфляцию до уровня 36%.
Баланс
по текущим операциям также
Накопления и инвестиции в Южно-Африканской Республике, составлявшие в 2000 году соответственно 15,2% и 14,9% от валового внутреннего продукта, оставляют желать лучшего. В особенности это касается прямых иностранных инвестиций. В период с 1994 по 2000 год южноафриканские прямые инвестиции за рубежом превышали прямые иностранные инвестиции в Южно-Африканской Республике. В 2000 году они составляли всего один миллиард долларов или 0,8% от валового внутреннего продукта - неважное свидетельство экономической привлекательности страны у Мыса Доброй Надежды. Продолжающаяся эмиграция квалифицированной рабочей силы также дает пищу для размышления.
Наряду со многими позитивными моментами потенциальные инвесторы видят также и теневые стороны: Южно-Африканская Республика является одной из стран, в которых пролегла пропасть между богатыми и бедными. Что касается преступности, то по этому показателю Южная Африка находится на одном из первых мест в мире (в негативном, разумеется, смысле). Несмотря на высокий уровень безработицы, в стране остро не хватает квалифицированной рабочей силы. Рынок труда недостаточно гибок, реформы затягиваются. Помехи создают, среди прочего, квоты при приеме на работу, установленные в пользу чернокожих претендентов на рабочие места. Несмотря на нехватку квалифицированной рабочей силы, иностранцу довольно трудно получить разрешение на работу. К этому добавляется такой фактор риска, как ВИЧ-инфекция/СПИД3. В настоящее время тень на Южно-Африканскую Республику бросает также кризис в соседней Зимбабве.
Еще
одним негативным моментом является
постоянно возникающие затяжки
с приватизацией большой
Валютный курс ранда в последние годы постоянно испытывает существенное давление. С начала 2000 года он снизился по отношению к доллару более чем на треть, по отношению к евро - важнейшей партнерской валюте - ранд упал более чем на 25%. Резервный банк, с одной стороны, придерживается своей политики и не проводит интервенций с целью поддержания курса отправленной в свободное плавание валюты, с другой стороны, он сокращает свои фьючерсные обязательства, лишая, соответственно, валютный рынок притока долларов. В принципе, негативное влияние на ранд оказывает поэтапная либерализация обращения капитала. В общем и целом, южноафриканская валюта, несмотря на хорошую базовую ситуацию, по-прежнему уязвима и зависит от смены настроений на рынке.
Зимбабве: в расположенной на севере от ЮАР соседней стране Зимбабве воцарился политический хаос, ее экономика пришла в упадок. За последние восемнадцать месяцев там фактически полностью перестали действовать право и порядок4. Экономика вследствие этого стремительно покатилась по наклонной плоскости. Валовой внутренний продукт в 2001 году сократится, возможно, на 10%. В 2000 году он уже снизился на 4,2%. Инфляция достигла в сентябре 2001 года отметки 86%, уровень безработицы превышает, по оценкам, 50%. Дефицит государственного бюджета составляет 15% от валового внутреннего продукта (или даже больше). Это объясняется, среди прочего, военными действиями Зимбабве в Демократической Республике Конго. Правительство рассорилось с Международным валютным фондом, Всемирным банком и странами-спонсорами, оказывавшими помощь на двусторонней основе: валютные резервы в значительной мере истощены, нарастает задолженность по платежам. Импорт нефти осуществляется с большим трудом, возникла угроза для снабжения населения продуктами питания. Недавно введенный контроль за ценами на основные продукты питания, а также угроза национализировать протестующие против этого предприятия порождают опасения, что экономическая ситуация ухудшится еще больше.
Зимбабве является крупнейшим торговым партнером Южно-Африканской Республики на континенте, хотя ее значение не очень велико, ибо на нее приходится менее 3% от общей суммы южноафриканского экспорта. Однако проблема Зимбабве оказывает на ЮАР уже не только психологическое воздействие: Южно-Африканская Республика сталкивается с потоком беженцев, который в случае эскалации конфликта может принять угрожающие масштабы. Захват земель в Зимбабве напоминает также о том, что Южно-Африканская Республика допускает проволочки в проведении собственной земельной реформы. В общем и целом, фактор Зимбабве оказывает серьезное негативное воздействие на инвестиционный климат в Южно-Африканской Республике.
Неоднозначные перспективы: не существует никаких сомнений в том, что Африке необходим устойчивый, мощный экономический рост, чтобы эффективно бороться с бедностью, ощутимо улучшить жизненные условия и встать на адекватный путь развития. Организация Объединенных Наций постановила, что для этого нужно добиться экономического роста минимум 6% в год. На саммите Всемирного экономического форума, проводившемся в ЮжноАфриканской Республике в июне 2001 года, говорилось даже о 7-8% ежегодном экономическом росте. В настоящее время государства-члены Сообщества по вопросам развития стран Юга Африки вынуждены довольствоваться, однако, экономическим ростом, который составляет менее половины намеченного. Нет никаких сомнений в том, что Южная Африка имеет возможности для развития, выходящие далеко за пределы уже достигнутого. Вопрос, скорее, в том, позволят ли глобальная обстановка, помощь со стороны промышленно развитых стран и собственные усилия лучше использовать имеющийся потенциал.
Что касается ключевой страны - ЮжноАфриканской Республики - то в отношении нее уместен умеренный оптимизм. Пока считается, что она способна добиться ежегодного экономического роста в 3-4%. Однако, принимая во внимание нынешнее ухудшение исходной ситуации в мировой экономике, экономический рост на таком уровне, пожалуй, вряд ли возможен, по меньшей мере, в 2001-02 годах он недостижим.
Тем более, что очаги политических кризисов Ангола, Демократическая Республика Конго и Зимбабве - не внушают больших надежд на подъем в народных хозяйствах этих стран. При этом нефтедобывающая Ангола находится в особой ситуации: несмотря на гражданскую войну, в ее оффшорный нефтедобывающий сектор сделаны значительные прямые иностранные инвестиции. Намеченное увеличение мощностей и добычи нефти позволяют надеяться на то, что валовой внутренний продукт этой страны вырастет в 2002 году примерно на 5%. Однако это не должно вводить в заблуждение, ибо в остальных народных хозяйствах по-прежнему сохраняются трудности.
С другой стороны, среди малых стран Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки развития есть и те, чья экономика развивается успешно, например, Ботсвана или Маврикий, а также Мозамбик и Танзания, которые показывают, что огульный пессимизм не является оправданным.
Ботсвана
относится к развивающимся
Третьей
страной Cообщества по вопросам развития
стран Юга Африки, кредитоспособность
которой оценивается
Мозамбик с помощью Международного валютного фонда и Всемирного банка добился с середины девяностых годов больших успехов на пути к открытой рыночной экономике. Развитию частного сектора способствовали снижение административных барьеров для торговой и инвестиционной деятельности, обеспечение правовой безопасности за счет реформы законодательства и юрисдикции, а также развития финансовых рынков и инструментов денежной политики. Тем не менее, Мозамбик остается одной из беднейших стран. Несмотря на то, что значительная часть его внешней задолженности была списана, он по-прежнему сильно зависит от помощи развивающимся странам;