Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, определение величины дефицита бюджета, в том числе и для Беларуси за 2008-2010г., поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:

1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5

1.2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга 8

1.3 Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 11

1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга, их влияние на экономику страны 14

1.5. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 17

Глава 2 Государственный долг и дефицит бюджета в РБ

2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20

2.2 Внешний государственный долг Беларуси на 2008- 2010г. 20

2.3 Внутренний государственный долг в Республике Беларусь 2008-2010г. 22

Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера

3.1 Планирование дефицита бюджета РБ, перспективы погашения государственного долга в РБ 23

3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25

3.3 Реализация модели 31

Заключение 33

Список использованных источников 34

Приложение А 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 216.34 Кб (Скачать документ)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра экономики 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Дефицит бюджета и государственный  долг» 
 
 
 
 
 

Выполнила:  _____________    ______  студ. гр. ЭУП-092      

                                   (подпись)                    (дата)                               Е.Н. Демьянко 

Руководитель: _____________ ______           ст. преподаватель

                                   (подпись)                    (дата)                             А.А. Ахрамейко          
 
 
 
 
 
 

Могилёв 2010 

     СОДЕРЖАНИЕ:

     Введение 3

     Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:

     1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5

     1.2. Основные причины устойчивого  бюджетного дефицита и увеличения  государственного долга 8

     1.3 Первичный дефицит государственного  бюджета и механизм самовоспроизводства  долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 11

     1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего  долга, их влияние на экономику  страны  14

     1.5. Причины долгового  кризиса и стратегия  управления государственной  задолженностью 17

     Глава 2  Государственный долг и дефицит  бюджета в РБ

     2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20

     2.2 Внешний государственный долг  Беларуси на 2008- 2010г. 20

     2.3  Внутренний государственный долг  в Республике Беларусь 2008-2010г. 22

     Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера

     3.1 Планирование дефицита бюджета  РБ, перспективы погашения государственного  долга в РБ 23

     3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25

     3.3 Реализация модели 31

     Заключение 33

     Список  использованных источников 34

     Приложение А 35

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Основной  целью бюджетного регулирования  является проведение финансово –  бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно  надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу  неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга  не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к  ускорению инфляции, то есть выступают  сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных  дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают  использование бюджетных дефицитов  и государственного долга наиболее эффективным способом оживления  экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие  вопросы: нужен ли бюджетный дефицит  и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент ВВП); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.

       Проблема государственного долга  рассматривалась в большом количестве  научных трудов. Дефицит называют  хроническим недостатком государственных  бюджетов. Считается, что его «узаконил»  известный экономист Дж. М. Кейнс  своими рекомендациями проводить  политику дефицитного финансирования. Значительное внимание проблеме  исследования государственного  долга и последствий его существования  уделяли Р.Барро, А.Лернер и др. Теоретическим и практическим вопросам государственного долга   посвящены работы таких экономистов, как А.Гальчинский и Т.Бондарчук. Особенности макроэкономической среды трансформации, в которой развивается государственный долг, а также проблема государственной задолженности исследованы в трудах Г.Башнянина, Т.Вахненко, О.Зарубы, З.Луцишин. Проблему управления государственным долгом рассматривали А.Вавилов, Г.Трофимов, В.Козюк, О.Горская.

     Целью работы  является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и  макроэкономических показателей, определение  величины дефицита бюджета, в том  числе и для Беларуси за 2008-2010г., поиск оптимальных путей сбалансирования  дефицита бюджета.

     Основными задачами, которые необходимо выполнить  для осуществления поставленных целей, являются: проведение анализа  динамики бюджетного дефицита и государственного долга в Беларуси в 2009-2010 годах, изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей  сбалансирования бюджетного дефицита.

     Данная  тема связана со многими темами макроэкономики, а именно с фискальной, монетарной политикой, инфляционными процессами, динамикой показателей ВВП и  другими.

 

     

     Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории 

     1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 

     Бюджетный дефицит возникает, когда расходы правительства превышают налоговые поступления. Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита:

     1   Финансирование за счет налогов.

     Величина  бюджетного дефицита может уменьшаться, если увеличиваются налоговые доходы государства. К сожалению, осуществление  политики сбалансированного бюджета  наталкивается на ряд трудностей социального, политического и экономического характера. Кроме того, по мнению некоторых  экономистов, существуют вполне объективные  границы увеличения налоговых доходов.

     2   Денежное финансирование.

     Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет денежной эмиссии. Этот способ очевидно влечет за собой ускорение инфляционных процессов. В законодательствах многих стран запрещено или ограничено заимствование у Центрального банка страны в целях покрытия дефицита бюджета.

     3   Продажа активов.

     Для покрытия бюджетного дефицита государство  может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (в процессе их приватизации), золота и т. п. К этому способу финансирования прибегают достаточно редко, так  как в противном случае в конце концов будут проданы все имеющиеся активы. В результате в будущем доходы государства уменьшатся.

     4   Долговое финансирование.

     Правительство, обычно через посредство Центрального банка, осуществляет продажу долговых обязательств (облигаций) населению  и коммерческим банкам. Долговое финансирование осуществляется также с помощью  внешних займов, получаемых, как  правило, в виде кредитов иностранных  государств или международных валютных организаций. Такое финансирование приводит к возрастанию величины государственного долга.

     Общий объем непогашенных государственных  облигаций образует государственный  долг.[11, с. 83-84]

     Т.е. государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).

     Внутренний  государственный долг - задолженность  государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

     Внешний государственный долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

     Частный долг - общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг.

     Государственный и частный долг являются элементами кругооборота "доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным миром. Создание долга - это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.

     Если  правительство сводит бюджет с профицитом, то оно либо уменьшает объем неоплаченных государственных облигаций (погашает долг), либо уменьшает предложение  денег. Управление долгом подразумевает  выпуск облигаций не только для финансирования текущего бюджетного дефицита, но также  для оплаты долговых обязательств, по которым наступил срок платежа (рефинансирование долга).

     Количественная  оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:

    1. Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга. Не учитывается обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).
    2. Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D величина государственного долга: Rr - реальная ставка процента; Rn - номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину πD, так как, по уравнению Фишера,
 

                   π= Rn - Rr       (1) 

     При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так как в периоды роста инфляции  

                                               (2) 

     Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: 

Реальный  дефицит =  госбюджета

Номинальный дефицит – госбюджета

Величина  госдолга на ×  начало года

Темп  инфляции.(3) 
 

     При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение. 

  1. Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг