Дефицит бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Содержание

Введение
Понятие и сущность бюджета
Профицит бюджета
Дефицит бюджета
Государственный и муниципальный долг
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Microsoft Office Word.docx

— 57.20 Кб (Скачать документ)

Таким образом, под  сбалансированностью бюджета следует  понимать состояние бюджета, при  котором объем предусмотренных  расходов соответствует либо объему доходов (при равенстве доходов  и расходов), либо совокупному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета (при  бюджетном дефиците). Сбалансированность бюджета достигается как при  составлении, так и исполнении бюджетов.

При его составлении  применяются следующие основные методы достижения сбалансированности бюджетов всех уровней: лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установления получателям бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, нормативов финансовых затрат; создание эффективного механизма разграничения расходных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления; изыскание резервов роста доходов, поступающих в бюджеты всех уровней; совершенствование механизма предоставления финансовой помощи из бюджетов других уровней; использование эффективных форм бюджетных заимствований.

При формировании бюджета  он должен быть сбалансирован не только в сумме годовых назначений по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, но и при их поквартальном  распределении. В этом случае органы, составляющие бюджет, используют оборотную  кассовую наличность, свободные остатки  бюджетных средств, образовавшиеся на начало текущего финансового года.

При исполнении бюджета  основными методами поддержания  его сбалансированности являются: установление и доведение до бюджетополучателей лимитов бюджетных обязательств; использование процедуры принятия, подтверждения и выверки исполнения денежных обязательств; сокращение расходов бюджета при невыполнении плана  доходов; блокировка расходов при невыполнении условий, обусловивших включение их в бюджетные назначения; использование  дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов; осуществление комплекса мер по контролю за соблюдением налогового законодательства. 

Заключение

В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы  любого государства и играет как  важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Наиболее удачный  вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или  же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.

Бюджетный дефицит  является неоднозначным экономическим  явлением и поэтому прежде чем  решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень  четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем  над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под  влиянием фискальной политики, так  и под влиянием экономической  ситуации в стране.

Проблема дефицитного  бюджета не является столь смертельной  для экономики страны, так как  на современном этапе в мировой  практике нет почти ни одного государства не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую.

Сбалансированность  бюджета - один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие - при его исполнений.

В России принцип  сбалансированности бюджета определен  в Бюджет-ном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.

Список литературы

1.         Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 1 января 2008 года №145-ФЗ

2.         Борисова О.С. Регулирование бюджетного  профицита РФ // Финансы 2009. №1

3.         Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит // социально-политический  журнал 2008, № 4, с.18.

4.         Илларионов А.М. Теория "денежного  дефицита" как отражение платежного  кризиса в российской экономике  // Вопросы экономики 2008, № 10, с.18.

5.         Лившиц А.Я. Основные ориентиры  финансовой политики // Финансы, №26, 2008.

6.         Павлова А.А. Источники формирования  бюджетного дефицита: проблемы и  тенденции // Экономист 2008, № 3, с.40.

7.         Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. - М., Феникс, 2008. - 544 с.

8.         Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования // www.lawmix.ru

9.         Поляк Г.Б. Бюджетная система  России. - М., Юнити, 2009. - 532 с.

10.      Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М., Юрайт, 2006. - 838 
 
 

Содержание

Введение

Глава 1. Государственный  бюджет

1.1 История возникновения  бюджета

1.2 Понятие и роль  государственного бюджета

1.3 Бюджетная политика

1.4 Доходы и расходы  бюджета

Глава 2. Бюджетное  устройство РФ

2.1 Бюджетная система  РФ

2.2 Принципы бюджетной  системы РФ

Глава 3. Сбалансированность бюджета: понятие и условия

Заключение 

Список использованной литературы 

Введение 
 

Каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся  доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство  из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой  не только для каждой семьи, но и  для каждого города, района, государства. 

Для каждого государства  необходим такой процесс, как  роспись доходов, поступающих в  распоряжение органов государственной  власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства - центральное звено  финансовой системы страны. Его главное  назначение - с помощью финансовых средств создать условия для  эффективного развития экономики и  решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение  населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники - служат большому числу людей и  не могут быть произведены в рамках частного предпринимательства. Правительственные  программы борьбы с бедностью  предусматривают перераспределение  доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоёв  населения. Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию  колебаний деловой активности в  обществе. Все эти задачи не могут  быть решены без соответствующего финансового  обеспечения. Поэтому государство  аккумулирует определённую сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). В странах с рыночной экономикой основным источником доходов являются налоговые поступления - до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказывается недостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает к займам государственным, также составляющих доходную статью государственного бюджета, пособий ветеранам войны и т.д. Кроме того, к расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу. Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом. 

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего  экономические отношения в обществе. 

Основными задачами данной курсовой работы являются: 

- Ознакомление с  историей возникновения государственного  бюджета; 

- раскрытие содержания  государственного бюджета, его  функций; 

- рассмотрение доходов  и расходов бюджета; 

- определение роли  государственного бюджета как  финансовой базы социально-экономического  развития общества. 

Глава 1. Государственный  бюджет 
 

Центральное место  в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства  на текущий год, составленный в форме  баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных  расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь  частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.  

Именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях  экономики, бюджет дает четкую картину  того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства  объему его потребностей. 

Таким образом, при  правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической  базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что  проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и  контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач. 

1.1 История возникновения  бюджета 
 

Бюджет является центральным звеном финансовой системы  государства. С его помощью могут  осуществляться цели и задачи, обусловленные  экономической политикой. При этом значение государственного регулирования  трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства - это налоги, займы, расходы, которые всегда остаются неизменными. 

Однако история  финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время  государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью  бюджет сформировался тогда, когда  государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало - стало составлять систему доходов и расходов на определённый период. 

Когда палата общин  в Англии 14-15 вв. утверждала субсидию королям, то перед окончанием заседания  канцлер казначейства (министр финансов) открыл портфель, в котором хранилась  бумага с соответствующем законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. С конца 17 в. бюджетом стал называться документ, который  содержал, утверждаемый парламентом, план доходов и расходов государства. Этот документ также называли «росписью  денежных доходов и расходов государства», «сметой доходов и расходов государства», «государственной росписью». 

Глубокие перемены, произошедши в конце 18в.- начале 19в. в политике, социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном  порядке. Одним из общих признаков  новых условий государственной  жизни было быстрое увеличение госбюджетов  и долгов. Вначале этот рост казался  явлением исключительным. Финансисты начала 19в. Считали, что с наступлением спокойных времён бюджет уменьшится, однако рост бюджетов превзошёл все  ожидания. В связи с этим возник вопрос о необходимости планомерной  деятельности государства, и средством  такой планомерности стал госбюджет. Он представлял собой государственную  роспись доходов и расходов в  цифровом выражении. Бюджет превратился  в необходимое условие развития государственного хозяйства. 

В России порядок  становления «госросписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетная практика отрицала все  его принципы. 

Информация о работе Дефицит бюджета