Центры мировой экономики. ЮАР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель работы определить место ЮАР в мировой экономике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить основные этапы социально-экономического развития ЮАР;
- определить причины и содержание экономического чуда в ЮАР;
- проанализировать основные тенденции экономического развития ЮАР;
- охарактеризовать торговые отношения ЮАР с другими странами;
- определить роль ЮАР в мировой экономике и финансовой системе;
- выявить новые явления экономике ЮАР;
-охарактеризовать процессы интеграции, происходящие в отношениях ЮАР с мировой экономикой.

Содержание

Введение.......................................................................................3


Глава I. Тенденции развития и структура национальной экономики.Внешнеэкономические связи ЮАР.........................4


1.1. Особенности экономического развития ЮАР....................................4

1.2. Структура современной экономики.Компании-лидеры……………6

1.3.Торговые отношения ЮАР с другими странами……………………8


Глава II. Основные направления внешней политики ЮАР…………………11


2.1. Современные внешнеполитические приоритеты ЮАР и ликвидация международной изоляции страны.Внешняя политика ЮАР на современном этапе.………………………11

2.2.Южная Африка-образцовая экономическая политика…………………………………14


Глава III. ЮАР-Россия: характер и формы отношений……………………..18


3.1. ЮАР и СССР в 80-е годы XX века:специфика отношений…………………………21
3.2. Отношения РФ-ЮАР: содержания и перспективы…………………………………..24


Заключение…………………………………………………………………………….30


Список литературы…………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по мировой экономике.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

     В Танзании - также одной из беднейших  стран - отход от социализма и государственной  собственности начался уже в  середине восьмидесятых годов. В  середине девяностых годов была либерализирована валютная система, внешняя торговля и финансовый сектор, произошел отказ от контроля за ценами и началась реализация широкомасштабной программы приватизации. Экономическое развитие было в последние годы преимущественно благоприятным, что объясняется неукоснительно соблюдаемой бюджетной политикой. Несмотря на значительное облегчение долгового бремени, Танзания по-прежнему сильно нуждается в иностранной помощи.

     Четыре  государства-члена Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки Мозамбик, Танзания, Малави и Замбия извлекают выгоду из инициативы HIPC (Heavily Indebted Poor Countries), выдвинутой Всемирным банком и Международным валютным фондом. Эта инициатива направлена на то, чтобы облегчить бремя внешней задолженности бедных стран с большими долгами - преимущественно в Африке - и сократить ее до приемлемого уровня, если в ответ эти страны сориентируют свою политику на достижение экономического роста и борьбу с бедностью5. Мозамбик стал третьей страной, достигшей в сентябре 2001 года «completion point», т.е. это означает, что он выполнил все намеченные экономической политикой планы, и обещанное ему облегчение долгового бремени стало таким образом полным и окончательным. Три остальные страны миновали «decision point»: Танзания - в апреле 2000 года, Малави и Замбия - в декабре 2000 года, т.е. они завершили работу над детальной программой борьбы с бедностью, с одной стороны, и началось облегчение их долгового бремени, с другой.

     Это оказало весьма сильное воздействие: благодаря инициативе HIPC внешняя  задолженность, оцениваемая по курсам наличных валют, сократилась у Мозамбика на 72%, у Замбии - на 63%, Танзании - на 54% и Малави - на 44%. Суммы, идущие на обслуживание внешних долгов, постепенно сокращаются и уменьшатся в целом на 12 миллиардов долларов. Соответственно, в тех странах, которых это коснулось, увеличиваются бюджетные статьи расходов на здравоохранение, образование и другие социальные цели. Однако ответственные лица сталкиваются с чрезвычайно большим вызовом - они должны обеспечить, чтобы новые возможности, появившиеся в результате облегчения долгового бремени, действительно использовались в конечном счете для уменьшения бедности.

     Помимо  инициативы HIPC президент Южно-Африканской  Республики Табо Мбеки, продвигающий программу Millenium Africa Renaissance, которая трансформировалась тем временем в Новую африканскую инициативу, выступает за полное списание долгов самых бедных стран. Африканские страны намереваются вновь внести требование о дальнейшем облегчении долгового бремени в повестку дня предстоящих переговоров о мировой торговле. Однако, прежде всего, они настаивают на дальнейшем открытии рынков промышленно развитых государств для своей продукции. Это справедливое требование, особенно в отношении аграрной продукции. Еще африканские страны напоминают о требовании Организации Объединенных Наций к промышленно развитым государствам предоставлять ежегодно 0,7% своего валового внутреннего продукта в виде помощи развивающимся странам. Этому требованию последовали до сих пор лишь немногие страны-доноры.

     Многие  государства - члены Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки слишком малы и слабы, чтобы выстоять экономически, будучи предоставленными сами себе. Поэтому для ускорения экономического и социального развития, а также для повышения глобального значения этих стран необходимо укреплять региональное сотрудничество. После того, как в первые годы своего существования Сообщество сосредоточило усилия на реализации трансграничных инфраструктурных проектов, обеспечении снабжения продуктами питания и вопросах окружающей среды, сегодня оно, используя подписанный в сентябре 2000 года протокол о торговле, предпринимает решительный шаг вперед - приступает к созданию в следующие десять лет зоны свободной торговли.

     Однако  к выполнению этого замысла приступили всего лишь 5 государств-членов Cообщества  по вопросам развития стран Юга Африки - Ботсвана, Лесото, Маврикий, Южно-Африканская Республика и Свазиленд. Уже заранее можно предвидеть немалые трудности, касающиеся гармонизации политики валютных курсов, правил определения происхождения товаров, практики выплаты субсидий. Путь к нормально функционирующей зоне свободной торговли, не говоря уже об общем рынке с единой валютой, будет долгим и трудным.

     Инициатива HIPC и углубление сотрудничества в  рамках Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки означают новые требования к экономической политике и новые импульсы. Облегчение налогового бремени может улучшить участь беднейших стран только при условии, что этот инструмент будет использоваться ответственно и целенаправленно. Планы создания зоны свободной торговли в Южной Африке окажутся успешными только в том случае, если удастся добиться минимальной гармонизации и конвергенции. Уже в макроэкономической повестке дня стоит целый ряд вопросов: подавление инфляции, консолидация государственных бюджетов, дисциплинированная денежная политика, реалистическая валютная политика, раскрытие экономики вовне.

     К этому добавляется необходимость  проведения широкомасштабной приватизации, развития гибких рынков труда, создания адекватных налоговых структур, принятия программ профессионального обучения и повышения квалификации, обуздания преступности и выработки стратегий борьбы с ВИЧ-инфекцией/СПИДом6. Эта болезнь распространена в Ботсване, Лесото, Замбии, Зимбабве и Свазиленде еще шире, чем в Южно-Африканской Республике. По данным исследования ООН, в этих пяти государствах-членах САДК инфицировано, по меньшей мере, 20% взрослого населения, причем больше всего эпидемия СПИДа затронула Ботсвану.

     Необходима  политическая стабилизация: экономическая  мощь стран Юга Африки сможет проявиться в полной мере лишь в том случае, если установится политическое затишье. Шаги в этом направлении и в самом деле предпринимаются: новый президент Демократической Республики Конго демонстрирует готовность к окончанию гражданской войны. Уже начался вывод войск из Анголы, Намибии и Зимбабве, с одной стороны, а также из Руанды и Уганды, с другой. Мирные переговоры проходят, однако, крайне тяжело. Потребуется еще некоторое время для демилитаризации, создания нормально функционирующей государственной системы, а также оздоровления экономики. В Анголе боевики хотя и ослаблены, но не разгромлены. Давление, оказанное партнерами по Британскому Содружеству Наций на Зимбабве, побудило ее президента Роберта Мугабе пойти на уступки. Однако ситуация выглядит таким образом, что до мая 2002 года, когда должны состояться президентские выборы, он не будет готов и окажется не в состоянии выполнить свои обещания.

     Речь  идет не только о восстановлении самих  участвующих в конфликтах стран, которые благодаря имеющимся  в изобилии природным ресурсам, включая благоприятные условия для развития сельского хозяйства, имеют в принципе хорошие шансы для развития. Речь идет о состоянии и репутации государств Юга Африки, о функциональной способности и достоверности Сообщества по вопросам развития стран Юга Африки. На кон поставлено при этом очень многое. 
 
 

 ГЛАВА III. ЮАР - Россия: характер и формы отношений 

 3.1 ЮАР и СССР в 80 - е гг. XX в: специфика отношений 

 Отношения Российской империи и Советского Союза с  тем государственным образованием, которое сейчас называется Южно-Африканская Республика, уходят сейчас далеко в прошлое. Они складывались не просто и не безоблачно.

 “Самой яркой  страницей российско-южноафриканского сотрудничества до 1917 года следует  признать добровольное участие десятков русских офицеров и врачей в англо-бурской войне 1899-1902 годов на стороне буров за их свободу и независимость от Великобритании” Потехин И.И., Формирование национальной общности южноафриканских банту. - М. 2005. - C. 240.. В начале 1920 - х годов вопросам, связанным с Южно - Африканским Союзом (так именовалась тогда нынешняя ЮАР), пристальное внимание уделял народный комиссар по иностранным делам РСФСР Г.Чичерин. Его, в частности, занимала мысль о том, как организовать прямые поставки российской нефти в Южную Африку, не прибегая к посредническим услугам “Стандарт ойл”. В 1925 году по инициативе политического представителя РСФСР в Англии Л.Красина в Москве было создано Советско-Южноафриканское смешанное торговое общество. Одной из главных своих задач оно считало содействие в освоении месторождений полезных ископаемых в Сибири. Деловые круги Йоханнесбурга были готовы выделить на эти цели 500 тыс. фунтов стерлингов, сумму по тем временам достаточно солидную. Данный проект был одобрен такими видными советскими руководящими деятелями того времени, как Л.Троцкий и Г.Сокольников, поскольку, по их мнению, он “полностью отвечал принципам новой экономической политики". В 1929 году в ЮАР побывала с деловым визитом делегация советских геологов, чтобы договориться о программе развития научно-технического сотрудничества со своими коллегами. Но всем этим начинаниям не суждено было сбыться по разным причинам.

 “Оживление  советско-южноафриканских контактов  имело место в период Второй мировой  войны. ЮАС, являвшийся одним из доминионов Британской империи, естественно, выступал на стороне антигитлеровской коалиции. В боевых действиях принимали участие 350 тыс. южноафриканцев, представлявших разные расы. Более 38 тыс. бойцов не вернулись на родину, сложив головы во имя победы над фашизмом”. Ястребова И.П., Южно - Африканский Союз после Второй мировой войны. - М. 2002 .- C. 50-51. Объем отношений между СССР и ЮАС достиг тогда такого уровня, что в 1942 году понадобилось открытие в Претории советского генерального консульства. Однако в 1956 году произошел полный разрыв отношений по инициативе правящих кругов ЮАС, которые с 1948 года начали широко практиковать апартеид и были активными пособниками США и Запада в "холодной войне". Поводом для ликвидации нашего присутствия послужили якобы "нарушения" дипломатами СССР Закона о спиртных напитках. Как заявил министр иностранных дел ЮАС сэр Эрик Лоу, они устраивали "межрасовые приемы" и прочие "аморальные сборища", на которых "банту и индийцам давали спиртное наравне с белыми".

 Многие годы после разрыва отношений Советский Союз и Южная Африка официально демонстративно игнорировали друг друга. Руководство КПСС и СССР оказывали помощь национально-освободительному движению народов Африки и бескомпромиссной борьбе против апартеида в ЮАР, поддерживало Африканский национальный конгресс и прежде всего, Южно-Африканскую коммунистическую партию, работавшую под прикрытием АНК.

 Со своей  стороны, правящая элита ЮАР смотрела на СССР глазами США и Запада. В такой обстановке обе стороны  не могли не испытывать взаимной враждебности, лишавшей их способности к конструктивным шагам и действиям.

 В ЮАР к  перестройке в СССР приглядывались внимательно, нередко доброжелательно, особенно после прихода к власти Ф. де Клерка. Вольно или невольно сравнивая  положение в Советском Союзе с начавшимися в ЮАР процессами по претворению в жизнь курса на демонтаж апартеида, южноафриканские исследователи порою приходили к неожиданным выводам. В частности, директор Института демократической альтернативы для Южной Африки Фредерик ван Зид Слабберт заявил, что “системы централизованного тоталитаризма, сформировавшиеся в условиях однопартийных диктатур при апартеиде в Южной Африке и при коммунизме в СССР, удивительно схожи”. Rio Nunez. African nationalism in 21 century // Sunday Times., - 2001. March 11. Поэтому “во многом схожими оказываются и пути выхода наших много расовых, многонациональных стран к демократии”. Там же.

 А чернокожий социолог Оскар Дкламо предупреждал: “Как в ЮАР, так и в СССР переход  к большим политическим свободам ознаменовался раскрепощением не только созидательных, но и разрушительных сил. Не имея необходимого жизненного опыта в условиях политической демократии, многие социальные и этнические группы, антагонистические отношения которых на исторической, этнической, религиозной, культурной и другой почве ранее сдерживались чисто полицейскими методами, теперь выясняют отношения в гипертрофированной форме национальных конфликтов, угрожающих перерасти в кровопролитие и затяжное противоборство, а то и гражданскую войну”. Азия и Африка сегодня. - М. 1994. - №6

 Приветствуя первые шаги СССР и ЮАР по сближению, обозреватель журнала “Аргус” подчеркивал: “Если мы и были идеологическими  противниками, находившимися долгие годы по разные стороны баррикад, то сейчас, когда в ЮАР демонтируется апартеид, в СССР отрекаются от коммунизма, мы превращаемся прежде всего в союзников при решении очень сложных и многочисленных проблем”. Видный деятель Демократической партии Южной Африки Дэнис Уоррол прозорливо подметил главное различие в ситуациях, имевших место в обеих странах: “В отличие от Горбачева, избравшего путь улучшения и обновления коммунистической системы, де Клерк решил не реформировать апартеид, а покончить с ним”. Потехин А.А., Формирование национальной общности южноафриканских банту. - М. 2005. - C.78.

 Сложным и  противоречивым оказался тот отрезок  времени, когда обеим сторонам пришлось приложить немало усилий по восстановлению и нормализации отношений. В 1986 - 1989 гг. инициатива в этом вопросе принадлежала советской стороне. Здесь можно упомянуть об аккредитации корреспондента “Известий” Б. Пиляцкина в ЮАР, закрытом визите в Преторию заместителя министра иностранных дел СССР А. Адамишина, поездке в ЮАР советского дипломата В.Устинова в качестве специального представителя руководства СССР, о приглашении МИД СССР генеральному директору МИД ЮАР Нейлу ван Хеердену сделать остановку в Москве транзитом и, наконец, о решении создать в Москве и Претории при посольствах Австрии секции интересов СССР и ЮАР.

 Затем наступила  очередь визитов в Москву представителей официальных кругов ЮАР. Министру иностранных дел ЮАР Р. Боте пришлось буквально “пробивать” свой визит в СССР и добиваться наполнения его конкретным содержанием. В результате, это мероприятие состоялось 7-8 ноября 1991 года. Отказавшись официально от взаимной отчужденности, СССР и ЮАР подписали протокол о возобновлении консульских отношений. Была также достигнута договоренность о том, что президент ЮАР посетить Советский Союз в декабре 1991 года. “Советская общественность с интересом восприняла заявление Р.Боты в Москве о том, что реформы, проводящиеся Ф. де Клерком в ЮАР и М. Горбачевым и Б. Ельциным в СССР, приобрели необратимый характер”. Wigo Adams Rebuilding economy after apartheid era // Business Day., - 2001. March 11.

Информация о работе Центры мировой экономики. ЮАР