Факторы конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – всестороннее рассмотрение факторов конкурентоспособности на макро- и микроуровне и путей ее повышения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:

дать определение понятию «конкурентоспособность предприятия»;
изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность;
изучить методы определения конкурентоспособности;
разработать предложения по повышению конкурентоспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. 4

1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия 4

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность 4

1.3.Методы определения конкурентоспособности

предприятия. 4

3.3. Стратегия развития предприятия 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4

ПРИЛОЖЕНИЯ 4

Работа состоит из  1 файл

конкурентоспособность предприятия и пути её повышени2я.docx

— 77.27 Кб (Скачать документ)

     Благодаря выполнению вышеуказанных задач, предприятие  сможет увеличить объём производства, расширить рынки сбыта продукции  и её конкурентоспособность, а также повысить эффективность деятельности предприятия. 

    1. 2.2. Факторы повышения  конкурентоспособности  экономики Беларуси

      В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке успеха отдельного предприятия недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны. Отдельному предприятию даже с уникальной технологией трудно удерживать конкурентное преимущество, ибо оно зависит от надежных национальных поставщиков и сильных конкурентов. В настоящее время на мировом рынке конкурируют кластеры взаимосвязанных отраслей. Поэтому белорусская конкурентоспособность по сути зависит от конкурентоспособности основных отраслей ее экономики.

      вызывают  интерес результаты анализа, проведенного экспертами белорусского Института приватизации и менеджмента. Они показывают, что по группе из 203 средне- и высокотехнологичных товаров, традиционно экспортируемых из Республики Беларусь, снижение конкурентоспособности за последнее время произошло по 112 товарам. При этом 12 товаров являются конкурентоспособными на мировом рынке, а инвестиционный импорт сохраняет перспективу роста, но, пока продолжает сокращаться [20, с. 21]. В нашей стране имеются все условия для реализации инвестирования в исследования и развитие — одного из факторов по-настоящему действенного механизма повышения конкурентоспособности отраслей белорусской экономики.

      Научный подход к проблеме конкурентоспособности  предполагает адекватное теоретико-методологическое ее решение, а именно — выбор приоритетов, соответствующих национальной политике Беларуси, ее основным ориентирам в социально-экономическом развитии. При разработке внешнеэкономической стратегии и политики страны определяющей должна являться базовая национальная стратегия, обращенная к гражданам и предприятиям самой страны. В этой стратегии должны быть сформулированы принципиально важные для субъектов национальной экономики ориентиры деятельности, содержащие непротиворечивый образ будущего хозяйства и социальной сферы страны.

      В Республике Беларусь разработана и  реализуется Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года, в рамках которой генеральной целью устойчивого развития Беларуси определено обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Основные принципы устойчивого развития, использованные при разработке Национальной стратегии, закреплены в Повестке дня на XXI век, принятой на международной конференции в Рио-де-Жанейро. Данный документ содержит 27 принципов интеграции экологической, экономической и социальной политики в единую политику.

      Как отмечается в Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, для экономики переходного  периода принципиальное значение имеет  выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институт предпринимательства. Признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относятся, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства [21, c. 32]. 

      Национальная  конкурентоспособность — это  способность страны производить и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Республика Беларусь, активно участвуя в процессах глобализации, сумела на национальном уровне минимизировать ее негативные последствия и добиться стабильного экономического роста.

      К основным конкурентным преимуществам  Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.

      В Республике Беларусь разработана и  в июне 2003 г. Президиумом Совета Министров принята Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики, действующая до 2010 г. В целом Программа представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный поворот социально-экономической политики белорусского государства к новым внешним и внутренним реалиям. Программа направлена на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне. Разработка и реализация рассматриваемой Программы важна вследствие того, что сводный индекс уровня конкурентоспособности Беларуси пока еще ниже российского, не говоря о западных странах, и составляет 0,564 (для сравнения: России — 0,678; Польши — 0,633; Нидерландов — 1,145) согласно рейтингу стран по сводному индексу уровня конкурентоспособности, индексу развития человеческого потенциала и производства реального ВВП на душу населения. 

      Целью Программы является выработка основных направлений и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ Беларуси, повышение уровня ее конкурентоспособности. В целом реализация конкурентных преимуществ в Беларуси сдерживается, в частности, следующими факторами: неразвитостью инновационной инфраструктуры; низким уровнем менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; отсутствием развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

      Данная  цель реализуется через завершение процессов развития институтов переходного периода в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики и мировым тенденциям. Одной из приоритетных задач структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики в рассматриваемой сфере является снижение транзакционных издержек деятельности предприятий за счет, в частности, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства.

      Этапы Программы включают в себя стадии развернутого построения рыночных отношений, создания институциональной среды, благоприятной для повышения  конкурентоспособности и структурных  преобразований, и активной структурной  перестройки экономики, включающей радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями рынков. При этом активизация инновационной и инвестиционной деятельности и создание новых наукоемких отраслей и производств с ориентацией на внешние рынки занимает особое место в структурной перестройке экономики Беларуси, что поспособствует росту конкурентоспособности страны.

      Разработаны и выбраны рациональные направления  в сфере повышения конкурентоспособности. В частности, такое конкурентное преимущество, как развитый научно-технический потенциал, планируется расширять посредством создания комплексных научно-производственных центров по разработке и освоению прорывных технологий и налаживанию новой конкурентоспособной продукции. Данное направление включает бюджетную поддержку науки и инноваций, поддержку малого инновационного предпринимательства. Приоритеты структурной перестройки с учетом данного преимущества отдаются развитию производств, основанных на технике и технологии, обеспечивающих выход на мировой рынок и обуславливающих рост доли добавленной стоимости.

      Можно выделить следующие стратегические приоритеты структурной перестройки  и повышения конкурентоспособности  экономики Республики Беларусь во внешнеэкономической  сфере:

          — четкая регионально-страновая  ориентация и экономическая выгода от внешней торговли;

          — выход на новые международные  рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках;

          — перевод методов государственного  регулирования внешней торговли в Республике Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;

          — защита интересов и обеспечение  равных условий функционирования на мировом рынке;

          — увеличение в производимой  продукции добавленной стоимости  путем снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости и рационального  импортозамещения;

          — улучшение правовых условий,  механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности экспортного потенциала.

      Таким образом, совершенствование макроэкономических условий внешнеэкономической деятельности будет зависеть от решения вопросов, направленных на повышение эффективности  отечественных предприятий и  конкурентоспособности белорусских  товаров.

      Повышение международной конкурентоспособности  белорусских товаропроизводителей может быть обеспечено за счет:

          — совершенствования механизма  стимулирования эффективного использования предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и «ноу-хау» из высокоразвитых стран;

          — привлечения инвестиций для  модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производства;

          — развития экспорта национального  капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участия в реализации транснациональных проектов;

          — развития конкурентоспособной  транспортной системы на международном рынке транспортно-экспедиционных услуг;

          — упрощения процедур во внешней  торговле в соответствии с  принципами международных организаций, в том числе порядка таможенного оформления грузов на пограничных пропускных пунктах и электронного обмена данными;

          — улучшения качества управления  предприятиями, в том числе  путем поиска эффективного собственника;

          — обеспечения соответствия белорусской  экспортной продукции международным  стандартам путем создания на  предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов серии ИСО 9000—9002;

          — развития систем сертификации  и качества экспортной продукции,  признанных в мире, установления  требований к ее потребительским  и экологическим характеристикам, а также безопасности применения; разработки государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов серии ИСО 14000; 

          — создания дополнительных условий  для стимулирования производства экспортной продукции с использованием опережающих технических идей и решений, наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе в рамках льготного кредитования проектов за счет средств Фонда поддержки экспорта, Инновационного фонда и др.; проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на предприятиях;

          — обеспечения правовой защиты  технических решений и патентной  чистоты объектов экспортных  поставок на основе осуществления  патентования отечественных разработок. [22]

      Среди факторов, сдерживающих экономическое  развитие и повышение конкурентоспособности, необходимо назвать изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень менеджмента, высокую налоговую нагрузку, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы. В Программе предложена система мер по их устранению. В частности признано, что нынешняя структура белорусской экономики имеет диспропорции, унаследованные от СССР, а также возникшие вследствие постсоветского экономического кризиса. Для их устранения предлагается приблизить ее к спросу, начинать производить не то, что умеем, а то, что будет востребовано рынком. Постепенность процесса структурной перестройки, по мнению разработчиков, должна проявиться в том, что количественные сдвиги в отличие от качественных не будут революционными и не разрушат экономику.

      Результатом реализации программы должно стать  увеличение удельного веса сертифицированной по мировым стандартам продукции к 2010 г. до 90 % (с 51,6 % в 2002 г.); производств высоких технологичных укладов с 9 до 35 %. 

      В полном соответствии с предложением независимых экспертов Программа считает необходимым реструктуризировать убыточные производства, прекратить прямое и косвенное субсидирование бесперспективных предприятий, а для трудоустройства освобождающихся людских ресурсов развивать и оказывать государственную поддержку малому бизнесу. Документ предлагает стимулировать реформирование реального сектора, ускорить приватизацию, а на вырученные от нее средства модернизировать перспективные производства, углубить рыночные реформы, снизить налоговую нагрузку за счет сокращения и отмены сборов и отчислений с выручки, переориентироваться с косвенного на прямое налогообложение.

Информация о работе Факторы конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках