Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа
Объект исследования данной работы - естественные монополии в экономике и методы регулирования их действия.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений, складывающихся по поводу развития естественных монополий, и их государственное регулирование и реформирование в Беларуси.
Целью данной работы являет¬ся рассмотрение сущности естественных монополий, их особенностей, места в рыночной экономике и влияния, которое они оказывают, а также методы регулирования их деятельности в Беларуси.
В связи с этим стратегия тарифной политики государства сводится к установлению такой цены, которая была бы приемлема с точки зрения общественных интересов и безубыточна для самой естественной монополии. Измерительная, регулирующая, распределительная, контрольная, стимулирующая и социальная функции рыночной цены в сфере естественных монополий сосредотачиваются в устанавливаемом государством тарифе, который объективно не может увязывать денежный запрос производителя с ответной реакцией покупателя, выражать общественно необходимые затраты труда и служить инструментом учета и контроля расхода материально-вещественных и природных ресурсов.
Таким образом, индивидуальная экономическая эффективность естественной монополии определяется возможностью получения прибыли в условиях установленного государством тарифа [9, с.14-15].
В определенном смысле для каждой сферы естественной монополии могут возникнуть альтернативные формы деятельности, которым потребуются разные размеры инвестиций для создания товара-субститута. Другая форма конкурентной борьбы, которая может возникнуть в естественно монопольных отраслях, проявляется при вхождении новой фирмы в данные отрасли. Если учесть, что естественно монопольная отрасль состоит, как правило, из трех основных элементов, таких как производство товара (услуги), его транспортировка и непосредственная поставка потребителю, то вступление новых фирм в данную отрасль может осуществляться на каждой из выделенных воспроизводственных стадий.
Однако в экономической литературе последних лет понятие экономической эффективности перестает ассоциироваться с необходимостью развития конкуренции. Конкуренция выступает как координирующий и распределительный механизм, результат действия которого необязательно эффективен [11, с. 7-8].
2.2 Формирование конкурентной среды в естественной монополии
В отличие от первоначального современный этап функционирования естественных монополий предопределяется двумя противоположными процессами. С одной стороны, начиная с 60-х годов происходит процесс сжатия естественной монополии. Это объясняется, во-первых, тем, что в 70-90-х годах происходит насыщение спроса на коммунальные, транспортные и телефонные услуги. Устойчиво снижается спрос на услуги железнодорожных перевозок и почтовой связи. Это нарушает приоритеты и снижает эффективность функционирования естественных монополий, требует пересмотра стратегии их развития. В странах с развитой рыночной экономикой естественные монополии превратились в субъекты, лоббирующие определенные экономические интересы. Во-вторых, государственное регулирование в этих сферах имело определенные «провалы», что выразилось в завышенных издержках и ценах, нерациональном распределении ресурсов, низком качестве обслуживания и низких стимулах к инновациям. В-третьих, в современных условиях утрачивается эффект низких трансакционных издержек, присущих жестко управляемому естественному монополисту.
С другой стороны, в то же самое время в силу научно-технического прогресса ставится задача комплексной замены электрических и механических машин электронными, необходимость внедрения программно управляемых аппаратов и процессов. Это, напротив, служит объективной основой усиления роли естественных монополий в экономике [5, с.9-10].
В условиях либерализации
экономики и ее освобождения от государственного
регулирования в
2.3 Ряд общих
закономерностей
В переходной экономике также
складывается ряд общих закономерностей
функционирования естественных монополий,
которые свидетельствуют о
Во-вторых, естественные монополии
устойчиво наращивают численность
персонала при сокращении объемов
выпуска продукции. А это, в свою
очередь, ведет к росту фонда
заработной платы и соответственно
к росту себестоимости
Таким образом, как в странах
с развитой рыночной экономикой, так
и в бывших коммунистических странах
сложился ряд объективных обстоятельств,
обусловливающих необходимость
поиска механизма коммерциализации
естественных монополий, повышения
их ответственности перед
Несмотря на проведение в отраслях естественной монополии определенных мер по реформированию, общепризнано, что теоретическая база для решения назревших в ней проблем пока не сформирована с достаточной степенью ясности. Мероприятия по реформированию нередко являются импульсивными, недостаточно обоснованными, носят хаотический характер [2, с.132].
3 Направления стратегии реформирования естественных монополий
В литературе, как правило,
рассматриваются два
При реализации первого направления, прежде всего, идентифицируется сфера естественной монополии в той или иной отрасли, выделяется структура - носитель наиболее существенных, специфических для монополии, свойств. К ним (свойствам) можно отнести «классические» свойства естественной монополии: во-первых, отсутствие конкуренции как условия экономии от масштабов, во-вторых, высокие барьеры для вступления в рынок. Постоянные издержки, связанные с созданием подобных монопольных структур, столь высоки, что функционирование дублирующих структур вряд ли целесообразно и не окупается. Кроме того, постоянные издержки, должны быть оплачены еще до того, как начнется производство. В-третьих, сетевой характер организации рынка. Особенности производственной технологии состоят с том, что она характеризуется замкнутым производственным циклом. Это основывается на единой технологической среде и существовании сетевых структур (трубопроводного транспорта, линий электропередач, системы водоснабжения, железнодорожных путей). Наличие организованной сети требует диспетчеризации из единого центра. В-четвертых, поскольку продукция естественной монополии не имеет товарозаменителей, спрос на нее является неэластичным. В-пятых, известно, что в естественной монополии производятся общественные блага или квазиобщественные блага, основными свойствами которых является неконкурентоспособность (неизбирательность, неделимость) и неисключаемость. Первое из этих свойств означает, что извлечение дополнительной общественной выгоды по мере увеличения количества потребителей данного блага не требует дополнительных затрат. Второе свойство характеризует невозможность исключения индивида из сферы потребления общественного блага. Другими словами - потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другим. Все эти свойства и определяют устойчивость естественной монополии и составляют методологическую основу для выделения естественно монопольного ядра [8, с.23-25].
В практике хозяйствования это реализуется посредством отделения инфраструктурных сетей от операций в различных секторах естественной монополии. Например, в топливно-энергетическом комплексе - это электросети, трансформаторные станции, трубопроводы. В коммунальной инфраструктуре - водопроводные трубы, каналы, котельные, канализационные трубы. В транспорте - автодороги, автовокзалы, железные дороги, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты, судоходные каналы, аэропорты, воздушные линии. В сфере телекоммуникаций - телефонные и компьютерные сети, частотные каналы, передатчики. В отраслях, предоставляющих услуги доступа к инфраструктурным сетям, - склады, оптовые базы, рынки, почтамты.
В Австралии, например, в
сфере электроэнергетики, естественно
монопольное ядро составляет сеть высоковольтных
линий, в России - также магистральные
линии передач и диспетчерская
служба управления. В Великобритании
в сфере железнодорожной
Несмотря на относительную
устойчивость естественной монополии
по сравнению с традиционными
экономическими монополиями, следует
обратить внимание на другую сторону
ее функционирования - подвижность
границ и установление временных
рамок и границ ее действия. Научно-технический
прогресс, принципиально новые технологии
могут оказать влияние на размеры
предприятий, формирующих эту структуру,
то есть на их уменьшение или увеличение.
Изменения могут произойти и
в спросе на продукцию под влиянием
изменений численности