Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 18:23, курсовая работа
Цель работы определить место ЮАР в мировой экономике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить основные этапы социально-экономического развития ЮАР;
- определить причины и содержание экономического чуда в ЮАР;
- проанализировать основные тенденции экономического развития ЮАР;
- охарактеризовать торговые отношения ЮАР с другими странами;
- определить роль ЮАР в мировой экономике и финансовой системе;
- выявить новые явления экономике ЮАР;
-охарактеризовать процессы интеграции, происходящие в отношениях ЮАР с мировой экономикой.
Введение.......................................................................................3
Глава I. Тенденции развития и структура национальной экономики.Внешнеэкономические связи ЮАР.........................4
1.1. Особенности экономического развития ЮАР....................................4
1.2. Структура современной экономики.Компании-лидеры……………6
1.3.Торговые отношения ЮАР с другими странами……………………8
Глава II. Основные направления внешней политики ЮАР…………………11
2.1. Современные внешнеполитические приоритеты ЮАР и ликвидация международной изоляции страны.Внешняя политика ЮАР на современном этапе.………………………11
2.2.Южная Африка-образцовая экономическая политика…………………………………14
Глава III. ЮАР-Россия: характер и формы отношений……………………..18
3.1. ЮАР и СССР в 80-е годы XX века:специфика отношений…………………………21
3.2. Отношения РФ-ЮАР: содержания и перспективы…………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………..33
В Южной Африке поездку ее министра иностранных дел в Москву оценили весьма положительно. Особо подчеркивалось, что ему удалось сдвинуть с мертвой точки решение вопроса о нормализации отношений и создать предпосылки для налаживания взаимовыгодного сотрудничества. Обозреватель ЮАРК, например, еще до визита Р. Боты посчитал, что теперь у ЮАР все основания говорить о “бывшей расистской республике”, поскольку рукопожатие Боты с его советским коллегой под звездами Кремля будет ясно означать признание традиционно главным внешнеполитическим оппонентом Претории того факта, что демонтаж апартеида в Южной Африке принял столь необратимый характер, что в гонку за восстановление дипломатических отношений с нею может открыто включиться и Москва”. William Bosman. Civil war in SAR // Washington Post., - 2000. March 13.
Представители
общественно-политических кругов обеих
сторон, имевшие касательство к африканским
делам не просто понаслышке, отдавали
себе отчет также в том, что
подписанный министрами протокол о
возобновлении консульских
Надо признать, что этот шаг был для южноафриканских политиков не из легких, если учесть хотя бы многолетнюю советскую помощь АНК в той его вооруженной борьбе, которую местный обыватель привычно квалифицировал не иначе, как террор с применением оружия советского производства. Страна до сих пор наводнена советским оружием.
Как и ожидалось, неудовольствие по поводу визита Р. Боты и его итогов высказали в то время представители АНК. По словам одного из его деятелей Карла Ниехауса, “решение Советского Союза принять Р. Боту в Москве и подписать протокол о восстановлении консульских отношений было несколько преждевременным”. Richard Burton. Legislative council in SAR // Star., - 2001.August 31.
А многие сторонники АНК как в самой ЮАР, так и в различных зарубежных странах до сих пор убеждены, что только советская сторона повинна в том, что Н. Мандела не смог побывать в Советском Союзе в июле 1991 года, ибо он был приглашен президентом СССР М. Горбачевым в Москву на 4-6 декабря 1991 года, то есть как раз в то время, когда должен был находиться в Нью-Йорке и выступать на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.Потехин А.А., Страны Африки в системе экономических отношений Юг - Юг. - М. 2003. - C. 99-100.
Очередной вехой в контактах с ЮАР должен был стать визит Ф.де Клерка в СССР. В декабре 1991 года обе стороны возлагали на него большие надежды. Ожидалось, что это мероприятие завершится как минимум восстановлением дипломатических отношений в полном объеме. Связи между двумя странами к тому времени вышли на такой уровень, что их нормализация становилась объективной необходимостью. Без нормальной, полнокровной деятельности дипломатических представительств было сложно обеспечивать взаимные интересы и оперативно решать возникающие проблемы в области торгово-экономических, культурных, спортивных, научных и иных связей. Установление полнокровных дипломатических отношений представлялось уже не чем-то сенсационным и из ряда вон выходящим “подарком” одного другому, а делом естественным и абсолютно нормальным.
Отмена визита
после подписания Россией, Украиной
и Белоруссией 8 декабря 1991 года Декларации
об образовании СНГ была встречена Преторией,
с одной стороны, с облегчением, а с другой,
- с сожалением. Единодушно признавалось
правильным решение Ф. де Клерка не добавлять
Москве проблем своей персоной. Но все
же отмечалось, что “отложенный в последний
момент визит мог бы стать венцом достижений
кампании президента, преследующей цель
возвращения Южной Африки в мировое сообщество.
Де Клерк имел все шансы быть удостоенным
чести пройтись по красному ковру в Кремле
еще до того, как он был бы разостлан бывшими
опекунами АНК перед Н. Манделой”. Карасин
Г. Россия и Африка // Международная жизнь.
- М. 2004. № 1.
3.2
Отношения РФ - ЮАР: содержание
и перспективы
Распад Советского Союза не оказал какого-либо обескураживающего воздействия на руководство ЮАР и ее общественно-политические круги, т.к. Москва всегда ассоциировалась здесь прежде всего и главным образом с Россией, и хотя образование на обломках СССР Содружества Независимых Государств, по мнению политиков Претории, заставило ЮАР занять выжидательную позицию и не форсировать процесс развития отношений с новой Россией, Претория была готова продолжить контакты с Российской Федерацией.
22 декабря 1991 г. правительство ЮАР первым из африканских стран заявило о признании независимости России, 30 декабря - о признании России в качестве правопреемницы СССР. 27-29 февраля 1992 года состоялся успешный визит в ЮАР министра иностранных дел РФ А. Козырева, в результате которого было подписано Совместное заявление об установлении дипломатических отношений между ЮАР и РФ и открытии в Москве и Претории полнокровных посольств (посол РФ в ЮАР Е.П.Гусаров вручил верительные грамоты 9 декабря 1992 года, новый посол ЮАР Сико С. Макана сменил первого посла в Москве Г. Оливье и уже от имени президента Н. Манделы вручил свои верительные грамоты 29 января 1996 г.).
Российский министр направил также своему южноафриканскому коллеге специальную ноту, в которой подтверждалось, что Россия признает все положения, изложенные в Протоколе о восстановлении консульских отношений между СССР и ЮАР от 9 ноября 1991 года, и выражает пожелание учредить в Кейптауне свое генеральное консульство. Справочные материалы Департамента Африки МИД РФ. - М. 1996 . - С.84. Россия предоставила ЮАР право открыть свое генеральное консульство в Санкт - Петербурге. “Президенту Ф. де Клерку было передано приглашение Б.Ельцина посетить Россию в удобное для него время до конца 1992 года. Было возобновлено, но уже от имени России, приглашение Н. Манделе. С особой признательностью южноафриканская сторона приняла два досье с фотокопиями архивных документов, отражающих поддержку россиянами борьбы буров за свободу против английских колонизаторов и ту помощь, которая была оказана Южной Африкой странам - союзникам в годы Второй мировой войны”.
Комментируя итоги визита, Р.Бота заявил, что “реформы, проводящиеся в ЮАР и России, свидетельствуют о совпадении взглядов Москвы и Претории на необходимость утверждения демократии и создания правовых государств”. “ Robert Moffart. Situation in gold sphere after 9 years // Africa Economic Digest., - 2006. October 15.
А потому обе страны "могут и должны помогать друг другу на нынешнем переходном этапе развития, когда перед ними стоят общие проблемы и трудности, когда они подвергаются нападкам слева и справа". Российская сторона согласилась с подобной постановкой вопроса.
Анализ откликов
на визит российского мининдел показал,
что в государственно-
Таким образом,
обе стороны взяли сложный
политический рубеж, подвели черту
под не всегда радостным прошлым
и подготовили почву для
А начался он состоявшимся 1 - 2 июня 1992 года визитом в Россию президента ЮАР Ф. де Клерка. Это был не только первый в истории наших народов контакт руководителей обеих стран на высоком уровне, но и “первая поездка главы государства африканского континента в пост коммунистическую Россию”. Пумпянский А. Страна - дальше ехать некуда - и ее лидеры. - М. 2004. - C. 69. Состоявшиеся встречи и переговоры помогли лучше понять друг друга и реально оценить перспективы двусторонних отношений. В принятом совместном российско-южноафриканском коммюнике была подтверждена заинтересованность в развитии взаимовыгодного сотрудничества во многих областях, а также заявлено о достижении политического взаимопонимания. Выступая на пресс-конференции 1 июня 1992 года Ф. де Клерк заявил, что в скором времени будут заключены торговое соглашение и соглашение о прямом воздушном сообщении. Правительство ЮАР решило предоставить России кредит в 100 млн. рандов для стимулирования торговли. Особо президент ЮАР подчеркнул тезис о том, что “Россия с ее международным весом и авторитетом будет способствовать полному восстановлению статуса ЮАР в ООН и других международных организациях, занятию ее достойного места в мировом сообществе”. Леженина Т.В. Межстрановые конфликты в Восточной Африке в 90-х годах 20-го столетия // Реформы вчера, сегодня, завтра: Вестник научной информации. - М. 2005. - № 8.
В целом отклики на это важное событие были позитивными как в ЮАР, так и в России. С пониманием воспринято оно и мировым общественным мнением. Образно говоря, между ЮАР и Россией окончательно пала своего рода “берлинская стена”, свыше трех десятилетий разделявшая две страны. Теперь Ф. де Клерк и его соратники с полным правом могли сказать: “на долгом и мучительном пути выхода из международной изоляции сделан окончательный прорыв - восстановлена дружба с Россией, уходящая корнями в конец минувшего столетия”. Там же.
В целом в настоящий момент российско - южноафриканские контакты во многом лишились налета сенсационности и приобрели деловой, рабочий характер. Основные усилия, направленные на создание ориентированной на перспективу правовой базы для развития двусторонних отношений, оказались успешными. Со времени установления дипотношений стороны наладили практику обмена посланиями на уровне президентов и глав внешнеполитических ведомств, осуществлялись взаимные визиты политических и государственных деятелей обеих стран.
“Одновременно Россия последовательно проводила линию на согласование с АНК перспектив двустороннего сотрудничества в пост апартеидный период. В этом плане важное значение имел визит в Москву в мае 1993 г. Делегации АНК в составе представителей Нацисполкома Т. Мбеки (ныне вице-президент АНК и ЮАР) и Дж. Модисе (минобороны в новом правительстве) и состоявшийся обмен мнениями по широкому кругу международных проблем и вопросов российско-южноафриканских отношений”. Карасин Г., Россия и Африка // Международная жизнь - М. 1993. - № 1.
“Для наблюдения за ходом всеобщих выборов (26-29 апреля 1994 г.) в ЮАР был направлен по линии ООН контингент российских наблюдателей (более 60 человек), а также ряд официальных наблюдателей от России, в т.ч.председатель Центризбиркома Н.Рябов и группа депутатов Государственной Думы. В мае 1994 г. для участия в церемонии инаугурации нового президента Южной Африки Нельсона Манделы в ЮАР находилась российская делегация во главе с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.Ф.Шумейко”.Титов В., Африка в формирующемся постконфронтационном мире // Международная жизнь. - М. 1994. № 8.
Победа на всеобщих выборах в ЮАР АНК, формирование Правительства национального единства и изменение международного статуса Южной Африки ознаменовали собой начало нового этапа в развитии российско - южноафриканских отношений, создали предпосылки для активизации политического диалога между нашими странами и расширения сотрудничества в различных областях.
С этой точки зрения принципиальное значение имело бы осуществление неоднократно откладывающегося визита Н. Манделы в Россию. Последняя отсрочка визита президента ЮАР в Россию, подготовленного на конец июля 1995 года, произошла по инициативе южноафриканской стороны.
Вопросы подготовки этого мероприятия заняли важное место во время официального визита в Россию министра иностранных дел ЮАР А. Нзо 11-13 сентября 1994 года. Южноафриканский министр передал адресованное Б.Н.Ельцину личное послание Н. Манделы. “В ходе визита состоялись встречи А. Нзо с Первым заместителем Председателя Правительства России О.Н.Сосковцом, в ряде российских министерств и ведомств, в мэрии Москвы. Были проведены обстоятельные переговоры в министерстве иностранных дел России. 13 сентября был подписан Протокол о консультациях между МИДами двух стран (меж мидовские политические консультации проводятся регулярно с сентября 1992 г., их последний раунд прошел в Москве в мае 1996 г.)”.
Вопрос визита обсуждался также во время пребывания в Москве военной делегации ЮАР во главе с минобороны Дж. Модисе (июль 1995 г.). Важным итогом этого визита было подписание соглашения о сотрудничестве между министерствами обороны двух стран и парафирование соглашения по военному и техническому сотрудничеству.
Находясь в Москве, спецпредставитель передал приглашение вице -президента ЮАР Т. Мбеки Первому заместителю Председателя Правительства России О.Н.Сосковцу посетить ЮАР, о чем также упоминалось в послании Н. Манделы.
“22 октября 1995 г. состоялась встреча Б.Н.Ельцина и Н. Манделы в Нью-Йорке в ходе юбилейной сессии ООН, в ходе которой они подробно говорили о дальнейшем развитии двусторонних отношений. Президент ЮАР вновь подтвердил свое намерение посетить Москву”. Николаенко В., Южная Африка: трудный путь обновления. - М. 2003. - С. 111- 116.
“26-30 ноября 1995 года в ЮАР с официальным визитом находилась правительственная делегация Российской Федерации во главе с Первым заместителем Председателя Правительства России О.Н. Сосковцом. Он способствовал расширению правовой основы наших отношений, была парафирована Декларация о принципах дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Южно - Африканской Республикой стороны сделали первые шаги по налаживанию двусторонних межпарламентских связей.
В феврале 1995 в России находилась делегация Сената ЮАР (верхняя палата парламента) во главе с его председателем Х.Я. Кутсие, который пригласил делегацию Совета Федерации Федерального Собрания России посетить ЮАР с ответным визитом. Произошел обмен посланиями между Председателем Госдумы России и спикером Национальной ассамблеи ЮАР (нижняя палата) Ф. Гинвалой. Идет становление сотрудничества между субъектами Федерации и регионами ЮАР”. Маковик Р., Маруков А., Панкратов Д. Некоторые юридические аспекты участия миротворческих сил ООН в разрешении межнациональных конфликтов в Африке // Международное публичное и частное право. - М. 2007. - № 1.