Демографическая ситуация и тенденции ее изменения в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание

На рубеже XX и XXI в. ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве становится все более очевидной. По оценкам всемирного банка, составленным на основе данных по 192 странам мира, в середине 1990-х гг. 64% мирового богатства составлял человеческий капитал, 21% - физический капитал, 15% - природные ресурсы, тогда как за столетие до этого соотношения составляющих было прямо противоположны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая демография ………………………….…………………..4
Глава 2. Анализ текущей демографической ситуации РФ ………...……………12
Глава 3. Предпринимаемые меры для решения демографической проблемы РФ……………………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….....33
Список использованной литературы……………………………………………...35
Приложения…………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсовик 2013.doc

— 713.50 Кб (Скачать документ)

Многие сторонники роста  иммиграции в Россию выступали за развитие репатриации – приезд в РФ лиц русской национальности, оказавшихся в процессе развала Союза в бывших советских республиках и испытывающих там большие трудности. Эта идея, в силу ряда бюрократических и, вероятно, коррупционных причин оказалось провалена. Из планировавшихся по программе репатриации 0,3-0,5 млн. русских, за последние пять лет приехали лишь менее 40 тысяч.

 

Ухудшение качества населения

 

Еще в начале обострения проблемы депопуляции, в 2001 году, Н.М.Римашевская, директор Института социально-экономических  проблем народонаселения РАН, предупреждала: «Ситуация была бы не столь трагичной, если бы уменьшение количества сопровождалось повышением качества человеческих ресурсов. Однако этого ожидать не приходится. Исследования показывают, что, во-первых, в целом последующее молодое поколение обладает меньшим потенциалом как физического, так и психического здоровья. Во-вторых, больные матери рожают больных детей, и новое поколение не способно физически себя восстановить. В-третьих, бедные семьи воспроизводят бедных. В-четвертых, в обществе образовался большой слой маргиналов – около половины которого составляют дети в возрасте до 17 лет. В-пятых, российские психологи отмечают снижение интеллектуального уровня российской популяции. В-шестых, эпидемический характер приобрели нозологические формы болезней, имеющие социальную этимологию: СПИД, сифилис, туберкулез, наркомания, алкоголизм плюс суицид»20

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Предпринимаемые меры для решения демографической проблемы РФ

 

Постепенное улучшение  экономического положения страны позволило правительствую проводить активную демографическую политику, тем более что демографическая ситуация продолжала ухудшаться. В частности были предприняты меры в политике здравоохранения, пронаталистики и миграции.

 

Пронаталистическая  политика

 

 Идея стимулирования  рождаемости и меры по ее  реализации получили правовую  и материальную поддержку после  принятия целого пакета федеральных законов, в том числе:

  • от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» (ред. от 29.12.2010);
  • 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (вступил в силу с 1 января 2007 г.);
  • 29 декабря 2006 г. № 208-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (вступил в силу с 1 января 2007 г.);
  • 5 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (ред. от 29.12.2010);
  • от 30 ноября 2011 г. № 372- ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

К этому списку законов, определяющих в настоящее время основные направления и объемы финансовой поддержки семей с детьми, следует добавить программу «Родовые сертификаты», реализующуюся в рамках национального проекта «Здоровье», и Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (изменениями от 14 ноября 2011года). В результате на 2013 г. существует система материальной поддержки семей с детьми, состоящая из следующих элементов:

  • К ежемесячным пособиям, которые установлены федеральным законом относятся:

1.  ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а именно на 1-го ребенка — 2 326 рублей в месяц, на 2-го и последующих детей 4 651,99 рубля. Данную сумму получают безработные родители, которые не стоят на учете в центре занятости населения.

2. пособие на ребенка  военнослужащего полагается в  размере 8 419,34 рублей в месяц.

К единовременным пособиям относятся пособие при рождении ребенка в размере 12 405,32 рублей для  безработных родителей; и беременная жена солдата получит 19 645,12 рублей. К региональным пособиям в Ростовской области относятся пособие на ребенка для малоимущих семей — 297 рублей в месяц, если в семье мать одиночка — 594 рубля в месяц, и для детей солдата или если родители в розыске — 446 рублей в месяц.21 Так же малоимущие семьи получают на детей в возрасте до 3 лет для покупки  молочных продуктов, детского питания 593 рубля в месяц. На детей из многодетных семей полагается пособие в размере 297 рублей в месяц. Так же при наличии необходимого заключения врача можно получить пособие на питание женщинам, вставшим на учет в связи с беременностью — 346 рублей в месяц; кормящим мамам — 388 рублей в месяц; на детей до 1 года — 175 рублей в месяц; от 1 до 2 лет — 139 рублей в месяц и на детей от 2 до 3 лет в размере 180 рублей в месяц.

    • компенсация родителям, дети которых посещают государственные и 3) муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общегосударственную программу. Выплачивается компенсация части родительской платы на первого ребенка в размере 20% внесенной платы, на второго ребенка — 50%, третьего и последующего детей — 70% указанной родительской платы;
  • пособия по беременности и родам на период 70 дней до родов и  70 дней после родов. Их максимальный размер увеличился с 15 000(2006 г.) до 34 583 руб.(2013 г.);
  • родовые сертификаты. Введены в 2006 г. по программе «Родовые  сертификаты» национального проекта «Здоровье». Они предназначены для оплаты медицинской помощи на период беременности и родов и выдаются при сроке беременности начиная с 30 недель. Сумма родового сертификата в 2012 г. составила 10 тыс. руб., из которых 3 тыс. идут на оплату услуг, оказанных женщинам в период беременности, 6 тыс. — в период родов, 1 тыс. передается в детскую поликлинику, где ребенок будет наблюдаться в течение первого года жизни;
  • материнский (семейный) капитал. Выплачивается женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующих детей, в размере 408 960 руб.(2013 г.) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения. Распоряжаться средствами материнского капитала можно по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком; 3) формирование накопительной части для трудовой пенсии женщин;
  • единовременное пособие при рождении ребенка. В 2006 г. составляло 8 т.р., в 2013 13087 рублей.
    • ежемесячные пособия на каждого ребенка в возрасте до 16 лет на учащихся в образовательных учреждениях до 18 лет. Согласно положениям Федерального закона № 122 размер и порядок выплаты пособий данного вида устанавливается законами и иными нормативными актами субъекта РФ.

Эффективность пронаталистских мер

Озабоченность слишком низким уровнем рождаемости  существует во многих странах, однако в отличие от России в странах  с низкой рождаемостью обычно говорят не о демографической, а о семейной политике, основными направлениями которой являются: 1) создание более дружественного социального окружения по отношению к семье и детям; 2) создание условий для выполнения родителями их профессиональных и родительских ролей; 3) финансовая поддержка семей, особенно с ограниченными ресурсами; 4) содействие равенству между мужчиной и женщиной, включая равенство возможностей в занятости и семейной жизни22. При этом главная цель семейной политики формулируется в терминах обеспечения равенства возможностей детям из семей разных типов и с разным уровнем жизни. Только некоторые страны в своей семейной политике с недавнего времени стали говорить о необходимости стимулировать рождаемость. Предполагается, что создание более благоприятного социального климата может способствовать и повышению рождаемости, но количественные цели при этом не задаются. Поэтому и эффект немалых вложений в семейную политику не измеряется достижением только количественных целей, большим или меньшим числом детей в расчете на одну женщину.

Тем не менее  попытки оценить демографический  эффект семейной политики все же делаются. Ряд зарубежных исследований свидетельствует о положительном влиянии стимулирующих мер на рождаемость. Например, А. Готье и Дж. Хатциус в своем анализе результатов влияния семейных пособий на рождаемость с использованием агрегированных данных по 22 странам установили, что увеличение семейных пособий на 25% ведет к увеличению коэффициента суммарной рождаемости на 0,0723. Г. Нейер, изучив влияние отдельных мер семейной политики на динамику рождаемости в странах Европы, сделала вывод, что государства (Скандинавские страны и Франция), которые рассматривают семейную политику как составляющую часть политики на рынке труда, социального воспитания детей и гендерной политики, имеют более высокие показатели рождаемости24. По некоторым оценкам, семейная политика в области налогообложения увеличивает коэффициент суммарной рождаемости во Франции на 0,1—0,2 пункта25. С помощью небесспорной имитационной модели влияния на рождаемость различных мер семейной политики А. Д’Аджио и М. Д’Эрколе попытались показать, что введение в странах с очень низкой рождаемостью комплекса мер, аналогичных тем, которые были приняты во Франции или Скандинавских странах, может повысить ее уровень, например, в Японии до двух рождений у одной женщины (сейчас 1,3), причем в среднем по 19 странам значимость имеют не только и не столько прямые выплаты и налоговые льготы семьям, сколько инвестиции в дошкольное воспитание, жилье, политика на рынке труда, позволяющая получать доход и разделять радости семейной жизни26.

 

 

Политика в  области охраны здоровья и снижения смертности: национальный проект «Здоровье»

С января 2006 г. появился новый важный инструмент проведения в области охраны здоровья и снижения смертности политики — приоритетный национальный проект «Здоровье». Его задачи — укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение доступности и качества медицинской помощи. Все это должно внести вклад в достижение цели, обозначенной в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.: увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни к 2016 г. до 70 лет и к 2025 г. — до 75 лет.

В 2006—2012 гг. главная работа в рамках проекта велась по трем приоритетным направлениям.

А. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий  для оказания эффективной медицинской  помощи на догоспитальном этапе. В рамках этого направления решались задачи по повышению уровня оплаты труда  и качества профессиональной подготовки медицинского персонала, оказывающего первичную медико-санитарную помощь населению, повышение ее доступности и качества.

Б. Развитие профилактического  звена здравоохранения, включающее в себя: укрепление материальной базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций, закупку вакцин против гепатита В, краснухи, полиомиелита, гриппа, иммунизацию населения (37 млн. ежегодно), профилактику и лечение ВИЧ-инфицированных, гепатитов В и С, диспансеризацию различных групп населения, оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (программа «Родовой сертификат»).

В. Обеспечение  доступности высокотехнологичной медицинской помощи предполагало увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи с 60 тыс. пролеченных больных в 2004 г. до 250 тыс. в 2008 г., строительство 15 новых центров высоких медицинских технологий, подготовку для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

Благодаря внедрению  программы неонатального скрининга  Россия достигла уровня развитых стран по массовому обследованию новорожденных. Последовательная реализация мероприятий по обследованию новорожденных способствовала раннему выявлению больных детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями и проведению своевременного лечения. Вероятно, все эти мероприятия содействовали дальнейшему снижению уровня материнской и младенческой смертности.

Высокий уровень  охвата населения (95—98%) профилактическими  прививками позволил, по оценкам Минздравсоцразвития России, добиться в 2012 г. значительного снижения заболеваемости по целому ряду инфекций. Так, заболеваемость дифтерией снизилась за три года в 5 раз, корью — в 3,7 раза, краснухой — в 2,6 раза, эпидемическим паротитом — на 30,7%, коклюшем — на 30,0%, а заболеваемость гриппом расценивалась как неэпидемическая. Дополнительную диспансеризацию и углубленные медицинские осмотры за два года прошли 10,6 млн человек. При этом было выявлено около 4 млн заболеваний, 68% из которых на ранних стадиях, 20% от числа осмотренных взяты врачами под диспансерное наблюдение.

В рамках национального  проекта «Здоровье» в России впервые население стало обеспечиваться препаратами для выявления и лечения ВИЧ- инфицированных пациентов. С целью выявления инфицированных вирусом иммунодефицита человека, а также вирусами гепатитов В и С, по данным Минздравсоцразвития России, в 2011 и 2012 гг. во всех регионах Российской Федерации было обследовано более 40 млн человек, а почти 30 тыс. больных проходили антиретровирусное лечение.

В 2008 г. национальный проект «Здоровье» был расширен за счет новых направлений, в том  числе программы по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и больным сердечнососудистыми заболеваниями, а также программы по развитию службы крови. В рамках этих программ предполагается, в частности, оснастить 95 учреждений здравоохранения, расположенных вдоль автомобильных трасс, создать 12 региональных сосудистых центров, 36 первичных сосудистых отделений и три федеральных сосудистых центра, укрепить материально-техническую базу 13 учреждений службы крови.

Вся эта деятельность, по-видимому, принесла определенные плоды и сказалась на итоговых показателях усилий, направленных на продление жизни россиян и увеличение числа лет здоровой жизни.

Миграционная  политика

Одновременно с проведением  реформ на упрощение легализации нахождения  мигранта в РФ стало ясно, что расширение прав мигрантов на рынке труда не гарантирует их официальную занятость. Примерно половина мигрантов, получивших разрешения на работу, были наняты работодателями неофициально, чтобы избежать выплаты налогов. Иными словами, абсолютно легальный мигрант, выполнивший все формальные требования легитимизации, тем не менее часто оказывается неформальным работником, причем он может и не знать об этом, если подписанный им договор оказался фиктивным. Впрочем, это уже проблема скорее не миграционной политики или миграционной службы, а налоговых органов, едва ли на мигрантов или миграцию можно возлагать ответственность за недобросовестность российских налогоплательщиков.

Информация о работе Демографическая ситуация и тенденции ее изменения в современных условиях