Факторы конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – всестороннее рассмотрение факторов конкурентоспособности на макро- и микроуровне и путей ее повышения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:

дать определение понятию «конкурентоспособность предприятия»;
изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность;
изучить методы определения конкурентоспособности;
разработать предложения по повышению конкурентоспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. 4

1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия 4

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность 4

1.3.Методы определения конкурентоспособности

предприятия. 4

3.3. Стратегия развития предприятия 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4

ПРИЛОЖЕНИЯ 4

Работа состоит из  1 файл

конкурентоспособность предприятия и пути её повышени2я.docx

— 77.27 Кб (Скачать документ)
  • Выбор критерия эффективности использования ресурсов предприятия
  • Выбор базового объекта для сравнения с учётом соизмеримости характеристик выпускаемой продукции и идентичности удовлетворяемых потребностей, соизмеримости сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция.
  • Возможности сканирования рынка товаров при недостаточности информации с целью обеспечения возможности адекватного отражения в методе оценки конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках.

     Второй  метод определения конкурентоспособности  предприятия предполагает её оценку через конкурентоспособность его товаров с учётом весомости реализуемых товаров на рынках. При этом расчёт КП осуществляется по формуле:

     

     Где – удельный вес i-того товара предприятия в объёме всех продаж за анализируемый период, доли единицы;  βj – показатель значимости рынка на котором реализуются товары предприятия (рынки США, Японии, Канады и стран Евросоюза имеют значимость 1, внешние рынки других стран – 0,7, внутренний рынок – 0,5); КПij – конкурентоспособность i-того товара на j-том рынке.

     Третий  метод определения конкурентоспособности  предприятия предполагает оптимизацию соотношения конкурентоспособности товара и занимаемой предприятием доли на конкретном рынке.

     Матрица определения конкурентоспособности  предприятия имеет девять полей. Из всех полей три поля (на  матрице они находятся вверху слева и обозначены знаком плюс) характеризуют  благоприятную зону для предприятия в части его конкурентоспособности. Благоприятная зона означает, что конкурентоспособность предприятия в данном секторе рынка определяется способностью конкурировать на рынке по качеству товара и его ценам, что является следствием значительного удельного веса предприятия на данном секторе рынка; знанием рынка, конкурентов и потребителей; уровнем технологий производства; уровнем организации производства и труда.

     В противоположность благоприятной  зоне матрица имеет и неблагоприятную зону. Это три поля, которые на матрице находятся внизу справа и обозначены знаком минус. Если предприятие не сможет преодолеть имеющиеся у него недостатки, оно в ближайшее время должно покинуть данные рынки.

     Зону  риска для предприятия представляют оставшиеся три поля, которые расположены по диагонали снизу вверх направо. Из рисковой зоны предприятия в отношении конкурентоспособности могут выйти, если будут приняты меры, которые позволят предприятию переместиться в поля по направлениям стрелок. [2, с. 218-220]

     Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырёх групповых показателей или критериев конкурентоспособности (прил. 2).

     В первую группу входят показатели, характеризующие  эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.

     Во  вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.

     В третью группу включены показатели, позволяющие  получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

     И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.

     В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень  важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП), экспертным путём были разработаны  коэффициенты весомости критериев.

     Расчет  критериев и коэффициента конкурентоспособности  предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической:

     ККП=0,15 ЭП + 0,29 ФП + 0,23 ЭС + 0,33 КТ

     где: ККП - коэфициент конкурентоспособности  предприятия;

     ЭП - значение критерия эффективности  производственной деятельности предприятия;

     ФП - значение критерия финансового положения  предприятия;

     ЭС - значение критерия эффективности  организации сбыта и продвижения товара на рынке;

     КТ - значение критерия конкурентоспособности  товара;

     0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты весомости  критериев.

     ЭП = 0,31И + 0,19Ф + 0,40РТ + 0,10П

     где: ЭП - критерий эффективности производственной деятельности предприятия;

     И - относительный показатель издержек производства на единицу продукции;

     Ф - относительный показатель фондоотдачи;

     РТ - относительный показатель рентабельности товара;

     П - относительный показатель производительности труда;

     0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты весомости  показателей.

     ФП = 0,29 КА + 0,20 КП 0,36 КЛ + 0,15 КО

     где: ФП - критерий финансового положения  предприятия ;

     КА - относительный показатель автономии  предприятия;

     КП - относительный показатель платежеспособности предприятия;

     КЛ - относительный показатель ликвидности  предприятия;

     КО - относительный показатель оборачиваемости  оборотных средств;

     0,29; 0,20; 0,36; 0,15 - коэффициенты весомости  показателей.

     ЭС = 0,37РП + 0,29КЗ + 0,21КМ + 0,14КР

     где: ЭС - критерий эффективности организации  сбыта и продвижения товара;

     РП - относительный показатель рентабельности продаж;

     КЗ - относительный показатель затоваренности готовой продукцией;

     КМ - относительный показатель загрузки производственных мощностей;

     КР - относительный показатель эффективности  рекламы и средств стимулирования сбыта;

     0,37; 0,29; 0,21; 0,14 - коэффициенты весомости  показателей.

     Расчёт  критерия конкурентоспособности товара проводится по формуле:

     КТ=К/Ц

     где: К- показатель качества товара;

     Ц- показатель цены товара;

     Кт - показатель конкурентоспособности  товара.

     Показателями, характеризующими уровень качества продукции является удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции в общем объёме выпущенной продукции в оптовых ценах хозяйствующего субъекта без НДС и акцизов.

     У=СП/V*100%,

     K=СП/V,

     Где У –удельный вес,

     СП  – сертифицированная продукция,

     V – общий объём продукции,

     К – коэффициент сертификации

     В общем виде алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности промышленного  предприятия предусматривает три  последовательных этапа:

     Этап 1-й. Расчет единичных показателей  конкурентоспособности предприятия 1.1-4.2 (прил. 2) и перевод показателей 1.1-3.4 в относительные величины (баллы).

     Для перевода показателей 1.1-3.4 в относительные  величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей (базы для сравнения) могут выступать:

  • среднеотраслевые показатели;
  • показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке;
  • показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.

     В целях перевода показателей в  относительные величины используется 15-ти балловая шкала. При этом 5-ю  баллами оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; 10-ю баллами - на уровне базового; 15-ю  баллами - лучше, чем базовый.

     Этап 2-й. Расчёт критериев конкурентоспособности  предприятия по представленным выше формулам.

     Этап 3-й. Расчет коэффициента конкурентоспособности  предприятия (ККП).

     Данная  оценка конкурентоспособности предприятия  охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного  предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб. [9]

     Как второй, так и третий метод определения  конкурентоспособности предприятия  связаны с конкурентоспособностью товаров данного предприятия. Абстрагируясь от конкурентоспособности внешней среды предприятия и качества управления, можно заключить, что если товары предприятия конкурентоспособны, то и предприятие конкурентоспособно. Весь вопрос при этом сводится к определению конкурентоспособности товаров, разработке и реализации конкурентоспособной стратегии предприятия.

 

2.НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

    1. Стратегия развития отдельного предприятия

      В Республике Беларусь существует масса  предприятий имеющих хорошую материальную базу и производственный потенциал, но испытывающих проблемы с конкурентоспособностью продукции.

      Стратегия развития предприятия в условиях сохранения как позитивных, так и негативных макроэкономических тенденций в Республике Беларусь должна быть основана на сохранении достигнутых объемов производства, использовании производственных мощностей, технико-экономического уровня производства и технической оснащенности труда и постоянного наращивания потенциала предприятия на основе роста качества продукции, повышения дельнейшей эффективности использования всех ресурсов.

     В рамках указанной стратегии основные направления развития предприятия должна заключаться в следующем:

  • рост технико-технического уровня производства за счет внедрения нового современного оборудования, преимущество которого выражается в более рациональном использовании и расходе сырьевых и других ресурсов, в повышении качества продукции;
  • расширение ассортимента продукции;
  • развитие маркетинга на предприятии;
  • развитие компьютеризации производства, управления, служб и структур предприятия;
  • улучшение организации управленческого труда, принципов и техники управления кадровым потенциалом;
  • повышение уровня управления, планирования и организации технической подготовки производства в целях повышения гибкости реагирования на спрос при разработках и внедрении нового ассортимента продукции;
  • повышение технической оснащенности;
  • развитие управления качеством на основе внедренных стандартов;
  • совершенствование системы финансового планирования ресурсов (закупка, продажа, дебиторская и кредиторская задолженность, денежные потоки) на основе компьютеризации и других современных средств;
  • развитие системы подготовки кадров.

Информация о работе Факторы конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках