Дефицит бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Содержание

Введение
Понятие и сущность бюджета
Профицит бюджета
Дефицит бюджета
Государственный и муниципальный долг
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Microsoft Office Word.docx

— 57.20 Кб (Скачать документ)

В ходе исполнения бюджета  минимизация размера дефицита достигается  с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных  обязательств, ориентированных на реально  поступающие доходы; определения  оптимальных сроков осуществления  расходов; использования механизма  сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнит, резервов роста бюджетных доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи в разных ее формах др. бюджетами; использования бюджетных средств и т.п. При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в законе (решении) о бюджете должны обязательно предусматриваться источники финансирования бюджетного дефицита. 

Если в составленном бюджете нет первичного дефицита, но расходы на обслуживание долга  не покрываются полностью доходными  источниками, то в утвержденном бюджете  должны быть обязательно предусмотрены  средства из состава источников финансирования дефицита в пределах затрат, связанных  с погашением долга. 

Органы законодательной (представительной) власти субъектов  Федерации и органы местного самоуправления не имеют права утверждать соответствующие  бюджеты с дефицитом, образующимся в результате недостатка доходов  на покрытие текущих расходов. Бюджетный  кодекс РФ жестко регламентирует размер дефицита при утверждении бюджетов разного уровня. 

Так, дефицит федерального бюджета не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации на соответствующий  год. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема его  доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Этот предел может быть превышен лишь в  том случае, если субъект Федерации  планирует получить дополнительные средства от продажи принадлежащего ему имущества, причем на величину, которая может быть реально получена от продажи имущества. 

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета  финансовой помощи из вышестоящего (федерального или субфедерального) бюджета. Этот предел может быть превышен лишь тогда, когда орган местного самоуправления планирует получить дополнит, доходы от продажи муниципального имущества и только на величину этих доходов. 

Для финансирования дефицита федерального бюджета могут  привлекаться как внутренние источники, так и внешние источники в  виде государственных внешних заимствований  от имени Российской Федерации. Финансирование дефицита бюджетов субъектов РФ ограничивается только внутренними источниками. [3, c.18] 

С целью ужесточения  контроля за объемом государственных заимствований субъектов РФ и соответственно размером государственного долга субъектов РФ внешние источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ были исключены Федеральным законом от 5 авг. 2000 "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ". 

Для финансирования дефицита местного бюджета могут  привлекаться только внутренние источники, состав которых этим Федеральным  законом был расширен и стал аналогичным  составу источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ. 

По данным Минфин: дефицит федерального бюджета в  разные годы в России составлял: в 1996 г. - 6,8% от ВВП; в 1997 г. - 5,4% от ВВП; 1998 г. - 4,6% от ВВП; в1999 г. - 2,54% от ВВП; в 2000 г. - 1,08% от ВВП; в 2001 г. бюджет был принят без  дефицита, а бюджет 2002 и 2003 гг. с профицитом. 

Т.о. программа правительства  РФ от 13 августа 1997 г. № 1003 О сокращении дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы была успешно выполнена. 

А дефицит бюджета  на 2009 год составил 3 трлн рублей, что составляет 7,4% ВВП.

Государственный и  муниципальный долг 

Долги бюджетов разных уровней в силу особенностей заимствований, отличаются. 

Государственным долгом Российской федерации являются долговые обязательства Российской Федерации  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией. Государственный  долг РФ полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом. 

Государственный долг РФ в соответствии с бюджетной  классификацией подразделяется на внешний  долг и внутренний долг. 

Внешний долг - это  долговые обязательства Правительства  РФ по займам, полученным от других государств, международных финансовых организаций, например от международного валютного  фонда или Всемирного банка, от иностранных  финансовых организаций. 

Внутренний долг - долговые обязательства Правительства  РФ, выраженные в валюте РФ, которые  включают: 

долговые обязательства  по кредитам, полученным Правительством РФ в российских финансовых организациях; 

долговые обязательства  по государственным займам, осуществленным путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; 

обязательства по предоставленным  Правительством РФ государственным  гарантиям. 

Сущность государственного займа заключается в том, что  кредиторами государства выступают  собственники ссудного капитала, добровольно  дающие средства государству в ссуду. Источником погашения государственных  займов и уплаты процентов по ним  являются средства, мобилизуемые государством в виде налогов. Кредиторы получают доход в виде процентов. 

По данным Минфина: внешний долг РФ по состоянию на 01 января 2009 составил 40,5 млрд. долларов, а объем внутреннего госдолга на 2009 год - 535,8 миллиарда рублей. 

Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Данный государственный долг полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности  субъекта РФ имуществом. 

В объем государственного долга субъекта включаются: основная номинальная сумма долга по государственным  ценным бумагам субъектов РФ, объем  основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным  субъектом РФ. 

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Структура  долговых обязательств, включаемых в  муниципальный долг, а также его  обеспечение муниципальным имуществом аналогичны обязательствам субъекта РФ. Информация о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными  органами в Государственную долговую книгу, государственную долговую книгу  субъекта РФ или муниципальную долговую книгу. 

В долговую книгу  каждого уровня бюджетной системы  вносятся сведения об объеме долговых обязательств по всем заимствованиям, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении обязательств полностью  или частично, а также другая информация, определяемая исполнительным органом  соответствующего уровня. 

Информация, внесенная  в долговую книгу муниципального образования, передается органу, ведущему долговую книгу субъекта РФ. Информация, внесенная в долговую книгу субъекта РФ, направляется органу, ведущему долговую книгу Российской Федерации. Таким  образом, федеральное правительство  располагает информацией как  о состоянии долга на отдельных  территориях, так и в целом  в Российской Федерации. 

  1.  Сбалансированность бюджета и методы ее достижения

Сбалансированность  бюджета является одним из основных принципов составления бюджета  и построения бюджетной системы  любого государства. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически.

Сбалансированность  бюджета, составленного с превышением  расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания  источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета  предполагает равенство планируемых  расходов объему доходов и поступлений  из источников финансирования дефицита бюджета.

Составление бюджета  с профицитом формально допустимо, однако оно является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. [11, c.14]

В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности  функционирования экономики в целом.

Подходы правительств различных государств к выбору методов сбалансированности бюджетов различались на разных этапах исторического развития.

В настоящее время  правительства экономически развитых стран взяли на вооружение рекомендации современных теорий использования  государственных финансов для целей  регулирования экономики.

В этих условиях бюджетный  дефицит и сопутствующий ему  государственный долг рассматриваются  не как "зло" экономики, а как  гибкие и эффективные инструменты  государственной политики. Однако их использование имеет определенные рамки. Экономическая наука установила (а практика это подтверждает), что  предельным уровнем бюджетного дефицита являются 3% ВВП. Максимальной границей государственной задолженности  в Европейском союзе, например, считается 60% ВВП.

Правительства государств с развивающейся и переходной экономикой, где перспективы роста не могут быть точно спрогнозированы и определяются многочисленными (зачастую случайными) факторами, стремятся к составлению бюджета, основанного на равенстве доходов и расходов, но в действительности получают бюджетный дефицит.

Некоторые из них (например, правительства стран, экономика  которых ориентирована на экспорт  энергоресурсов) вынужденно проводят политику профицитного бюджета и формирования на этой основе стабилизационных (резервных) фондов.

Однако необходимо отметить, что достижение равенства  доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно  добиться только на пути сдерживания  роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных  доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей.

Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств.

Достижение сбалансированности бюджета в условиях его дефицитности имеет ряд проблем. Если дефицит  имеет краткосрочный характер, то правительству достаточно проведения мер по ограничению роста бюджетных  расходов или сокращению налоговых  поступлений.

Если дефицит имеет  долгосрочный характер, то правительство  не может обойтись только бюджетно-налоговыми мерами: необходимы проведение реструктуризации экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства, финансовое оздоровление предприятий, принятие иных мер общеэкономического характера  по устранению причин, определяющих наличие  хронического дефицита. Всякий бюджетный  дефицит нуждается в изыскании  источников его финансирования.

Основными способами  привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Кредитно-денежная эмиссия  представляет собой инфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, поскольку  непосредственно ведет к увеличению количества денег в обращении. Это  обстоятельство делает использование  монетизации довольно редким явлением в практике финансирования дефицитов: применяется в годы военного противостояния, коренной ломки социально-экономического уклада жизни общества, в условиях глубокого кризиса государственных  финансов и т.п.

Долговое финансирование бюджетного дефицита посредством государственных  заимствований представляет собой  в основном неинфляционный способ покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета. С помощью заимствований государство осуществляет перераспределение спроса от одних групп потребителей к другим, а также между разными территориями, не увеличивая совокупного спроса. Это предопределило широкое распространение данного способа покрытия бюджетного дефицита. Продажа государственных запасов, имущества и земельных участков является также неинфляционным способом финансирования дефицитного бюджета. Однако он используется не часто, поскольку сами объекты реализации являются ограниченными. В результате проведения работы по привлечению источников финансирования бюджетного дефицита все бюджетные расходы обеспечиваются источниками финансирования и тем самым достигается сбалансированность бюджета.

Информация о работе Дефицит бюджета