Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:52, доклад
Экономические реформы и открытость внутренних рынков поставили казахстанских производителей в условия жесткой конкуренции с зарубежными компаниями, обладающими передовой технологией, адаптированными к рыночной системе, высококвалифицированными кадрами и поддержкой государства интересов каждого предприятия. Они, разумеется, коснулись и финансового сектора Республики Казахстан.
Введение 2
Глава 1. Состояние, проблемы и перспективы развития финансово-денежной системы РК 5
1.1. Состояние финансово-денежной системы РК 5
1.2. Денежная система РК. Сущность и виды денег. 24
1.3. Электронные деньги, их виды и эволюция. 37
Глава 2. Динамика изменения структуры денежных агрегатов 45
2.1 Формирование электронных систем и их развитие. Концепция Хайека 45
2.2 Экономическая эффективность электронных систем 51
2.3 Проблемы внедрения электронной системы движения денег в Республике Казахстан 54
Глава 3. Пути совершенствования и развитие электронной денежной системы РК. 61
3.1 Особенности информационной безопасности электронных банковских систем. 61
3.2 Страхование компьютерных (электронных) преступлений в банковской сфере 68
Заключение 73
Однако полной аналогии не существует и в принципе не может существовать. Поскольку рассматриваемая система у нас еще находится в стадии развития, она еще в полной мере не соответствует ни одной из известных моделей. От англо-американской модели она отличается относительной неразвитостью фондового рынка, а от немецко-японской - недостаточным уровнем развития банковской системы (по европейским меркам и стандартам). Казахстанская модель занимает промежуточное положение и характеризуется определенной незавершенностью формирования системы и отставанием от развитых стран, усилением роли государства в регулировании денежно-финансовых отношений. Республика Казахстан обладает своими качественными особенностями. В их числе такие факторы, как незавершенность денежно-финансовой системы, отставание страны по уровню экономического развития от западных государств, различия в материальном благосостоянии граждан, в показателях человеческого развития, состоянии экологии и охраны окружающей среды и др. Вследствие всего этого степень участия государства, его финансовых институтов в функционировании и развитии денежно-финансовой системы в РК гораздо выше должна быть, чем в Норвегии, Германии и других развитых странах. Иначе говоря, различны уровни либерализации финансовых отношений, управляемости и регулируемости систем. В западных моделях более реализованы принципы нелинейной экономики, чем в нашей стране. При этом нельзя не отметить, что в Казахстане быстро сокращается отставание в сфере реформирования финансовых отношений. Следует подчеркнуть: при наличии как общего, так и особенного в экономиках РК и любой другой страны адекватные исходные состояния в последующем неизбежно изменятся по разным траекториям, которые, словно веер, будут расходиться из одной точки в разные стороны.
2. В результате проведенных реформ и начинающегося перехода к международным стандартам, в частности, Европейского Союза, финансовый сектор в своем развитии опережает нефинансовый сектор экономики, на макроэкономическом уровне финансовые услуги растут быстрее внутреннего валового продукта страны. Эти тенденции являются весьма примечательными.
В настоящее время ДФС РК находится на новом этапе своего роста. За последние 4 года ее опережающее развитие привело к тому, что доля финансовых институтов в ВВП выросла почти в 3 раза - с 1,7% ВВП в 1998г. до 4,9% ВВП на конец 2002г. ДФС РК становится не только системой, обслуживающей финансовые потоки в национальной экономике, эта система способна активно участвовать в межстрановом движении капитала как путем выхода на зарубежные (прежде всего, соседних государств) рынки, так и путем привлечения иностранных инвестиций. Роль финансового сектора значительно меняется, он становится серьезным фактором роста ВВП. Традиционные представления об обслуживании им потребностей реального сектора экономики стали ограниченными, неполными. В современных условиях, когда происходят противоречивые процессы слияния финансового и производственного капитала в одних случаях, отделения их друг от друга в других случаях, финансовый сектор выполняет также возрастающую роль самостоятельного фактора экономического роста. Финансовый сектор наряду с посреднической деятельностью выполняет свою инвестиционную функцию с собственным капиталом. Современные финансовые институты выступают и как посредники, и как инвесторы. Эти явления нельзя рассматривать в негативном свете, как некие отклонения от старых «канон», а следует признать как закономерность, как веление времени.
Таблица 1 Динамика финансовых услуг и ВВП в РК
Годы | Стоимость финансовых услуг, млрд.тг. | ВВП, млрд.тг. | Удельный вес финансовых услуг, ВВП% | |
1990 | 497,0 | 47871 | 1,04 | |
1991 | 2342 | 85863 | 2,73 | |
1992 | 66028 | 1217689 | 5,42 | |
1993 | 1,8 | 29,4 | 6,12 | |
1994 | 3,6 | 423,5 | 0,85 | |
1995 | 12,6 | 1014 | 1,24 | |
1996 | 15,4 | 1416 | 1,09 | |
1997 | 18,1 | 1672 | 1,08 | |
1998 | 29,8 | 1733 | 1,72 | |
1999 | 54,6 | 2017 | 2,71 | |
2000 | 80,7 | 2600 | 3,10 | |
2001 | 111,5 | 3251 | 3,43 |
Источники: Финансы РК., Статистический ежегодник 1990-2001 г.г. Данные 1990-1992 г.г., в млн. руб.
Известно, что успешное развитие одной отрасли позитивно отражается на других отраслях, тем более рост финансового сектора, эффективное функционирование которого является существенным фактором эффективного функционирования всех без исключения отраслей экономики. Развитая ДФС позволяет повысить рентабельность предприятий. Например, что особенно актуально в настоящее время для Казахстана, расширение вексельного обращения способно сократить дебиторскую задолженность, составляющую довольно немалые суммы оборотных средств предприятий, повышает рентабельность национальных производителей. Кроме того, продвинутый финансовый сектор - это большое количество высококвалифицированных работников, получающих относительно высокие доходы. Это влечет за собой рост совокупного спроса на товары (например, жилье и др.) и услуги (например, образование, спорт, отдыхи др.), получение мультипликативного эффекта во всей экономике, а значит, стимулирует экономический рост.
Опережающий рост финансового сектора создает мультипликативный эффект в экономике по следующим линиям:
Из двух альтернатив реализуется, разумеется, первая. Финансовая элита относится к референтной элите, являющейся некоторым эталоном для других групп населения в плане профессионализма в сфере денежных отношений, куда вовлечены практически все взрослые граждане, в плане развития конкуренции и ответственности перед клиентами денежно-финансовой системы.
Под грузом высоких требований растут кадры и в финансовом и в реальном секторах. Заметим, что профессиональное качество менеджеров финансовых организаций по роду деятельности всегда должно быть не ниже, а желательно выше, чем уровень финансового менеджмента в отраслях реального сектора экономики.
В силу характера своей посреднической деятельности, связанной с аккумулированием и использованием финансовых ресурсов, выполнением обязательств перед своими клиентами, финансовые менеджеры должны быть особенно высокопрофессиональными, чтобы рационально решить двуединую задачу: «высокая доходность - высокий риск», и, разумеется, многие другие сложные задачи. Поэтому в финансовых институтах весьма важно работать, прежде всего, с собственным персоналом, повышать его профессиональный уровень. Финансовые услуги, их количество и качество являются функцией от качества работников.
Таким образом, правомерно утверждать: в современных условиях финансовый сектор может стать и становится «малым локомотивом» экономического роста в стране, важным источником и ускорителем движения денежных потоков.
3. Как указывалось выше, сложилась преимущественно корпоративная модель инвестирования в ДФС, что соответствует социально-экономическим особенностям страны и господствующему менталитету народа. У населения пока еще недостаточно развито рыночное мышление (хотя следует особо подчеркнуть растущую тенденцию его усиления), отсутствуют навыки инвестирования в ценные бумаги с реальной оценкой риска, имеется преобладающий процесс вкладывать денежные средства в банки. В результате этого, а также вследствие того, что коммерческие банки бурно развивались в период высокой инфляции, создалось в стране лидирующее положение банковской системы среди финансовых посредников. На их долю падает до 78% всех активов.
Как правило, пассивы банковских систем - практически единственная составляющая денежно-кредитных систем в странах СНГ.
Как видим, пассивы банковских систем растут быстрее, чем рост ВВП во всех странах, за исключением России и Беларуси, тем не менее, они не превышают 83%.
Таблица 2. Пассивы банковских систем государств СНГ и Балтии относительно ВВП в 1998-2000гг.
Государства | 1998 | 1999 | 2000 |
Армения | 16,7 | 18,5 | 19,8 |
Беларусь | 37,2 | 32,2 | 31,0 |
Эстония | 56,7 | 60,0 | 64,3 |
Латвия | 48,3 | 54,6 | 58,0 |
Литва | 37,0 | 39,9 | 41,8 |
Молдова | 35,0 | 37,2 | 38,9 |
Украина | 72,0 | 77,3 | 82,5 |
Россия | 38,8 | 34,9 | 33,9 |
Казахстан | 21,3 | 7,5 | 31,4 |
Источник:
«Финансы», №5, 2001г.
В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается совершенно иная ситуация. Удельный вес вовлеченного национального богатства государств Америки, Европы, Азиатского региона в финансовый оборот несравнимы с аналогичными показателями стран с переходной экономикой. Размер пассивов денежно-кредитных систем стран с развитой рыночной экономикой в несколько раз превышает объем ВВП. Это свидетельствует о мощи ресурсной базы институциональных инвесторов в экономически развитых государствах, которой очень недостает многим СПЭ.
4.
Неполная структурная