Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 12:49, курсовая работа
Цель данной работы – всестороннее рассмотрение факторов конкурентоспособности на макро- и микроуровне и путей ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
дать определение понятию «конкурентоспособность предприятия»;
изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность;
изучить методы определения конкурентоспособности;
разработать предложения по повышению конкурентоспособности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. 4
1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия 4
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность 4
1.3.Методы определения конкурентоспособности
предприятия. 4
3.3. Стратегия развития предприятия 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЯ 4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. 4
1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия 4
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность 4
1.3.Методы
определения
предприятия. 4
3.3. Стратегия развития предприятия 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ
Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Исследованием этой проблемы занимаются как мировые институты (Всемирный банк, ИКАО, МОТ, ОЭСР), так и отдельные зарубежные и отечественные ученые (Н. Говорова, С. Долгов, М. Портер, и др.). Значимость этой проблемы особенно возрастает в условиях растущей глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства. Конкурентоспособность неразрывно связана с глобализацией, ибо она неопределима вне данного контекста.
Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивают конкретные предприятия, производящие товары и услуги, а предприятие должно прежде всего добиваться основных конкурентных преимуществ — минимизации затрат и дифференциации продукта.
Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как в условиях монополистической конкуренции, которой сейчас можно описать большинство отраслей, конкурентоспособность является основным фактором создания необходимого спроса. Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в и его последующего эффективного развития.
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
Обеспечение
конкурентоспособности
Оценка конкурентной позиции фирмы требуется для:
Данный вопрос особо актуален для белорусских предприятий, поскольку многие отрасли испытывают сильную конкуренцию на международном и домашнем рынке, предприятия сталкиваются с трудностями при выходе на эти рынки.
Цель данной работы – всестороннее рассмотрение факторов конкурентоспособности на макро- и микроуровне и путей ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Конкурентоспособность
предприятия – это
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
Деятельность
предприятия направлена на производство
продукции, выполнении работ, оказании
услуг. Произведенная продукция
может быть предназначена либо для
производственного, либо для личного
потребления. Услуги, оказанные предприятием,
могут также иметь
Конкурентоспособность
продукции и
Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.
Самая
важная характеристика продукции, производимой
предприятием в рыночной экономике,
- её покупаемость, т.е. то, насколько
покупатели предпочитают продукцию
конкретного предприятия
Конкурентоспособность продукции – это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определённом промежутке времени.
Это динамичная характеристика потенциальной способности продукции, а не раз и навсегда приобретённое свойство: оно привязано к определённым рынкам и конкретному времени. Продукция, обладающая конкурентоспособностью на одном географическом рынке, может не иметь этого свойства на другом. И напротив, продукция, терпящая провал, вытесняемая с рынка, через определённое время может пользоваться успехом на нём. Это может произойти по разным причинам, например из-за ухода основного конкурента, удачно проведённой рекламной кампании, роста цен на продукты-заменители. Говоря о конкурентоспособности продукции, мы должны иметь ввиду конкретные рыночные условия. Понятие «конкурентоспособность» не может быть универсальным. [3, с.54-55]
Фундаментальной
основой обеспечения
Конкурентное преимущество продукции – это ярко выраженное проявление превосходства над конкурентами в различных областях. К конкурентным преимуществам относятся низкая себестоимость, качество и технический уровень производимой продукции, наличие развитой сбытовой сети.
Конкурентоспособность продукции в отличие от её конкурентных преимуществ испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия (изменения спроса, демографических сдвигов, природных явлений и т.д.). Поэтому конкурентоспособность предполагает умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени и максимальный учёт требований и возможностей конкретных групп покупателей. [3, с.56]
Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности – качество товара.
Продукция может удовлетворить ту или иную потребность человека только в том случае, если она обладает качеством, которое определяет её назначение. Качество является важнейшим показателем деятельности предприятия. Вопрос качества – вопрос экономии всех видов ресурсов. В условиях рынка повышение качества продукции определяет темпы технического прогресса, рост эффективности производства, внедрение инноваций, адаптацию предприятия в условиях конкурентной борьбы. [18, с.249]
Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объёма реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала доходной части платёжного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объёма продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа. [16, с.103]
Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением, т.е. степень пригодности продукции. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Конкурентоспособность отличается от качества товара. Конкурентоспособность определяется той совокупностью свойств, которые представляют интерес для определённой группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности, иные свойства во внимание не принимают.
Информация о работе Факторы конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках