Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:52, доклад
Экономические реформы и открытость внутренних рынков поставили казахстанских производителей в условия жесткой конкуренции с зарубежными компаниями, обладающими передовой технологией, адаптированными к рыночной системе, высококвалифицированными кадрами и поддержкой государства интересов каждого предприятия. Они, разумеется, коснулись и финансового сектора Республики Казахстан.
Введение 2
Глава 1. Состояние, проблемы и перспективы развития финансово-денежной системы РК 5
1.1. Состояние финансово-денежной системы РК 5
1.2. Денежная система РК. Сущность и виды денег. 24
1.3. Электронные деньги, их виды и эволюция. 37
Глава 2. Динамика изменения структуры денежных агрегатов 45
2.1 Формирование электронных систем и их развитие. Концепция Хайека 45
2.2 Экономическая эффективность электронных систем 51
2.3 Проблемы внедрения электронной системы движения денег в Республике Казахстан 54
Глава 3. Пути совершенствования и развитие электронной денежной системы РК. 61
3.1 Особенности информационной безопасности электронных банковских систем. 61
3.2 Страхование компьютерных (электронных) преступлений в банковской сфере 68
Заключение 73
Таким образом, в Республике Казахстан на основе использования новых информационных технологий платежные карточки получают быстрое развитие. Возникающие при этом различные проблемы решаются с учетом мирового опыта и социально-экономических особенностей страны.
Глава 3. Пути
совершенствования
и развитие электронной
денежной системы
РК.
3.1
Особенности информационной
безопасности электронных
банковских систем.
Стратегия информационной безопасности банков весьма сильно отличается от аналогичных стратегий других компаний и организаций. Это обусловлено прежде всего специфическим характером угроз, а также публичной деятельностью банков, которые вынуждены делать доступ к счетам достаточно легким с целью удобства для клиентов.
Обычная компания строит свою информационную безопасность, исходя лишь из узкого круга потенциальных угроз — главным образом защита информации от конкурентов (в казахстанских реалиях основной задачей является защита информации от налоговых органов и преступного сообщества с целью уменьшения вероятности неконтролируемого роста налоговых выплат и рэкета). Такая информация интересна лишь узкому кругу заинтересованных лиц и организаций и редко бывает ликвидна, т.е. обращаема в денежную форму.
Информационная безопасность банка должна учитывать следующие специфические факторы:
1.
Хранимая и обрабатываемая в
банковских системах
2.
Информация в банковских
3.
Конкурентоспособность банка
4.
Информационная безопасность
5.
Банк хранит важную информацию
о своих клиентах, что расширяет
круг потенциальных
Преступления в банковской сфере также имеют свои особенности. Многие преступления, совершенные в финансовой сфере остаются неизвестными для широкой публики в связи с тем, что руководители банков не хотят тревожить своих акционеров, боятся подвергнуть свою организацию новым атакам, опасаются подпортить свою репутацию надежного хранилища средств и, как следствие, потерять клиентов.
Как правило, злоумышленники обычно используют свои собственные счета, на который переводятся похищенные суммы. Большинство преступников не знают, как «отмыть» украденные деньги. Умение совершить преступление и умение получить деньги — это не одно и то же.
Большинство компьютерных преступлений — мелкие. Ущерб от них лежит в интервале от $10.000 до $50.000.
Успешные компьютерные преступления, как правило, требуют большого количества банковских операций (до нескольких сотен). Однако крупные суммы могут пересылаться и всего за несколько транзакций.
Большинство злоумышленников — клерки. Хотя высший персонал банка также может совершать преступления и нанести банку гораздо больший ущерб — такого рода случаи единичны.
Компьютерные преступления не всегда высокотехнологичны. Достаточно подделки данных, изменения параметров среды АСОИБ и т.д., а эти действия доступны и обслуживающему персоналу.
Многие злоумышленники объясняют свои действия тем, что они всего лишь берут в долг у банка с последующим возвратом. Впрочем «возврата», как правило, не происходит.
Специфика защиты автоматизированных систем обработки информации банков (АСОИБ) обусловлена особенностями решаемых ими задач:
Как правило АСОИБ обрабатывают большой поток постоянно поступающих запросов в реальном масштабе времени, каждый из которых не требует для обработки многочисленных ресурсов, но все вместе они могут быть обработаны только высокопроизводительной системой;
В АСОИБ хранится и обрабатывается конфиденциальная информация, не предназначенная для широкой публики. Ее подделка или утечка могут привести к серьезным (для банка или его клиентов) последствиям. Поэтому АСОИБ обречены оставаться относительно закрытыми, работать под управлением специфического программного обеспечения и уделять большое внимание обеспечению своей безопасности;
Другой особенностью АСОИБ является повышенные требования к надежности аппаратного и программного обеспечения. В силу этого многие современные АСОИБ тяготеют к так называемой отказоустойчивой архитектуре компьютеров, позволяющей осуществлять непрерывную обработку информации даже в условиях различных сбоев и отказов.
Можно выделить два типа задач, решаемых АСОИБ:
1. Аналитические. К этому типу относятся задачи планирования, анализа счетов и т.д. Они не являются оперативными и могут требовать для решения длительного времени, а их результаты могут оказать влияние на политику банка в отношении конкретного клиента или проекта. Поэтому подсистема, с помощью которой решаются аналитические задачи, должна быть надежно изолирована от основной системы обработки информации. Для решения такого рода задач обычно не требуется мощных вычислительных ресурсов, обычно достаточно 10-20% мощности всей системы. Однако ввиду возможной ценности результатов их защита должна быть постоянной.
2.
Повседневные. К этому типу относятся
задачи, решаемые в повседневной
деятельности, в первую очередь
выполнение платежей и
Каким же мерам защиты систем обработки информации отдают предпочтение зарубежные специалисты? На этот вопрос можно ответить, используя результаты опроса, проведенного Datapro Information Group в 1994 году среди банков и финансовых организаций :
Можно сделать следующие выводы об особенностях защиты информации в зарубежных финансовых системах:
Анализ статистики позволяет сделать важный вывод: защита финансовых организаций (в том числе и банков) строится несколько иначе, чем обычных коммерческих и государственных организаций. Следовательно для защиты АСОИБ нельзя применять те же самые технические и организационные решения, которые были разработаны для стандартных ситуаций. Нельзя бездумно копировать чужие системы — они разрабатывались для иных условий.
3.2
Страхование компьютерных (электронных)
преступлений в
банковской сфере
Безопасность - один из ключевых элементов, обеспечивающих нормальное функционирование электронной банковской системы. Проблемы обеспечения безопасности деятельности банков всегда актуальны, особенно в переходный период.
В начале 1980-х годов назрела потребность в получении страхового покрытия от электронных и компьютерных преступлений. В ответ на возникший спрос андеррайтеры Ллойда в Лондоне разработали полис (условия) страхования финансовых учреждений от электронных и компьютерных преступлений, совершенных третьими лицами. Этот полис является дополнительным в стандартной системе страхования банковских рисков, известной в мире под названием Bankers Blanket Bond (В.В.В.). С момента разработки данный полис начал активно использоваться банками и страховщиками и практически сразу же стал неотъемлемой частью стратегии риск - менеджмента.
К решению проблем компьютерной безопасности необходим комплексный подход. Использование систем технической и информационной безопасности, на которых казахстанские банки в настоящее время сосредотачивают основное внимание, могут только в определенной степени предотвратить ущерб. Страхование же в отличие от этих систем не только предотвращает преступление, но и, что самое важное, возмещает убытки, понесенные в результате их совершения.
Страхование от компьютерных преступлений в Европе и США стало стандартным видом страхования для банков, дилерских фирм, страховых компаний и крупных трансляционных коммерческих компаний, осуществляющих переводы своих денежных средств, а также несущих ответственность за сохранность средств своих клиентов при клиринговых и депозитных операциях.
Страховой полис Ллойда предлагает свой подход к проблеме страхового риска, выделяя ряд объектов страхования в соответствии с существующими факторами риска. По данному полису выделяются следующие объекты страхового покрытия.