Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание

Объект исследования данной работы - естественные монополии в экономике и методы регулирования их действия.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений, складывающихся по поводу развития естественных монополий, и их государственное регулирование и реформирование в Беларуси.
Целью данной работы являет¬ся рассмотрение сущности естественных монополий, их особенностей, места в рыночной экономике и влияния, которое они оказывают, а также методы регулирования их деятельности в Беларуси.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 82.55 Кб (Скачать документ)

В связи с этим стратегия тарифной политики государства  сводится к установлению такой цены, которая была бы приемлема с точки зрения общественных интересов и безубыточна для самой естественной монополии. Измерительная, регулирующая, распределительная, контрольная, стимулирующая и социальная функции рыночной цены в сфере естественных монополий сосредотачиваются в устанавливаемом государством тарифе, который объективно не может увязывать денежный запрос производителя с ответной реакцией покупателя, выражать общественно необходимые затраты труда и служить инструментом учета и контроля расхода материально-вещественных и природных ресурсов.

Таким образом, индивидуальная экономическая эффективность естественной монополии определяется возможностью получения прибыли в условиях установленного государством тарифа [9, с.14-15].

В определенном смысле для каждой сферы естественной монополии могут возникнуть альтернативные формы деятельности, которым потребуются разные размеры инвестиций для создания товара-субститута. Другая форма конкурентной борьбы, которая может возникнуть в естественно монопольных отраслях, проявляется при вхождении новой фирмы в данные отрасли. Если учесть, что естественно монопольная отрасль состоит, как правило, из трех основных элементов, таких как производство товара (услуги), его транспортировка и непосредственная поставка потребителю, то вступление новых фирм в данную отрасль может осуществляться на каждой из выделенных воспроизводственных стадий.

Однако в экономической  литературе последних лет понятие  экономической эффективности перестает ассоциироваться с необходимостью развития конкуренции. Конкуренция выступает как координирующий и распределительный механизм, результат действия которого необязательно эффективен [11, с. 7-8].

2.2 Формирование конкурентной среды в естественной монополии

В отличие от первоначального  современный этап функционирования естественных монополий предопределяется двумя противоположными процессами. С одной стороны, начиная с 60-х годов происходит процесс сжатия естественной монополии. Это объясняется, во-первых, тем, что в 70-90-х годах происходит насыщение спроса на коммунальные, транспортные и телефонные услуги. Устойчиво снижается спрос на услуги железнодорожных перевозок и почтовой связи. Это нарушает приоритеты и снижает эффективность функционирования естественных монополий, требует пересмотра стратегии их развития. В странах с развитой рыночной экономикой естественные монополии превратились в субъекты, лоббирующие определенные экономические интересы. Во-вторых, государственное регулирование в этих сферах имело определенные «провалы», что выразилось в завышенных издержках и ценах, нерациональном распределении ресурсов, низком качестве обслуживания и низких стимулах к инновациям. В-третьих, в современных условиях утрачивается эффект низких трансакционных издержек, присущих жестко управляемому естественному монополисту.

С другой стороны, в то же самое время в силу научно-технического прогресса ставится задача комплексной  замены электрических и механических машин электронными, необходимость внедрения программно управляемых аппаратов и процессов. Это, напротив, служит объективной основой усиления роли естественных монополий в экономике [5, с.9-10].

В условиях либерализации  экономики и ее освобождения от государственного регулирования в постсоциалистических странах объектом внимания также становятся естественные монополии. Признано, что, функционируя под крылом государства, эти отрасли являются сравнительно менее эффективными и неподотчетными обществу. Кроме того, интеграционные процессы, происходящие в рамках единого экономического пространства, требуют, как одного из условий, унификации деятельности хозяйствующих субъектов в различных сферах, в том числе и в естественной монополии. Особое значение в этой связи имеет Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Это предопределяет особую актуальность исследования опыта реформирования естественных монополий, их коммерциализации и приватизации как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой.

2.3 Ряд общих  закономерностей функционирования  естественных монополий переходной  экономике

В переходной экономике также  складывается ряд общих закономерностей  функционирования естественных монополий, которые свидетельствуют о снижении общественной выгоды от их хозяйствования. Во-первых, на протяжении довольно длительного  времени, даже когда динамика экономического роста в Беларуси так же, как  и в других постсоциалистических странах, оставляла желать лучшего, естественные монополии функционировали довольно эффективно. Высокие цены и тарифы, которые устанавливались на продукцию, давали возможность получать довольно высокий уровень рентабельности даже при неплатежах. Например, уровень рентабельности реализованной продукции, например, в нефтеперерабатывающей промышленности в январе-сентябре 2008 года составила 7,7%, а нефтедобывающей — 61%; в автомобильной промышленности - 8,1%, мукомольно-крупяной и комбикормовой - 7,2%, текстильной - 7,1%, деревообрабатывающий - 6,9%. В январе 2009 года рентабельность продукции, работ, услуг топливной промышленности составляла 17,2%, рентабельность продаж – 10,8%. Цены в естественных монополиях практически в два раза превышают затраты. В 2008 году Беларусь покупала российский газ по цене 128 долларов за тысячу кубометров. А в 2009 году цена газа была 140 долларов за тысячу кубометров. С 1 января 2009 года были повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Согласно документу, тариф на услуги по техническому обслуживанию жилых домов установлен в размере 296 рублей в месяц за 1 кв. м общей площади жилого помещения, что на 11,8% превышает размер действующего до того тарифа. Новые цены и тарифы на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения составят 43.458,3 за 1 Гкал (на 15,6% больше). На фоне повышения цен не происходит улучшения качества услуг, повышения производительности труда, введения инноваций, однако резко возрастает заработная плата коммунальщиков. Часто потребители оплачивают фактически непредоставленные услуги. Рост цен на услуги естественных монополий способствует росту инфляционных ожиданий.

Во-вторых, естественные монополии  устойчиво наращивают численность  персонала при сокращении объемов  выпуска продукции. А это, в свою очередь, ведет к росту фонда  заработной платы и соответственно к росту себестоимости продукции. В-третьих, заработная плата в естественных монополиях значительно превышает  заработную плату по экономике в  целом. В-четвертых, имеет место перекрестное субсидирование. Правительство, например, устанавливает завышенные цены на газ  для частных предприятий и  сверхнизкие для других групп  предприятий. Как следствие - ценовая  вилка газа, например, составляет 300% для разных групп предприятий [22, с. 19]. В-пятых, специфика ценообразования по принципу «издержки плюс» в ряде отраслей отстают от соответствующих показателей в большинстве других отраслей производства [24, с. 7].

Таким образом, как в странах  с развитой рыночной экономикой, так  и в бывших коммунистических странах  сложился ряд объективных обстоятельств, обусловливающих необходимость  поиска механизма коммерциализации естественных монополий, повышения  их ответственности перед обществом, снижения издержек и развития конкурентной среды. При этом ключевой задачей  таких преобразований является баланс интересов потребителей и субъектов  естественных монополий, обеспечивающий эффективное функционирование субъектов  естественных монополий и доступность  реализуемых услуг и товаров  для потребителей. Изучение опыта  коммерциализации и приватизации естественных монополий в странах с развитой рыночной экономикой может послужить  основой для их реформирования и  повышения эффективности функционирования в переходной экономике.

Несмотря на проведение в  отраслях естественной монополии определенных мер по реформированию, общепризнано, что теоретическая база для решения  назревших в ней проблем пока не сформирована с достаточной степенью ясности. Мероприятия по реформированию нередко являются импульсивными, недостаточно обоснованными, носят хаотический характер [2, с.132].

3 Направления стратегии реформирования естественных монополий

В литературе, как правило, рассматриваются два направления  стратегии реформирования естественных монополий: выделение естественно  монопольного ядра и определение  мер по его регулированию. Но, следует заметить, этим не может быть исчерпан процесс реформирования. Эти меры, как свидетельствует мировой опыт, должны быть дополнены еще: выработкой механизма коммерциализации и приватизации конкурентного сектора - во-первых, и изменением парадигмы регулирования конкурентного сектора - во-вторых.

При реализации первого направления, прежде всего, идентифицируется сфера естественной монополии в той или иной отрасли, выделяется структура - носитель наиболее существенных, специфических для монополии, свойств. К ним (свойствам) можно отнести «классические» свойства естественной монополии: во-первых, отсутствие конкуренции как условия экономии от масштабов, во-вторых, высокие барьеры для вступления в рынок. Постоянные издержки, связанные с созданием подобных монопольных структур, столь высоки, что функционирование дублирующих структур вряд ли целесообразно и не окупается. Кроме того, постоянные издержки, должны быть оплачены еще до того, как начнется производство. В-третьих, сетевой характер организации рынка. Особенности производственной технологии состоят с том, что она характеризуется замкнутым производственным циклом. Это основывается на единой технологической среде и существовании сетевых структур (трубопроводного транспорта, линий электропередач, системы водоснабжения, железнодорожных путей). Наличие организованной сети требует диспетчеризации из единого центра. В-четвертых, поскольку продукция естественной монополии не имеет товарозаменителей, спрос на нее является неэластичным. В-пятых, известно, что в естественной монополии производятся общественные блага или квазиобщественные блага, основными свойствами которых является неконкурентоспособность (неизбирательность, неделимость) и неисключаемость. Первое из этих свойств означает, что извлечение дополнительной общественной выгоды по мере увеличения количества потребителей данного блага не требует дополнительных затрат. Второе свойство характеризует невозможность исключения индивида из сферы потребления общественного блага. Другими словами - потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другим. Все эти свойства и определяют устойчивость естественной монополии и составляют методологическую основу для выделения естественно монопольного ядра [8, с.23-25].

В практике хозяйствования это реализуется посредством  отделения инфраструктурных сетей  от операций в различных секторах естественной монополии. Например, в  топливно-энергетическом комплексе - это  электросети, трансформаторные станции, трубопроводы. В коммунальной инфраструктуре - водопроводные трубы, каналы, котельные, канализационные трубы. В транспорте - автодороги, автовокзалы, железные дороги, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты, судоходные каналы, аэропорты, воздушные линии. В сфере телекоммуникаций - телефонные и компьютерные сети, частотные каналы, передатчики. В отраслях, предоставляющих услуги доступа к инфраструктурным сетям, - склады, оптовые базы, рынки, почтамты.

В Австралии, например, в  сфере электроэнергетики, естественно  монопольное ядро составляет сеть высоковольтных линий, в России - также магистральные  линии передач и диспетчерская  служба управления. В Великобритании в сфере железнодорожной отрасли  таким ядром стала железнодорожная сеть (рельсовые пути, станции, система сигнализации). В Беларуси согласно положению Закона «О естественной монополии» таким ядром является транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам; передача и распределение электроэнергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования (сети общего пользования, телефонные станции, телеграфы, междугородная телефонная связь); услуги транспортных терминалов, аэропортов; услуги железнодорожного транспорта общего пользования; управление движением поездов; железнодорожные перевозки; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс и управление ими. В республике выделяются два уровня естественно монопольных структур: республиканский и местный. На республиканском уровне в реестр естественных монополистов включены 44 субъекта. В числе этих субъектов республиканские унитарные предприятия энергетики «Брестэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнерго», «Минскэнерго», «Могилевэнерго»; республиканское государственное объединение «Белтелеком», Республиканские унитарные предприятия электрической связи всех областей республики, ОАО «Белтрансгаз», Республиканское унитарное предприятие «Гомельтранснефть «Дружба»», республиканские унитарные предприятия почтовой связи, республиканское авиационное унитарное предприятие «Аэропорт Гомельавиа», Национальный аэропорт «Минск», Белорусские железные дороги и многие другие. На местном уровне, например в Гомельской области, субъектами естественных монополий являются предприятия, оказывающие услуги по электро-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и распределению тепловой энергии. Среди них - коммунальные жилищно-эксплуатационные унитарные предприятия или коммунальные унитарные предприятия в Ельске, Жлобине, Рогачеве, Брагине, Светлогорске, Корме, Чечерске, Мозыре, Речице и других районных центрах.

Несмотря на относительную  устойчивость естественной монополии  по сравнению с традиционными  экономическими монополиями, следует  обратить внимание на другую сторону  ее функционирования - подвижность  границ и установление временных  рамок и границ ее действия. Научно-технический  прогресс, принципиально новые технологии могут оказать влияние на размеры  предприятий, формирующих эту структуру, то есть на их уменьшение или увеличение. Изменения могут произойти и  в спросе на продукцию под влиянием изменений численности населения, либерализации внешней торговли, появления взаимозаменяемых ресурсов и услуг, вследствие чего может измениться сама по себе инфраструктурная сеть и  отрасль может «уйти» из естественной монополии. Не случайно реестр субъектов, входящих в естественную монополию пересматривается один раз в год. В Беларуси это отражено в постановлении Министерства экономики «О государственном реестре субъектов естественных монополий…».

Информация о работе Естественные монополии