Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, определение величины дефицита бюджета, в том числе и для Беларуси за 2008-2010г., поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:

1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5

1.2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга 8

1.3 Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 11

1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга, их влияние на экономику страны 14

1.5. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 17

Глава 2 Государственный долг и дефицит бюджета в РБ

2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20

2.2 Внешний государственный долг Беларуси на 2008- 2010г. 20

2.3 Внутренний государственный долг в Республике Беларусь 2008-2010г. 22

Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера

3.1 Планирование дефицита бюджета РБ, перспективы погашения государственного долга в РБ 23

3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25

3.3 Реализация модели 31

Заключение 33

Список использованных источников 34

Приложение А 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 216.34 Кб (Скачать документ)

     К числу квазифискальных  операций относятся:

     3.1 финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

     3.2 накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают в основном за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны;

     3.3 финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также финансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.

     Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

     

     375

     Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.

     Поэтому целесообразно  использовать относительные показатели задолженности, представленные в таблице 1.

     Таблица 1-Относительные показатели задолженности.

     Показатели      Характеристика  показателей
            Показатели  запаса, характеризующие бремя долга в более долгом периоде, то есть степень зависимости национальной экономики от прошлого притока иностранного капитала.
      
            Показатели  потока: чем они выше, тем в  более активной краткосрочной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях уравновешивания платежного баланса (особенно если велика доля внешнего долга).
      
 

     В макроэкономическом анализе также  используется сравнительная динамика показателей 

                                     (4) 

                                     (5) 

     [1, с. 372-375]. 

     1.2. Основные причины  устойчивого бюджетного дефицита  и увеличения государственного  долга 

     Бюджетный  дефицит  представляет  собой  систему  экономических  отношений,  связанных  с  привлечением  дополнительных  доходов,  сверх  имеющихся  у  государства,  и  их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. [2, с. 269]

     Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным  образом в  результате  эмиссии  денег,  выпуска  государственных  ценных  бумаг, осуществления  внутренних  и  внешних  займов.

     Отсутствие  положительного  бюджетного  сальдо  не  следует  связывать  исключительно  с  чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит  может  быть  обусловлен государственным  регулированием  экономики и  отражать  намерения  правительства осуществлять крупные  государственные  вложение  в  развитие  отраслей  хозяйства  с  целью достижения  прогрессивных  сдвигов  в  структуре  общественного  производства.

       Однако чаще всего дефицит  отражает кризисные явления в   экономике, ухудшение  показателей   финансово-хозяйственной  деятельности  субъектов хозяйствования, нарушение  экономических связей, неэффективность   налоговой  системы и т.д.

           Таким  образом,  в  конечном   итоге  дефицит  бюджета  является  следствием:

  1. Чрезмерных  государственных  расходов;
  2. Ограниченности  финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые  доходы (сознательное   сокращение  налогов в  целях  стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  или из-за  низкой  собираемости  доходов);
  3. Циклических  спадов  в  экономике.[2, с. 261]

     Вынужденный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны.

     Сознательный  бюджетный дефицит возникает при условии, когда для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно снижает ставки налогообложения и увеличивает государственные затраты.

     Структурные затраты и поступления в большинстве  состоят из дискреционных программ, введенных законодательством. А  циклические затраты и дефициты состоят из налогов и затрат, которые  автоматически приспосабливаются  к состоянию экономики. Так, в  случае спада производства каждый процентный пункт роста нормы безработицы  увеличивает на соответствующую  сумму циклический дефицит. Это  происходит потому, что налоговые  поступления уменьшаются, а государственная  помощь с безработицы растет.

     Когда же правительственные структуры  ставят за цель уменьшить бюджетным  путем повышения налоговых ставок и снижение расходов, то соответственно уменьшается структурный дефицит  при полной занятости или потенциальном  объеме производства. Если государственный  законодательный орган решит  ввести программу, которая субсидирует  социальное обеспечение материнства, это приведет к росту структурных  затрат, соответственно увеличит структурный  дефицит.

     В теории различают активный и пассивный  дефициты. Первый возникает в результате сознательного планирования превышения расходов над доходами. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту.

     Второй  возникает в связи со снижением  налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, налоговых неплатежей). [3, с. - 11]

     Основными причинами устойчивых бюджетных  дефицитов и увеличения государственного долга являются:

     1 увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

     2 циклические спады экономики;

     3 сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов).

     Налоговые поступления в государственный  бюджет Т и показатель налогового бремени в экономике (где Y - совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:

        3.1 в целях стимулирования  экономики целенаправленно сокращается "налоговый клин";

        3.2 все системы  налогообложения включают значительное  количество льгот;

        3.3 нередко налоговые  сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках;

        3.4 в переходных  экономиках налоговые отчисления  в бюджет также падают из-за спада в традиционных отраслях производства;

     4 усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

     5 повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

  1. увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);
  2. увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).[1, с. 376-377]
 

     1.3 Первичный дефицит государственного  бюджета и механизм самовоспроизводства  долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 

     Одним из факторов экономического роста является соотношение 
.

     Динамика  этого соотношения зависит от следующих факторов:

  1. величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;
  2. темпов роста реального ВВП;
  3. величины первичного дефицита госбюджета.

     Первичный дефицит госбюджета представляет собой  разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга. 

                                           (6) 

                                     (7) 

                     (8) 

     где BD общий- общий дефицит бюджета;

     BD первичный- первичный дефицит бюджета;

     G- государственные закупки;

     N - выплаты по обслуживанию долга; 

     F-трансферты;

     T-налоговые поступления в бюджет;

     D - величина долга;

     RR - реальная ставка процента.

     Механизм самовоспроизводства  государственного долга:

     BD первичный ↑ => государственные ↑ => государственный ↑ => N↑

                                      займы            долг

     => BD общий ↑ => новые государственные ↑ => долг ↑=> и т.д.

                                   займы

     Если  реальная ставка процента превышает  темп роста реального ВВП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВВП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВВП, характеризующее бремя долга.

     Для прогнозирования  динамики соотношения долг/ВВП используется зависимость: 

                                                     (9)   

     где Δλ- изменение соотношения долг/ВВП,

           λ-исходное значение соотношения долг/ВВП,

           RR- реальная ставка процента,

            – темп роста  реального ВВП,

           σ – доля первичного бюджетного излишка в ВВП.

     Для снижения соотношения долг/ВВП необходимы два условия:

  1. реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВВП;
  2. увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП должно быть постоянным.

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг