Дефицит бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Содержание

Введение
Понятие и сущность бюджета
Профицит бюджета
Дефицит бюджета
Государственный и муниципальный долг
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Microsoft Office Word.docx

— 57.20 Кб (Скачать документ)

Реформы 60-ых годов 19 в. способствовали развитию бюджетного законодательства. 

После Февральской  революции при Временном правительстве  расходы производились с использованием кредитов. До середины 1918г. Продолжали действовать кредиты, ассигнованные  по сметам 1917г. Буквально с первых дней 1918г. Был издан первый нормативный  акт советского бюджетного права - Правила  составления, рассмотрения и утверждения  смет на январь - июль 1918г., утверждённый СНК 11 июля 1918г. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов. В 1920 - 1921гг. правительство вернулось  к годовому бюджету. 

Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918г., в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право». 

Конституция 1918г. Установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные доходы и расходы.  

Всероссийский съезд  Советов или Всероссийский центр  исполнительный Комитет Советов  определяют, какие виды доходов и  сборов входит в общегосударственный  бюджет, и какие поступают в  распоряжения местных советов, и  равно устанавливают пределы  обложения. 

Ни один расход из средств государственного казначейства не может быть произведён без установления на него кредита в росписи дохода и расхода или путём издания  особого постановления центральной  власти.  

Местные советы составляют полугодовые и годовые счёты  расходов и доходов на местные  нужды, сметы городских, губернских и областных органов Советской  власти утверждаются Всероссийским Центральным комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров. 

В 1921г. С переходом  к новой экономической политике (НЭП) Декретом ВЦИК о мерах по упорядочению финансового хозяйства от 10 октября 1921г. Бюджет был восстановлен в своих  правах. Самым крупным успехом  этого курса была финансовая реформа. В её ходе был восстановлен Государственный  банк, появились кооперативные банки, кредитные и страховые товарищества, частные банки на концессионной  основе. Восстановилась система налогов, пошлин и платежей за пользование  транспортом, введена устойчивая валюта - червонец. 

В 1925г. Продналог  был заменён денежным продналогом. Деньги в России вновь стали товаром. После проведения денежных реформ бюджет приобретал значение твёрдого и реального  финансового плана. 

С выходом в 1924г. Конституции  СССР были внесены изменения в  банковскую систему. Р.Ф., столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-ые годы перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. Он включал федеральный  бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов Р.Ф. Консолидированный  бюджет субъекта Федерации состоит  из бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории. Такой  бюджет не утверждается законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты  являются, прежде всего статистическим сводом бюджетных показателей, которые  характеризуют суммированные показатели по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления  их использования на территории РФ отдельных её субъектов. 

Содержание бюджета  как экономической категории  везде сводится к тому, что «государственный бюджет выражает финансовое отношение, связанное с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны». 

1.2 Понятие и роль  государственного бюджета 
 

По своему материальному  содержанию бюджет - это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической  роли - регулятор производства и  потребления в обществе, по социальной природе - система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и  управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме». 

Бюджет выступает  в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения  и перераспределения ВВП в  целях образования и использования  централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в  качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики. 

Любой бюджет выполняет  следующие основные функции: 

· Перераспределения  внутреннего валового продукта (ВВП); 

· Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической  деятельности; 

· Осуществления  социальной политики государства и  финансового обеспечения бюджетной  сферы в целом; 

· Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств; 

1.3 Бюджетная политика 
 

Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные  фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических  задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров  и услуг за счёт ресурсов бюджетной  системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующем и контролирующем инструментом её является бюджетный  дефицит (профицит). 

Это сложная финансово-экономическая  категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной  системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями  в государственном финансировании, обеспечивающее эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). 

Она является также  результатом и критерием эффективности  взаимодействия государства с произведённой  и социальной сферами, банковской системы, финансовым рынком, внешним рынком.  

1.4 Доходы и расходы  бюджета 
 

Доходы бюджета  включают в себя обязательные безвозвратные  платежи, поступающие в бюджет и  состоящие из налоговых и неналоговых  доходов, кроме того, доходы бюджета  образуются за счёт безвозмездных перечислений. 

Под налоговыми доходами подразумеваются платежи, которые  не подлежат обмену, в пользу бюджета. К ним также относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение  налогового законодательства. 

К неналоговым доходам  относятся: доходы от продаж и использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности; штрафы, внимание которых не связано  с налогами; доходы от платных услуг. 

В зависимости от источников поступления бюджетные  доходы можно подразделить на собственные  и регулирующие. 

1. Собственные доходы  бюджетов - это виды доходов, закреплённые  на постоянной основе полностью  или частично за соответствующими  бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и  другие обязательные платежи. 

2. Регулирующие доходы  бюджета - федеральные и региональные  налоги, иные платежи. 

Наиболее сложная  проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. бюджетное  взаимоотношение центра и регионов. Доходная часть территориального бюджета  состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных  ресурсов. 

Расходы бюджета  выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственное управление, международная  деятельность, национальная оборона): ведомственное - обеспечение адресного  выделения бюджетных ассигнований, экономические - те виды финансовых операций, с команды которых государство  выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими  странами (выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров  и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.) 

Расходы бюджета  делятся на текущие и капитальные.  

Капитальные расходы  бюджетов представляют только часть  расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную  и инвестиционную деятельность. 

В составе капитальных  расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для  кредитования, инвестирования проектов. 

Объём денежных средств, направленных в бюджетное развитие, устанавливается федеральным законом  о бюджете на следующий год 

Текущие расходы  бюджета - это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также  бюджетных учреждений; оказание государственной  поддержки другим бюджетным и  отдельным отраслям экономике. 

Структура расходов государственного бюджета оказывает  регулирующее воздействие на размеры  спроса и капиталовложений, а также  на отраслевую и региональную структуру  экономики, национальную конкурентоспособность  на мировых рынках. 

В целом, расходы  бюджета играют в государственном  регулировании экономики несравненно  меньшую роль, чем бюджетные доходы, и в первую очередь такие инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное  списание основного капитала. 

Глава 2. Бюджетное  устройство РФ 
 

При правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного  производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету  свойств, его использование в  качестве инструмента распределения  и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач. 

Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка  грамотного бюджетного механизма, а  правильное соотношение бюджетов различных  уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие  бюджетной системы. Даже грамотно построенный  и сбалансированный федеральный  бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные  и контрольные функции при  отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться  эффект проводимой на местах бюджетной  политики в условиях ее постоянного  противостояния несбалансированному  федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах  самостоятельности, гласности, полноты  и реальности всех входящих в нее  бюджетов. 

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней  бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собой  бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых  проблем современного бюджета, наметит  пути к его совершенствованию. 

2.1 Бюджетная система  РФ 
 

Как уже упоминалось, бюджетная система в первую очередь  определяется действующим государственным  устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два  звена: государственный бюджет и  многочисленные местные бюджеты. В  федеративных же государствах, каковым  является Россия, бюджетная система  состоит из трех звеньев: государственный  бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в  России); местные бюджеты [4, стр. 199]. 

Государственная бюджетная  система Российской Федерации функционирует  в соответствии с Законом РСФСР  “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. и включает: 

Республиканский (федеральный) бюджет; 

21 республиканский  бюджет в составе российской  Федерации, 55 краевых и областных  бюджетов, городские бюджеты Москвы  и Санкт- Петербурга, 10 окружных  бюджетов автономных округов,  бюджет автономной Еврейской  области (всего - 89); 

Около 29 тысяч местных  бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). 

При этом бюджеты  нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней [4, стр. 200]. 

Важной самостоятельной  частью бюджетной системы России как суверенного государства  является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию  части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения  и перераспределения национального  дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также  между экономическими районами. 

Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено  бюджетной системы Российской Федерации  составляют многочисленные местные  бюджеты. Если в советские времена стремление к всеобщей централизации приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-15 %, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80 % бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 % расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры [3, стр. 304]. 

Информация о работе Дефицит бюджета