Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, определение величины дефицита бюджета, в том числе и для Беларуси за 2008-2010г., поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:

1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5

1.2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга 8

1.3 Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 11

1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга, их влияние на экономику страны 14

1.5. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 17

Глава 2 Государственный долг и дефицит бюджета в РБ

2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20

2.2 Внешний государственный долг Беларуси на 2008- 2010г. 20

2.3 Внутренний государственный долг в Республике Беларусь 2008-2010г. 22

Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера

3.1 Планирование дефицита бюджета РБ, перспективы погашения государственного долга в РБ 23

3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25

3.3 Реализация модели 31

Заключение 33

Список использованных источников 34

Приложение А 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 216.34 Кб (Скачать документ)

     Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней задолженности, которая непосредственно не связана  с мировой конъюнктурой 80-х годов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по долгу суверенными странами-должниками. Страна-должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.

     Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залога, или обеспечения, то есть активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки страной-должником выплат по долгу.

     Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.

     Механизмы сокращения внешней  задолженности:

      1. Выкуп долга - предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.
      2. Обмен долга на акционерный капитал (своп) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает "долю" в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.
      3. Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.

     Беднейшим странам-должникам предоставляется  выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):

        1. частичное аннулирование долга;
        2. дальнейшее продление сроков долговых обязательств;
        3. снижение ставок процента по обслуживанию долга.

     Эффективное управление государственным долгом как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.

     Приток  капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности. [1, с.383-388]

 

     

     Глава 2  Государственный долг и дефицит  бюджета в РБ 

     2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 

Таблица 2 - Дефицит(-), профицит(+) бюджета на период 2008-2010г.,млрд.руб.

    2008г. 2009г. 2010г.
    1852,0 -958,3 -2100

     Таким образом, исходя из данных таблицы, можно  говорить о значительном скачке величины дефицита бюджета Беларуси.[8]

     Дефицит бюджета за 10 месяцев 2010г. составил 1,6% ВВП, при планируемых 1,5% за весь год. Дефицит республиканского бюджета за январь-октябрь 2010 года составил 2,1 трлн. рублей, говорится в сообщении Минфина Беларуси.

     Доходы  республиканского бюджета за 10 месяцев  сложились в сумме 24,3 трлн. рублей, или 68,4 процента годового плана. Налога на прибыль поступило 2,9 трлн. рублей (82,3%), НДС - 9,2 трлн. (73%). Доходы от внешнеэкономической  деятельности составили лишь 4,4 трлн. рублей, или 43,4% годового плана.

     По  состоянию на 1 ноября 2010 года сумма  долгов плательщиков перед бюджетом составила 53,8 млрд. рублей и сократилась  с начала года на 4,9 млрд. рублей.

     Расходы республиканского бюджета за январь-октябрь 2010 года составили 26,4 трлн. рублей, или 65,8% годового плана.

     Из  них расходы на общегосударственную  деятельность составили 10,9 трлн. рублей (66,5%), национальной экономики - 7 трлн. рублей (53,2%), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 5,2 трлн. рублей (81,5%).

     В соответствии с законом о республиканском  бюджете-2010, предусмотрен его дефицит  в сумме 2,7 трлн. рублей, или 1,5% ВВП. Осенью Министерство финансов Беларуси подготовило  уточнение бюджета на этот год. Сначала  Минфин заявлял об увеличении дефицита бюджета до 3%. Потом этот параметр был уменьшен на 0,5%. Источником покрытия дефицита бюджета будут остатки  средств, сформированные в течение  года, в том числе за счет внешних  заимствований.[9]

      

     2.2 Внешний государственный долг  Беларуси на 2008- 2010г. 

     Внешний государственный долг Республики Беларусь за 2008 год достиг 3718,9 млн. долларов США. В 2009 году внешний госдолг Беларуси хоть и увеличился более чем в  два раза, но оказался ниже лимита, отведенного  под внешние заимствования. Президент  Беларуси установил на 2009 год лимит  внешнего госдолга в размере 8,5 млрд. долларов США. В то же время по состоянию на 1 января 2010 внешний госдолг Беларуси составил 7891,4 млн. долларов США, что почти 610 млн. долларов ниже установленного президентом лимита. [12]

     По  международным меркам долг Беларуси остается на умеренном уровне (19% от ВВП на 1 сентября 2010 года), выплаты  по нему довольно незначительны и  начнут расти только с 2012 года, к  тому же страна имеет возможность  рефинансировать задолженность.

     Действительно, с точки зрения величины и расходов на обслуживание внешний государственный  долг Беларуси не вызывает опасений. Но существует другая проблема, связанная  с использованием заимствованных средств. Тут есть вопросы.

     Внешний госдолг в рублевом эквиваленте  вырос на 28,8% за десять месяцев текущего года (в том числе на 0,6% за октябрь) до Br29,058 трлн на 1 ноября 2010 года.[13]

     Средства  были получены, в основном, от размещения еврооблигаций на 1 млрд. USD. Однако при  этом по данным Национального банка, международные резервные активы Беларуси в национальном определении  увеличились всего на 255,7 млн. USD до 6,055 млрд. USD.

     Это означает только одно: одолженные за рубежом  средства не были отправлены в резервы  и не пошли на погашение долгов правительства, а были потрачены  на какие-то нужды. Довольно порядочная сумма - около 0,8 млрд. USD. Причем, судя по тому, что обязательства Национального  банка перед органами государственного управления выросли с 5,792 млрд. USD на 1 августа до 6,864 на 1 сентября, валюта, полученная от размещения еврооблигаций, поступила на счет Минфина в Национальном банке, и была потрачена Национальным банком, а не Минфином.

     На  что именно израсходовал валюту банк, пока известно только отчасти.

     Часть средств, а именно – около 0,4 млрд. USD, Национальный банк продал коммерческим банкам, которые в августе на такую  величину увеличили объем своих  активов за рубежом, уменьшили объем  своих валютных обязательств перед  нерезидентами и перед резидентами.

     Получается, таким образом, что остальные 0,4 млрд. USD были, по-видимому, проданы Нацбанком предприятиям и населению, то есть пошли, в основном, на финансирование дефицита внешней торговли страны.

     Итак, одалживаемые за рубежом средства идут на решение текущих проблем внешней  торговли, то есть фактически на поддержание  существующего уровня жизни в  нашей стране и объема производства. Следовательно, если страна прекратит  одалживать за рубежом, то в ее экономике  могут возникнуть сложности. То есть, проблема не в том, что у Беларуси большой внешний долг и есть трудности  с его обслуживанием, а в том, что страна нуждается в новых  и новых заимствованиях.[11]

      

     2.3  Внутренний государственный долг  в Республике Беларусь 2008-2010г.

     Внутренний  государственный долг Беларуси за 2008г. составил 8,585 триллиона белорусских  рублей. Однако на 1 января 2010 года он составил Br7,887 трлн. (5,8% ВВП), сократившись за 2009 год на 8,1% (за декабрь снижение на 22%). В том числе прямой внутренний долг правительства составил Br2,474 трлн., что на 58,3% меньше по сравнению с началом 2009 года (за декабрь снижение на 46,7%), а долг, гарантированный правительством, увеличился в 2 раза до Br5,412 трлн. (за декабрь снижение на 1%). Резкое снижение внутреннего госдолга в декабре вызвано досрочным погашением гособлигаций на сумму более Br2,1 трлн., которые находились в портфеле Нацбанка.

     Внутренний  государственный долг Беларуси увеличился в июле 2010г. на 1,2% по сравнению с  июнем до 8,418 трлн. белорусских рублей (1 доллар — 3 014 рублей) на 1 августа 2010г. Сообщает Прайм-ТАСС со ссылкой на Национальный статистический комитет.

     При этом по итогам января — июля внутренний госдолг возрос на 6,7%. С учетом инфляции внутренний госдолг увеличился с 1 января 2010г. на 2,2%. В абсолютном выражении  внутренний долг за январь — июль увеличился на 531 млрд., или на 0,6% от ВВП.

     В структуре внутреннего госдолга долгосрочная задолженность правительства  составляет 25,8%, краткосрочная — 0%, на долю кредитов, полученных белорусскими предприятиями под гарантию правительства, приходится 74,2%.[11]

 

     

     Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера 

     3.1 Планирование дефицита бюджета  РБ, перспективы погашения государственного  долга в РБ 

     Согласно  закону Республики Беларусь «О республиканском  бюджете на 2011 год», лимит внутреннего  государственного долга Республики Беларусь установлен в размере 4 трлн. рублей; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь,- в размере 20 трлн. рублей; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь - в размере 13 млрд. долларов США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь,- в размере 5 млрд. долларов США. Установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год в сумме 6 000 000 000 тыс. рублей.[4]

Таблица 3 - Соответствующие плановые показатели по финансированию дефицита бюджета РБ на 2010-2011гг.

    Показатель план на 2010г. план на 2011г.
    Общее финансирование 2700000 000,0 6 000 000 000,0
    Внутреннее  финансирование -13 414 368,0 3 380 559 260,0
    Источники, получаемые от Национального банка  Республики Беларусь -100 000 000,0 –100 000 000,0
    кредиты Национального банка Республики Беларусь -100 000 000,0 –100 000 000,0
    погашение основного долга по долгосрочным кредитам -100 000 000,0 –100 000 000,0
    Источники, получаемые от банков, иных юридических  и физических лиц 100 000 000,0 100 062 715,0
    привлечение средств 542 583 287,0 262 800 000,0
    погашение основного долга -442 583 287,0 –162 737 285,0
    Источники от операций с принадлежащим государству  имуществом 2 479 352 968,3 –14 827 860,0
    поступления от реализации принадлежащего государству  имущества (в том числе акций) 2 569 130 033,0 17 232 140,0
    увеличение  доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций)  -89 777 064,7 –32 060 000,0
    Изменение остатков средств бюджета -2474248872,3 4 228 847 027,0
     
     
       
    Продолжение таблицы 2    
    из  них средства государственного целевого бюджетного фонда национального  развития -3229809724,0 –655 516 354,9
    формирование  государственного целевого бюджетного фонда 3509443 172,0 1 243 676 868,9
    использование государственного целевого бюджетного фонда 279 633 448,0 588 160 514,0
    Внешнее финансирование 2713414 368,0 2 619 440 740,0
    Кредиты международных финансовых организаций 2282467 424,0 –12 496 140,0
    погашение основного долга -3 361 632,0 –12 496 140,0
    Кредиты иностранных государств и иных иностранных  кредиторов 430 946 944,0 –519 024 100,0
    погашение основного долга -496 227 168,0 –519 024 100,0
    операции  по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам - –19 039 020,0
    платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению  и обслуживанию внешних займов - –24 107 850,0
    возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантий по внешним займам - 5 068 830,0
    Прочие  источники внутреннего финансирования -18 518 464,0 -
    погашение основного долга -18 518 464,0 -
    из  них погашение задолженности  юридическим лицам по заблокированным  счетам во Внешэкономбанке СССР на 1 января 1992 года -18 518 464,0 -

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг