Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 12:49, курсовая работа
Цель данной работы – всестороннее рассмотрение факторов конкурентоспособности на макро- и микроуровне и путей ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
дать определение понятию «конкурентоспособность предприятия»;
изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность;
изучить методы определения конкурентоспособности;
разработать предложения по повышению конкурентоспособности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. 4
1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия 4
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность 4
1.3.Методы определения конкурентоспособности
предприятия. 4
3.3. Стратегия развития предприятия 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЯ 4
Второй
метод определения
Где – удельный вес i-того товара предприятия в объёме всех продаж за анализируемый период, доли единицы; βj – показатель значимости рынка на котором реализуются товары предприятия (рынки США, Японии, Канады и стран Евросоюза имеют значимость 1, внешние рынки других стран – 0,7, внутренний рынок – 0,5); КПij – конкурентоспособность i-того товара на j-том рынке.
Третий
метод определения
Матрица
определения
В
противоположность
Зону
риска для предприятия
Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырёх групповых показателей или критериев конкурентоспособности (прил. 2).
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.
Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
В
связи с тем, что каждый из этих
показателей имеет разную степень
важности для расчета коэффициента
конкурентоспособности
Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической:
ККП=0,15 ЭП + 0,29 ФП + 0,23 ЭС + 0,33 КТ
где: ККП - коэфициент конкурентоспособности предприятия;
ЭП - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;
ФП - значение критерия финансового положения предприятия;
ЭС
- значение критерия эффективности
организации сбыта и
КТ - значение критерия конкурентоспособности товара;
0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты весомости критериев.
ЭП = 0,31И + 0,19Ф + 0,40РТ + 0,10П
где: ЭП - критерий эффективности производственной деятельности предприятия;
И - относительный показатель издержек производства на единицу продукции;
Ф - относительный показатель фондоотдачи;
РТ - относительный показатель рентабельности товара;
П - относительный показатель производительности труда;
0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты весомости показателей.
ФП = 0,29 КА + 0,20 КП 0,36 КЛ + 0,15 КО
где: ФП - критерий финансового положения предприятия ;
КА - относительный показатель автономии предприятия;
КП - относительный показатель платежеспособности предприятия;
КЛ - относительный показатель ликвидности предприятия;
КО - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;
0,29; 0,20; 0,36; 0,15 - коэффициенты весомости показателей.
ЭС = 0,37РП + 0,29КЗ + 0,21КМ + 0,14КР
где: ЭС - критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара;
РП - относительный показатель рентабельности продаж;
КЗ - относительный показатель затоваренности готовой продукцией;
КМ - относительный показатель загрузки производственных мощностей;
КР
- относительный показатель эффективности
рекламы и средств
0,37; 0,29; 0,21; 0,14 - коэффициенты весомости показателей.
Расчёт критерия конкурентоспособности товара проводится по формуле:
КТ=К/Ц
где: К- показатель качества товара;
Ц- показатель цены товара;
Кт - показатель конкурентоспособности товара.
Показателями, характеризующими уровень качества продукции является удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции в общем объёме выпущенной продукции в оптовых ценах хозяйствующего субъекта без НДС и акцизов.
У=СП/V*100%,
K=СП/V,
Где У –удельный вес,
СП – сертифицированная продукция,
V – общий объём продукции,
К – коэффициент сертификации
В
общем виде алгоритм расчета коэффициента
конкурентоспособности
Этап
1-й. Расчет единичных показателей
конкурентоспособности
Для перевода показателей 1.1-3.4 в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей (базы для сравнения) могут выступать:
В
целях перевода показателей в
относительные величины используется
15-ти балловая шкала. При этом 5-ю
баллами оценивается
Этап
2-й. Расчёт критериев
Этап 3-й. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП).
Данная
оценка конкурентоспособности
Как
второй, так и третий метод определения
конкурентоспособности
В Республике Беларусь существует масса предприятий имеющих хорошую материальную базу и производственный потенциал, но испытывающих проблемы с конкурентоспособностью продукции.
Стратегия развития предприятия в условиях сохранения как позитивных, так и негативных макроэкономических тенденций в Республике Беларусь должна быть основана на сохранении достигнутых объемов производства, использовании производственных мощностей, технико-экономического уровня производства и технической оснащенности труда и постоянного наращивания потенциала предприятия на основе роста качества продукции, повышения дельнейшей эффективности использования всех ресурсов.
В рамках указанной стратегии основные направления развития предприятия должна заключаться в следующем:
Информация о работе Факторы конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках