Дефицит бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Содержание

Введение
Понятие и сущность бюджета
Профицит бюджета
Дефицит бюджета
Государственный и муниципальный долг
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Microsoft Office Word.docx

— 57.20 Кб (Скачать документ)

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов  Федерации образует понятие “Консолидированный бюджет” РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной  системы и не утверждается законодательным  органом власти. 

Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а  также контроль за исполнением, что  получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется уже упоминавшимся Законом РСФСР  “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”, прочими законами РФ, законами республик  в составе РФ, решениями государственных  представительных органов власти субъектов  Федерации, Правилами о порядке  составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства [4, стр. 209]. 

Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно  длительный процесс. Его составление  и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета  и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется  еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются  операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета [4, стр. 210]. 

2.2 Принципы бюджетной  системы РФ 
 

Бюджетным Кодексом РФ законодательно закреплены основные принципы, на которых строится бюджетная  система страны. В их число входят: 

принцип единства бюджетной  системы; 

принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 

принцип самостоятельности  бюджетов; 

принцип полноты  отображения доходов и расходов в бюджете; 

принцип сбалансированности бюджета; 

принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств; 

принцип общего покрытия расходов бюджетов; 

принцип гласности; 

принцип достоверности  бюджета; 

принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств по отдельным видам расходов. 

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, единство денежной системы страны, где имеется одно платежное средство - рубль, единство форм бюджетных документов, единство форм бюджетного процесса, единство ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядок  бухгалтерского учета бюджетных  средств всех уровней бюджетной  системы. 

Принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий на осуществление  соответствующих видов расходов за органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления. 

Принцип самостоятельности  бюджетов означает право законодательных  или представительских органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс. Он также означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной  власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходов средств  соответствующих бюджетов и источники  финансирования дефицита бюджета. 

Потери в доходах  и дополнительные расходы, возникающие  в ходе исполнения бюджета в соответствии с принципом самостоятельности, не компенсируются за счет бюджетов других уровней, за исключением случаев, связанных  с изменением законодательства. 

Принцип полноты  отображения доходов и расходов в бюджете означает, что все  доходы и расходы бюджета и  другие обязательные поступления, закрепленные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в бюджете  или бюджете государственного внебюджетного  фонда в обязательном порядке  и полном объеме. Это означает, что  при вступлении Бюджетного Кодекса  в действие многие внебюджетные фонды  ликвидировались. 

Сбалансированность  бюджета проявляется в том, что  объем предусмотренных бюджетных  расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников покрытия его дефицита. Причем при  составлении бюджета необходимо исходить из минимизации его расходов. 

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего  объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объема средств. 

Принцип общего покрытия расходов бюджетов означает, что все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой средств от доходов  и источников покрытия бюджетного дефицита. Доходы и средства от источников покрытия дефицита бюджета могут быть привязаны  к определенным расходам бюджета  исключительно по целевым бюджетным  фондам, а также в случае централизации  средств из бюджетов другого уровня. 

Принцип гласности  означает обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчет об их исполнении, полноту  информации об утвержденных бюджетах, а также доступность иных сведений по решению законодательных и  представительных органов власти. Кроме  того, гласность означает обязательную открытость для общества и средств  массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе вопросов, вызывающих разногласия между представительными  и исполнительными органами власти. 

Вновь введенный  и весьма актуальный в настоящее  время принцип достоверности  бюджетов означает надежность показателей  прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов  и расходов бюджета. 

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает выделение средств  в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением целей, для достижения которых используются выделенные средства.

Глава 3. Сбалансированность бюджета: понятие и условия 

Сбалансированность  бюджета - один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. 

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета  позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных  поступлений (доходов бюджета и  источников покрытия дефицита) и объемом  производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные  поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета  профицитом также нежелательно, поскольку  связано с завышенной нагрузкой  на экономику и снижением общей  эффективности использования бюджетных  средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое  к составлению и утверждению  бюджета. Сбалансированность бюджета  призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет  к задержке финансирования государственных  и муниципальных заказов, к сбоям  в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве  страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось  острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.  

Наилучший вариант  обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая  затраты на обслуживание и погашение  государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные  источники финансирования, то для  сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях  бюджетного процесса.  

Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам  сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных  расходов с учетом экономических  возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма  распределения доходов между  бюджетами разных уровней, адекватного  распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация  резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы  бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений  бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом  социально-экономических задач при  минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем  исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных  форм бюджетных заимствований, способных  обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.  

В ходе исполнения бюджета  сбалансированность достигается с  помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.  

Главной темой состоявшегося  в июне 2008 г заседания Правительственной  комиссии по бюджетным корректировкам стало рассмотрение поправок в федеральный  бюджет и внебюджетные фонды. В ходе заседания премьер-министр Владимир Путин предложил увеличить расходы  бюджета в части социального  обеспечения. Однако восприятие этих инициатив  в экспертной среде не было столь  однозначным, как это могло бы показаться. Действительно, поддержка  населения необходима, но, осуществленная в денежной форме, она лишь подстегнет и без того стремительно растущую инфляцию. По прогнозам Минфина, в  текущем году в федеральный бюджет поступит свыше 900 млрд руб., и в итоге  его величина составит около 9 трлн. рублей. Поступления во внебюджетные фонды в сумме будут равны 100 млрд. рублей. По словам премьер-министра, "такой результат достигнут  не только за счет повышения мировых  цен на энергоносители, но, во многом, за счет роста российской экономики".Что  касается расходов, то были предложены следующие изменения. Необходимо выделить 8,9 млрд. руб. на жилье для ветеранов  Великой Отечественной войны. Также 4,4 млрд. руб. - на обеспечение инвалидов  войны специальным инвалидным транспортом, либо на выплату им соответствующей  денежной компенсации. На повышение  пособия по уходу за престарелыми гражданами, инвалидами и детьми-инвалидами направляется 4,8 млрд рублей. 

Профицит федерального бюджета РФ в 2008 году планируется  на уровне 1 триллион 943,7 миллиарда рублей, доходы составят 8 триллионов 965,7 миллиарда  рублей, расходы - 7 триллионов 22 миллиарда  рублей, сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.По его словам, за счет дополнительных доходов расходы федерального бюджета  в 2008 году увеличиваются на 120,4 миллиарда  рублей.Дополнительные доходы федерального бюджета в 2008 году составят 908,8 миллиарда  рублей, из них 788,3 миллиарда рублей - нефтяные доходы, остальные 130,5 миллиарда  рублей - другие доходы, "не связанные  с нефтью и газом", сказал Кудрин. 

Глава Минфина сообщил, что 10 миллиардов рублей дополнительных расходов бюджета-2008 резервируется  на случай возможного предоставления кредитов иностранным государствам. По его словам, это могут быть прямые или связанные кредиты, они  могут быть направлены на стимулирование российского экспорта. 

Доходы федерального бюджета РФ в 2009 году запланированы  на уровне 9 триллионов 518,3 миллиарда  рублей, расходы - 8 триллионов 746,7 миллиарда  рублей, профицит - 771,6 миллиарда рублей.В 2010 году доходы федерального бюджета  планируются в размере 10 триллионов 402,4 миллиарда рублей, расходы - 9 триллионов 667,3 миллиарда рублей. Профицит федерального бюджета в 2010 году ожидается на уровне 735,1 миллиарда рублей. 

Информация о работе Дефицит бюджета