Центры мировой экономики. ЮАР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель работы определить место ЮАР в мировой экономике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить основные этапы социально-экономического развития ЮАР;
- определить причины и содержание экономического чуда в ЮАР;
- проанализировать основные тенденции экономического развития ЮАР;
- охарактеризовать торговые отношения ЮАР с другими странами;
- определить роль ЮАР в мировой экономике и финансовой системе;
- выявить новые явления экономике ЮАР;
-охарактеризовать процессы интеграции, происходящие в отношениях ЮАР с мировой экономикой.

Содержание

Введение.......................................................................................3


Глава I. Тенденции развития и структура национальной экономики.Внешнеэкономические связи ЮАР.........................4


1.1. Особенности экономического развития ЮАР....................................4

1.2. Структура современной экономики.Компании-лидеры……………6

1.3.Торговые отношения ЮАР с другими странами……………………8


Глава II. Основные направления внешней политики ЮАР…………………11


2.1. Современные внешнеполитические приоритеты ЮАР и ликвидация международной изоляции страны.Внешняя политика ЮАР на современном этапе.………………………11

2.2.Южная Африка-образцовая экономическая политика…………………………………14


Глава III. ЮАР-Россия: характер и формы отношений……………………..18


3.1. ЮАР и СССР в 80-е годы XX века:специфика отношений…………………………21
3.2. Отношения РФ-ЮАР: содержания и перспективы…………………………………..24


Заключение…………………………………………………………………………….30


Список литературы…………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по мировой экономике.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

 Развивается российско-южноафриканское торгово-экономическое  сотрудничество в различных областях (обработка и реализация алмазов, авиационный и морской транспорт, добыча и переработка минерального сырья). Принятие Генеральной Ассамблеей ООН 8 октября 1993 г. Резолюции об отмене санкций в отношении ЮАР в гражданских сферах и соответствующее решение Правительства России от 19 ноября 1993 г. открыли для этого новые возможности. С 3 июля 1992 г. в ЮАР действует представительство ТПП России, изучается вопрос об открытии при посольстве России Аппарата торгово-экономического представителя. Ведется работа по созданию Смешанной межправительственной комиссии по торгово - экономическому сотрудничеству, предусмотренной подписанным сторонами в октябре 1993 года рамочным межправительственным соглашением.

 “Внешнеторговый оборот ЮАР с Россией в 1995 году (около 100 млн.долл. США) несколько снизился и составил 425 млн. рандов по сравнению с643 млн.рандов в 1993 году. Однако положительным моментом в развитии двусторонних торгово - экономических связей стало значительное увеличение российского экспорта товаров в ЮАР до уровня 153,4 млн.рандов - при одновременном сокращении импорта из Южной Африки до уровня 271,6млн.рандов.

 Основу российского  экспорта в ЮАР составляют металлы  и изделия из них (35,7% общей стоимости  экспорта), продукция химической промышленности (25,6%) и животноводства (10,2%); кроме того, из России вывозились продукты питания, напитки и табак (9,6%), текстиль и изделия из него (8,8%) и др”. Справочные материалы Департамента Африки МИД РФ. - М. 1996.- С. 99-105.

 “В импорте  из ЮАР в Россию преобладает минеральное сырье и его полуфабрикаты (40,6%), доля которых сократилась практически вдвое по сравнению с 1993 годом. Увеличился удельный вес импортируемого продовольствия, напитков и табака - 37,8%. Существенно возросли закупки овощей и фруктов”.Пронина Е., Пронин Е. Архетипы тотальной войны в локальном конфликте // Гос. служба. - М. 2001.- № 4.

 Перспективным является военно-техническое сотрудничество (современные технологии, совместные разработки, ремонт и модификация  вооружения и военной техники советского производства, имеющихся в странах региона и т.д.), тем более, что резолюция 919 СБ ООН от 25 мая 1994 года сняла существовавшие ранее запреты в этой области (соответствующее решение принято Президентом России 12 июля 1994 г.). Учреждены на взаимной основе аппараты военного атташе.

 Научные связи. 13 июня 1995 года в ходе официального визита в Москву министра по делам  искусств, культуры, науки и технологии ЮАР Б. Нгубане был подписан Протокол о создании Совместной российско - южноафриканской  комиссии по научно - техническому сотрудничеству. 28 февраля 1996 года в ходе пребывания в ЮАР российской делегации во главе с заместителем министра науки и технической политики РФ З.А. Якобашвили состоялось первое заседание межправительственной комиссии по научно - техническому сотрудничеству. В приоритетных областях НТС, таких как ядерные исследования, геология и геофизика, охрана окружающей среды, новые материалы, биотехнология, сформированы совместные рабочие группы, предусмотренные российско-южноафриканским Соглашением о научно - техническом сотрудничестве. Ряд российских высших учебных заведений заключили договоры о сотрудничестве с ведущими вузами ЮАР. В августе 1994 года состоялось открытие Центра российских исследований при Кейптаунском Университете. По инициативе РФ готовится создание совместного консорциума “Центр высоких технологий”.

 Культурные  связи. В 1991 - 1994 гг. в Южной Африке побывали многие российские художественные коллективы и солисты, в основном по линии коммерческих связей. Образованы общества “Россия - Южная Африка” и “Добрая надежда”, фонд “Россия - Юг Африки”.

 В ЮАР открыты  корпункты ОРТ (май 1992 г.), ИТАР-ТАСС (лето 1992 г.) и РИА-“Новости” (1994г.), работают представители газеты “Труд”, журналов “Эхо планеты” и “Деловой мир”, свои корпункты намерены создать там и некоторые другие российские средства массовой информации.

 С сожалением приходится констатировать, что первые контакты официальных лиц и деловых  кругов России и ЮАР далеко не всегда были плодотворными. Так, заместитель  президента торговой палаты ЮАР Р. Хайвуд признался, что визиты россиян пока не принесли реальной отдачи, не создали заделов на будущее. “Принимая гостей из России, сказал он, - можно было подумать, что они приехали не контракты заключать, а прокатиться по ЮАР”. Robert Moffart. Situation in gold sphere after 9 years // Africa Economic Digest., - 2006. October 15.

 Южноафриканский “Фольксбанк” предложил российской стороне выкупить за 50% стоимости  долги Мозамбика Советскому Союзу. После нескольких месяцев необъяснимых проволочек ответа на это предложение не поступило, но затем выяснилось, что эти же самые долги были проданы за бесценок Швейцарии. Число подобных примеров можно легко увеличить.

 Поспешность была проявлена российской стороной и в предложении Южной Африке своей рабочей силы. Она была основана на ложном представлении о ЮАР как стране обетованной для белого человека, которого там с нетерпением ждут с предложением оплачиваемой работы и условий достойной жизни. Показательна в этом отношении история 250 еврейских семей (около 600 человек), прибывших в ЮАР в конце 1991 года из бывшего СССР через Израиль “в поисках рая для белых”. Не найдя ни работы, ни жилья, они были вынуждены поселиться в ночлежке в районе Хиллброу, известном в Йоханнесбурге как пристанище нищих. Занимавшийся их делом генеральный директор МВД ЮАР Пит Коллин заявил, что “в стране существует огромная безработица, и мы не можем трудоустраивать вновь прибывающих в ущерб тем, кто имеет глубокие южноафриканские корни”. John Holt. Travels and discoveries in south Africa // Africa Confidential., - 2007. May 18.

 И тем не менее, несмотря на отдельные ошибки, просчеты и накладки в сотрудничестве, объективный  анализ показывает, что между Россией  и ЮАР могут сложиться и  успешно развиваться взаимовыгодные торгово-экономические, научно-технические, культурные и иные связи. Это признается и внешнеполитическим ведомством Южной Африки. Вывод его экспертов состоит в том, что Россия должна рассматриваться в качестве перспективного партнера как в международных делах, так и в сфере экономики.

 Основные  направления такого сотрудничества, как представляется, могли бы выглядеть  следующим образом.

 1. Взаимодействие  на Африканском континенте. Уже  отмечалось, что одним из главных  внешнеполитических приоритетов  ЮАР является укрепление своих позиций в Африке.

 Дипломаты и  политики Претории убеждены, что под  давлением экономических трудностей новая Россия в предстоящий период будет продолжать свертывать отношения  с африканскими странами. Поэтому  Южная Африка без особых усилий может занять ее место и закрепиться на нем.

 Во время  визита в ЮАР одного из зам. министра иностранных дел РФ ему прямо  намекали, что “неплохим полигоном  для испытаний сотрудничества и  взаимной “притирки” могли бы стать  третьи страны в Африке”. Ястребова  И.П. Южно - Африканский Союз после Второй мировой войны. - М. 2002. - С. 77-79.

 По некоторым  данным, “руководство ЮАР склоняется к тому, чтобы предложить России завершение сооружения начатых промышленных объектов, в частности, в Анголе, Мозамбике и Зимбабве. По оценкам южноафриканских экспертов, в странах Южной Африки насчитывается около 120 подобных объектов”. James Rennell. Evolution Bushmen's and Hottentots in modern country // Citizen., - 2001. November 21.

 2. Координация  действий на мировом рынке  алмазов, драгоценных металлов и минерального сырья. Особого внимания заслуживает сотрудничество между"Главалмаззолотом" (ныне Росалмаззолото") и компанией “Де Бирссентинэри”, которое осуществляется на регулярной договорной основе не менее 30 лет. Базируется оно на том, что Россия (ранее СССР) добывает25% всех алмазов мира, а “Де Бирс” контролирует напрямую 90% мировых продаж необработанных камней”. John Holt. Travels and discoveries in south Africa // Africa Confidential., - 2007. May 18.

 В российских правительственных кругах осознается важность сохранения отношений с "Де Бирс" и налаживания сотрудничества с другими южноафриканскими компаниями, занимающимися драгоценными металлами и редкими видами минерального сырья. Это понимание привело в конце концов к подписанию нового соглашения о сотрудничестве между "Де Бирс" и российскими компаниями в начале 1997 г., несмотря на целый ряд взаимных претензий. Однако достижение единства действий в столь деликатной сфере бизнеса, являющейся “сокровенной мечтой” многих фирм ЮАР, - это дело будущего и при непременном условии, что обе стороны серьезно и основательно поработают во имя общих интересов. Вряд ли стоит забывать и сбрасывать со счетов, что Россия и Южная Африка по алмазам, золоту и металлам платиновой группы являются не только партнерами, но и естественными конкурентами.

 3. “Обмен  современными технологиями и  научными разработками. С первых  контактов с российскими представителями  южноафриканская сторона обнаружила  стремление к приобретению в  России космических, авиационных  и иных уникальных технологий, которые подлежат рассекречиванию в ходе конверсии ВПК. Об этом желании открыто заявил в январе 1992 года посол ЮАР в РФ Г.Оливье”. Научно - практическая конференция МИД РФ Преображенная Россия в новом мире // Международная жизнь.- М. 2002.- № 3 - 4.

 Между Академией  наук РФ и Фондом исследований для  развития ЮАР было подписано соглашение о научном сотрудничестве в области  биотехнологий, технологии конверсии, безопасности ядерных реакторов, предотвращения природных катастроф и освоения космоса. Власти ЮАР дали также согласие на оказание всемерной помощи российским полярникам, занимающимся исследованием Антарктиды.

 4. Развитие  взаимовыгодной торговли. В этой  области у обеих сторон имеются  достаточно солидные возможности,  несмотря на переживаемый Россией социально-политический и экономический кризис и известный спад в экономике ЮАР. Так, южноафриканские фирмы проявили заинтересованность в экспорте в Россию оборудования для горнодобывающей, химической, нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности. Они могут предложить также широкий ассортимент электротехники, медикаментов, товаров повседневного спроса (например, готовую одежду, обувь, текстиль и т.п.). 

 В дальнейшем возможны поставки в Россию из ЮАР  продуктов сельского хозяйства: кукурузы, сахара, чая, мяса, рыбы, овощей, фруктов, табака. В связи с климатическими различиями (летний сезон в Южной Африке приходится на российскую зиму) обе стороны могли бы заблаговременно договориться об ассортименте, объемах и сроках поставок и учитывать все это в планировании сельскохозяйственного производства. Южноафриканская сторона согласна, правда, с некоторыми оговорками, предоставлять России кредиты на закупку своих товаров, но под государственные гарантии. Первым практическим шагом в этом деле можно назвать выделение России кредита 100 млн.рандов на развитие торговли.

 “Из России южноафриканцы хотели бы получать взамен нефтепродукты, аммиак, минеральные  удобрения, землеройные машины, большегрузные  автомобили. К настоящему времени  уже выявилось, что деловые люди ЮАР предпочли бы установление на строго избирательной основе прямых связей с российскими производственниками, а не биржевыми и прочими посредническими структурами”. Научно-практическая конференция МИД РФ “Преображенная Россия в новом мире”// “Международная жизнь”.- М. 2002. - № 3 - 4.

 5. Установление  и развитие культурных связей. В этой области сделаны только самые первые и предварительные шаги.

 Для южноафриканской  публики Россия пока остается землей неведомой и потому ее посланцы культуры здесь весьма желанные гости.

 6. Сотрудничество  в области транспорта и связи.  Как в ЮАР, так и в России хорошо понимают, что полнокровное и устойчивое сотрудничество не может нормально развиваться и крепнуть без надежного транспортного и коммуникационного обеспечения. С ноября 1991 года между Аэрофлотом и Южноафриканскими авиалиниями (ЮАА) действует договоренность о сотрудничестве. 5 декабря 1991 года в Москве впервые приземлился самолет "Боинг-747", принадлежащий ЮАА, который совершил перелет по маршруту Йоханнесбург - Франкфурт - на- Майне - Москва.

 Опираясь  на вышеизложенное, считаю правомерными следующие выводы.

 § Произойдет усиление и взаимодействия России и  ЮАР как на двух сторонних отношений, так и во всем Южно Африканском  регионе.

 § координация  действий на мировом рынке алмазов, драгоценных металлов и минерального сырья, данные меры приведут к подписанию ряда договоров между странами, что в свою очередь скажется на формировании единой базы данных по продаже алмазов.

 § развитию взаимовыгодной торговли в двух сторонних отношениях приведет к увеличению торговли в  большом объеме, которого не имелось с начала дипломатических отношений. 
 
 
 
 
 
 
 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний  день Южно-Африканская Республика представляет собой один из наиболее многообещающих рынков среди всех стран третьего мира. Экономика Южно-Африканской  Республики, этого экономического гиганта в масштабах африканского континента, содержит в себе уникальное сочетание социально-экономических факторов, присущих как развитым странам, так и странам третьего мира. Наличие развитой экономической инфраструктуры, широкой технологической базы, высококвалифицированного управленческого и инженерно-технического персонала, а также обширного рынка довольно дешевой квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы сделали ЮАР крайне привлекательной и выгодной для свободной предпринимательской деятельности и инвестиций иностранного капитала. Крупнейшие международные инвестиционные компании выделяют Южную Африку, как развивающийся рынок с наиболее благоприятными условиями для иностранных инвестиций. Такие международные рейтинговые агентства, как Standard & Poor's, Moody`s и Duff & Pheebs, в последние несколько лет только повышали рейтинг Южной Африки. Так, к примеру, рейтинги Южно-Африканской Республики, характеризующие стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, по версиям всех вышеназванных рейтинговых агентств выше соответствующих рейтингов России.

Информация о работе Центры мировой экономики. ЮАР