Дефицит бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Содержание

Введение
Понятие и сущность бюджета
Профицит бюджета
Дефицит бюджета
Государственный и муниципальный долг
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Microsoft Office Word.docx

— 57.20 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 

Понятие и сущность бюджета 

Профицит бюджета 

Дефицит бюджета 

Государственный и  муниципальный долг 

Заключение 

Список литературы 

Введение 

Современная экономическая  теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный  рост государств с огромным дефицитом  бюджета. 

На современном  этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого  с этими явлениями. В мире действуют  общие для всех экономические  законы и принципы, что позволяет  прогнозировать дальнейшую экономическую  ситуацию стран, находящихся на той  или иной стадии развития. 

В связи с этим одной из важных задач экономической  политики государства является поиск  оптимального решения проблем дефицитного  бюджета и его сбалансированности. 

Проведение экономических  реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы страны и отношения  между органами государственной  власти различных уровней, что потребовало  разработки методологии формирования нового бюджетного механизма. 

Сокращение нерациональных затрат государства привело к  позитивным сдвигам в структуре  бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его  эмиссионного финансирования. 

Рассмотрим в этой работе вопросы бюджетного дефицита и профицита, а также проблему сбалансированности бюджета. 

Понятие и сущность бюджета 

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных  финансов. Сущность бюджета обусловлена  не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории  финансов, но и сущностью государства  и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических  формациях бюджет удовлетворяет  потребности государства в денежных средствах. 

Бюджет функционирует  в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое  обособление связано с тем, что  любое государство призвано, защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса  социальной и экономической политики, представляет собой соотношение  целей развития общества и средств  их достижения. Конкретными формами  этого баланса являются соотношения  между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между  различными моделями экономического развития. 

С одной стороны, отличительная особенность бюджета  состоит в том, что он ориентирован непосредственно на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета  заключается и в том, что он имеет отношение к сфере перераспределения  и потребления общественного  продукта. Как известно, способ распределения  определяется способом производства, однако перераспределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. 

С другой стороны, специфика  бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет  свободу выбора в сфере перераспределения  и открывает более широкие  возможности для реализации экономической  политики государства. 

В бюджете отражается циклический характер развития общества и его диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное  в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и  является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать как историко-экономическую  категорию, неразрывно связанную с  функционированием государства. [9, c.348] 

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну. 

Деятельность государства  по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему  РФ) называется бюджетный процесс. 

В бюджетную систему  Российской Федерации входят бюджеты  следующих уровней: Федеральный  бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджеты  муниципальных образований (местные  бюджеты) 

Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы  бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое "урезание" запланированных бюджетом расходов называется секвестр. 

Рассмотрим более  подробно вопросы дефицита и профицита бюджет. 

Профицит бюджета 

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. 

Именно из-за этого  негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами. 

В России Бюджетным  кодексом РФ предусмотрено, что любой  бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности: сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов; предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней. 

Если проводить  перечисление меры нецелесообразно, следует  сократить налоговые доходы бюджета  путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ. 

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. 

Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100% -ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное. [2, c.14] 

Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год. 

Профицит федерального бюджета на 2009 год составит 1 трлн 913 млрд рублей. [12, c.4] 

По данным Минфина: доходы федерального бюджета в 2009 году, в соответствии с уточненным планом, достигнут 10 трлн 908 млрд руб или 21,2% ВВП, а расходы - 8 трлн 995 млрд руб или 17,5% ВВП. 

В 2010 году доходы в  соответствии с уточненным планом составят 11 трлн 733 млрд руб или 19,8% ВВП, расходы - 10 трлн 320 млрд рублей или 17,4% ВВП. Профицит составит 1 трлн 413 млрд рублей или 2,4% ВВП. 

Доходы в 2011 году оцениваются на уровне 12 трлн 839 млрд рублей или 19% ВВП, расходы - 11 трлн 318 млрд рублей или 16,7% ВВП. Профицит федерального бюджета в 2011 году - 1 трлн 521 млрд рублей или 2,2% ВВП. 

На общегосударственные  вопросы в 2009 году предполагается выделить 1 трлн 281,4 млрд рублей или на 14,4% выше уровня 2008 года, на национальную оборону - 1 трлн 266,8 млрд рублей, что на 23,1% выше чем в 2008 году, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 1 трлн 085,3 млрд рублей (рост на 30,6%), на национальную экономику - 1 трлн 026,7 млрд рублей (+28%), на ЖКХ - 107,2 млрд рублей (рост на 65,3%), на охрану окружающей среды - 13,8 млрд рублей (+38,3%), на образование - 432,2 млрд рублей (+24,9%), на культуру и кинематографию и СМИ - 113,9 млрд рублей (рост на 20,9%), на здравоохранение, физическую культуру и спорт - 357 млрд рублей (+19,2%), на социальную политику - 324,9 млрд рублей (снижение на 6,8%), на межбюджетные трансферты будет выделено 2 трлн 986,3 млрд рублей (+15,3%). 

Федеральный бюджет на 2009-2011 годы рассчитан в соответствии с инфляцией 7,5-8,5% в 2009 году, 5,5-7% в 2010 году и 5-6,8% - в 2011 году. 

В соответствии с  уточненным прогнозом социально-экономического развития РФ, в 2009 году ВВП достигнет 51 трлн 475,3 млрд рублей, увеличившись на 6,7%, в 2010 году - 59 трлн 146 млрд рублей (рост на 6,6%) и в 2011 году - 67 трлн 610 млрд рублей (+6,2%). 

Цены на нефть  марки Urals в среднем по году ожидается в 2009 году на уровне $95 за баррель, в 2010 году - $90 за баррель и в 2011 году - $88 за баррель Курс доллара, заложенный в расчеты федерального бюджета, в среднем в 2009 году оценивается 25,4 рубля за доллар, в 2010 году - 26,6 рубля за доллар, в 2011 году - 28 рублей за доллар. 

Объем резервного фонда  к 2011 году достигнет 6 трлн 761 млрд рублей, а фонда национального благосостояния - 6 трлн 457,8 млрд рублей. 

В 2009 году Резервный  фонд составит 5 трлн 147,5 млрд рублей, а Фонд национального благосостояния - 3 трлн 717,2 млрд рублей или 7,2% ВВП. В 2010 году размеры этих фондов достигнут 5 трлн 569 млрд руб и 2 трлн 700,8 млрд рублей соответственно.

Дефицит бюджета 

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. 

Бюджетный дефицит  не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. 

Он встречается  в бюджетах многих государств, причем причинами его образования могут  выступать: во-первых, рост государственных  расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики  и увеличением инвестиций; во-вторых, чрезвычайные обстоятельства (крупные  стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и  приходится прибегать к источникам особого рода. 

Причиной возникновения  бюджетного дефицита могут быть также  кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства  держать под контролем финансовую ситуацию в стране. 

В этом случае государство  должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений  и сокращение Д.6., чтобы не произошло  нарастание государственного долга  со всеми вытекающими из этого  отрицательными социально-экономическими последствиями. [6, c.40] 

Минимизация дефицита достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. 

К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков. 

Информация о работе Дефицит бюджета