Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 15:07, курсовая работа
На рубеже XX и XXI в. ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве становится все более очевидной. По оценкам всемирного банка, составленным на основе данных по 192 странам мира, в середине 1990-х гг. 64% мирового богатства составлял человеческий капитал, 21% - физический капитал, 15% - природные ресурсы, тогда как за столетие до этого соотношения составляющих было прямо противоположны.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая демография ………………………….…………………..4
Глава 2. Анализ текущей демографической ситуации РФ ………...……………12
Глава 3. Предпринимаемые меры для решения демографической проблемы РФ……………………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….....33
Список использованной литературы……………………………………………...35
Приложения…………………………………………………………………………37
Многие сторонники роста иммиграции в Россию выступали за развитие репатриации – приезд в РФ лиц русской национальности, оказавшихся в процессе развала Союза в бывших советских республиках и испытывающих там большие трудности. Эта идея, в силу ряда бюрократических и, вероятно, коррупционных причин оказалось провалена. Из планировавшихся по программе репатриации 0,3-0,5 млн. русских, за последние пять лет приехали лишь менее 40 тысяч.
Ухудшение качества населения
Еще в начале обострения
проблемы депопуляции, в 2001 году, Н.М.Римашевская,
директор Института социально-
Глава 3. Предпринимаемые меры для решения демографической проблемы РФ
Постепенное улучшение экономического положения страны позволило правительствую проводить активную демографическую политику, тем более что демографическая ситуация продолжала ухудшаться. В частности были предприняты меры в политике здравоохранения, пронаталистики и миграции.
Пронаталистическая политика
Идея стимулирования
рождаемости и меры по ее
реализации получили правовую
и материальную поддержку
К этому списку законов, определяющих в настоящее время основные направления и объемы финансовой поддержки семей с детьми, следует добавить программу «Родовые сертификаты», реализующуюся в рамках национального проекта «Здоровье», и Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (изменениями от 14 ноября 2011года). В результате на 2013 г. существует система материальной поддержки семей с детьми, состоящая из следующих элементов:
1. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а именно на 1-го ребенка — 2 326 рублей в месяц, на 2-го и последующих детей 4 651,99 рубля. Данную сумму получают безработные родители, которые не стоят на учете в центре занятости населения.
2. пособие на ребенка военнослужащего полагается в размере 8 419,34 рублей в месяц.
К единовременным пособиям относятся пособие при рождении ребенка в размере 12 405,32 рублей для безработных родителей; и беременная жена солдата получит 19 645,12 рублей. К региональным пособиям в Ростовской области относятся пособие на ребенка для малоимущих семей — 297 рублей в месяц, если в семье мать одиночка — 594 рубля в месяц, и для детей солдата или если родители в розыске — 446 рублей в месяц.21 Так же малоимущие семьи получают на детей в возрасте до 3 лет для покупки молочных продуктов, детского питания 593 рубля в месяц. На детей из многодетных семей полагается пособие в размере 297 рублей в месяц. Так же при наличии необходимого заключения врача можно получить пособие на питание женщинам, вставшим на учет в связи с беременностью — 346 рублей в месяц; кормящим мамам — 388 рублей в месяц; на детей до 1 года — 175 рублей в месяц; от 1 до 2 лет — 139 рублей в месяц и на детей от 2 до 3 лет в размере 180 рублей в месяц.
Эффективность пронаталистских мер
Озабоченность слишком низким уровнем рождаемости существует во многих странах, однако в отличие от России в странах с низкой рождаемостью обычно говорят не о демографической, а о семейной политике, основными направлениями которой являются: 1) создание более дружественного социального окружения по отношению к семье и детям; 2) создание условий для выполнения родителями их профессиональных и родительских ролей; 3) финансовая поддержка семей, особенно с ограниченными ресурсами; 4) содействие равенству между мужчиной и женщиной, включая равенство возможностей в занятости и семейной жизни22. При этом главная цель семейной политики формулируется в терминах обеспечения равенства возможностей детям из семей разных типов и с разным уровнем жизни. Только некоторые страны в своей семейной политике с недавнего времени стали говорить о необходимости стимулировать рождаемость. Предполагается, что создание более благоприятного социального климата может способствовать и повышению рождаемости, но количественные цели при этом не задаются. Поэтому и эффект немалых вложений в семейную политику не измеряется достижением только количественных целей, большим или меньшим числом детей в расчете на одну женщину.
Тем не менее
попытки оценить
Политика в области охраны здоровья и снижения смертности: национальный проект «Здоровье»
С января 2006 г. появился новый важный инструмент проведения в области охраны здоровья и снижения смертности политики — приоритетный национальный проект «Здоровье». Его задачи — укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение доступности и качества медицинской помощи. Все это должно внести вклад в достижение цели, обозначенной в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.: увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни к 2016 г. до 70 лет и к 2025 г. — до 75 лет.
В 2006—2012 гг. главная работа в рамках проекта велась по трем приоритетным направлениям.
А. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе. В рамках этого направления решались задачи по повышению уровня оплаты труда и качества профессиональной подготовки медицинского персонала, оказывающего первичную медико-санитарную помощь населению, повышение ее доступности и качества.
Б. Развитие профилактического звена здравоохранения, включающее в себя: укрепление материальной базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций, закупку вакцин против гепатита В, краснухи, полиомиелита, гриппа, иммунизацию населения (37 млн. ежегодно), профилактику и лечение ВИЧ-инфицированных, гепатитов В и С, диспансеризацию различных групп населения, оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (программа «Родовой сертификат»).
В. Обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи предполагало увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи с 60 тыс. пролеченных больных в 2004 г. до 250 тыс. в 2008 г., строительство 15 новых центров высоких медицинских технологий, подготовку для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.
Благодаря внедрению
программы неонатального
Высокий уровень охвата населения (95—98%) профилактическими прививками позволил, по оценкам Минздравсоцразвития России, добиться в 2012 г. значительного снижения заболеваемости по целому ряду инфекций. Так, заболеваемость дифтерией снизилась за три года в 5 раз, корью — в 3,7 раза, краснухой — в 2,6 раза, эпидемическим паротитом — на 30,7%, коклюшем — на 30,0%, а заболеваемость гриппом расценивалась как неэпидемическая. Дополнительную диспансеризацию и углубленные медицинские осмотры за два года прошли 10,6 млн человек. При этом было выявлено около 4 млн заболеваний, 68% из которых на ранних стадиях, 20% от числа осмотренных взяты врачами под диспансерное наблюдение.
В рамках национального проекта «Здоровье» в России впервые население стало обеспечиваться препаратами для выявления и лечения ВИЧ- инфицированных пациентов. С целью выявления инфицированных вирусом иммунодефицита человека, а также вирусами гепатитов В и С, по данным Минздравсоцразвития России, в 2011 и 2012 гг. во всех регионах Российской Федерации было обследовано более 40 млн человек, а почти 30 тыс. больных проходили антиретровирусное лечение.
В 2008 г. национальный проект «Здоровье» был расширен за счет новых направлений, в том числе программы по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и больным сердечнососудистыми заболеваниями, а также программы по развитию службы крови. В рамках этих программ предполагается, в частности, оснастить 95 учреждений здравоохранения, расположенных вдоль автомобильных трасс, создать 12 региональных сосудистых центров, 36 первичных сосудистых отделений и три федеральных сосудистых центра, укрепить материально-техническую базу 13 учреждений службы крови.
Вся эта деятельность, по-видимому, принесла определенные плоды и сказалась на итоговых показателях усилий, направленных на продление жизни россиян и увеличение числа лет здоровой жизни.
Миграционная политика
Одновременно с проведением
реформ на упрощение легализации нахожден
Информация о работе Демографическая ситуация и тенденции ее изменения в современных условиях