Факторы конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – всестороннее рассмотрение факторов конкурентоспособности на макро- и микроуровне и путей ее повышения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:

дать определение понятию «конкурентоспособность предприятия»;
изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность;
изучить методы определения конкурентоспособности;
разработать предложения по повышению конкурентоспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. 4

1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия 4

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность 4

1.3.Методы определения конкурентоспособности

предприятия. 4

3.3. Стратегия развития предприятия 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4

ПРИЛОЖЕНИЯ 4

Работа состоит из  1 файл

конкурентоспособность предприятия и пути её повышени2я.docx

— 77.27 Кб (Скачать документ)

      Разработчики  определили 13 конкурентных преимуществ  Беларуси, на развитие и максимальное использование которых предлагается сделать ставку. Среди них: высокое качество человеческого капитала; низкая цена рабочей силы; развитый научно-технический потенциал; выгодное экономико-географическое положение; наличие конкурентоспособных производств (тракторы, холодильники, телевизоры), магистральных нефте- и газопроводов на территории страны, больших запасов возобновляемых лесных ресурсов и пресной воды, калийных солей и др. Имеется в документе и перечень «точек роста» из 62 промышленных предприятий, названы жизненно необходимые инвестиционные проекты по всем отраслям отечественного хозяйства.

      Обеспечить  конкурентоспособность может только системный подход к решению этой проблемы. Как справедливо указано  в Программе, «недостаточно принять некий "план мероприятий"; ибо в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий. Для этого необходима корректировка нормативных и правовых актов, прогнозных параметров социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом, рассмотрев понятие конкурентоспособности, можно сделать следующие выводы:

     Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции.

     Конкурентоспособность есть результат совокупного воздействия  потребительских и стоимостных характеристик продукции, а также организации деятельности предприятия производителя по сбыту продукции, которая должна соответствовать условиям рынка, конкретным требованиям потребителей по экономическим, качественным характеристикам и по коммерческим условиям реализации.

     Факторы, влияющие на конкурентоспособность,  можно разделить на внешние и  внутренние, а также ценовые и  неценовые.

     Внешние факторы включают в себя:

    • факторы производства;
    • активность конкурентов;
    • факторы спроса;
    • наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;
    • действия правительства и проч.

       К внутренним факторам относятся:  рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.

     Ценовая конкуренция предполагает продажу  продукции по более низким ценам, чем конкуренты.

     К неценовым факторам конкурентоспособности  относятся:

  • Обеспечение качества продукции
  • Торговая марка
  • Организация каналов реализации продукции
  • Реклама
  • Послепродажное обслуживание
  • Новизна продукции.

     Проанализировав методы оценки конкурентоспособности  продукции, можно сделать вывод, что оценка конкурентоспособности  складывается из трех этапов:

    • анализа рынка и выбора наибольшего конкурентоспособного товара - образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности;
    • определение набора сравниваемых параметров двух товаров;
    • расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара.

     Данная  оценка является эффективным средством  в области повышения качества и конкурентоспособности продукции.

     И только после проведенной оценки конкурентоспособности товара принимается  решение о дальнейшей производственно  – сбытовой политике, так как  именно в ходе оценки конкурентоспособности  определяются все сильные и слабые стороны предприятия.

      Анализ  результатов теоретических исследований и приоритетных направлений экономического развития Беларуси позволяет сделать вывод о том, что наиболее важными факторами роста конкурентоспособности Беларуси являются рост доли частного сектора в ВНП и создании новых рабочих мест; внедрение инноваций; разработка политики, нацеленной на защиту потребителей и поддержку конкуренции на рынке; развитие институциональной системы (законодательные и социальные институты) в рыночном направлении; улучшение организации и управления предприятиями; рост производительности труда, особенно в сфере производства; приток капитала на предприятия, включая прямые иностранные и внутренние инвестиции; расширение внутреннего и внешнего рынка. 

     В современных условиях конкурентоспособность  учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования  — важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими  факторами) должен быть широко использован  в процессе перевода белорусской  экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности.

     Необходимо  отметить, что понятие конкурентоспособности  тесно взаимосвязано с концепцией жизненного цикла товара. На различных  стадиях цикла товар имеет различную конкурентоспособность, характерную для данного этапа. Данная взаимосвязь должна учитываться при разработке и реализации инвестиционных проектов: при создании нового товара и проектировании его жизненного цикла необходимо учитывать конкурентоспособность на каждой стадии и строить соответствующие прогнозы прогнозы. Таким же образом необходимо учитывать стадии цикла товара при принятии управленческих решений.

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конкурентоспособность страны, предприятия и товара: научно-методич. пособие / А. С. Головачёв, С. Л. Гарбацевич. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2001.
  2. Экономика предприятия: учебн. пособие в 2-х частях / А. С. Головачёв. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. ч. 2.
  3. Экономика предприятия: учебник для вузов / В. Я. Горфинкель; под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Шванара. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара - http://www.marketing.spb.ru/read/essai/6.htm
  5. Маркетинг, менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер. – Санкт-Петербург: Питер, 1999.
  6. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. – 2-е изд. – Москва: Вильямс, 2001.
  7. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц. – Москва.: Юрайт – М, 2001.
  8. Маркетинговое исследование внешних и внутренних факторов конкурентоспособности фирмы / Млоток Е. / http://www.marketing.spb.ru/read/m3/5.htm
  9. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке / Млоток Е. / http://www.marketing.spb.ru/read/m3/
  10. Управление качеством продукции: учеб. пособие / под ред. Н. И. Новицкого. – Москва: Новое знание, 2002.
  11. Экономика предприятия: учеб.-методич. пособие / Е. С. Русак, Е. И. Сапелкина. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007.
  12. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование / В. Н. Самочкин. – Москва: Дело, 2000.
  13. Экономика предприятия: учебное пособие / Г. З. Суша. 2-е изд. испр. и доп. – Москва: Новое знание, 2005.
  14. В тени Wal-Mart: Учебник по конкурентной борьбе независимого розничного предприятия с сетевым гигантом / Д. Теейлор, Д. Смоллинг Арчер. – Москва: Изд-во Жигульского, 2002.
  15. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Фасхиев Х.А., Попова Е.В. / Маркетинг в России и за рубежом. - 2003.-N 4. - С.53-68
  16. Экономика предприятия / В. Я. Хрипач, Г. З. Суша, Г. К. Оноприенко; под ред. В. Я. Хрипача. – 2-е изд. – Минск: Экономпресс, 2004.
  17. Экономика предприятия. Курс в схемах / Л. А. Чалдаева. – Москва: Юрист, 2003.
  18. Экономика предприятия: учебник / И. Н. Чуев, Л. Н. Чечевицына. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
  19. Конкуренция: Теория и практика: учеб. пособие / А. Ю. Юданов. – 3-изд. – Москва: Гном-Пресс, 2000.
  20. Крылович, И. Взвешивая риски // Белорус. рынок. 2003. № 36.
  21. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Минск: Юнипак, 2004.
  22. Факторы повышения конкурентоспособности экономики Беларуси в современных условиях / Широканов Д. / Журнал международного права и международных отношений, № 2, 2006
  23.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Матрица определения конкурентоспособности  предприятия

   
Конкурентоспособность товара
 
Доля  на рынке
  сильная средняя слабая
низкая + +
средняя +
-
высокая
- -
 
+ - Благоприятная зона для предприятия  по его конкурентоспособности
Зона  риска по конкурентоспособности  предприятия
- - Неблагоприятная зона для предприятия  по его конкурентоспособности
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Критерии  и показатели конкурентоспособности

Критерии  и показатели конкурентоспособности Роль показателя

в оценке

Правило расчета

показателя

1.Эффективность  производственной  деятельности предприятия.
1.1.Издержки  производства на единицу продукции, руб. Отражает эффективность  затрат при выпуске продукции. Валовые издержки/объём  выпускаемой продукции
1.2.Фондоотдача,  тыс. руб. Характеризует эффективность использования основных производственных фондов. Объём выпуск прод./среднегод. стоимость осн. фондов
1.3.Рентабельность  товара, %. Характеризует степень прибыльности производства товара. (Прибыль от  реализации/ Полная себестоимость  продукции) х 100 %
1.4.Производительность  труда, тыс. руб./ чел. Отражает эффективность  организации производства и использования  рабочей силы. Товарная продукция/среднеспис. Численность рабочих
2.Финансовое  положение предприятия.
2.1.Коэффициент  автономии. Характеризует независимость предприятия от заемных источников. Собственные средства предприятия/Общая сумма источников финансирования.
2.2.Коэффициент  платёжеспособности Отражает способность  предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет вероятность банкротства. Собственный капитал/

Общие обязательства

2.3.Коэффициент  абсолютной ликвидности. Отражает качественный состав средств, являющихся источниками  покрытия текущих обязательств. Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги/ Краткосрочные обязательства.
2.4.Коэффициент  оборачиваемости оборотных средств Характеризует эффективность использования оборотных средств. Выручка от реализации продукции/ Среднегодовой остаток  оборотных средств.
3. Эффективность организации  сбыта и продвижения  товара.
3.1.Рентабельность  продаж, %. Характеризует степень прибыльности работы предприятия  на рынке, правильность установления цены товара. прибыль от реализации х 100 %/объём продаж
3.2.Коэффициент  затоваренности готовой продукцией. Отражает степень  затоваренности готовой продукцией. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса. объём нереализованной  продукции/объём продаж.
3.3.Коэффициент  загрузки производственной мощности. Характеризует деловую активность предприятия, эффективность  работы службы быта объём выпуска  продукции/производственная мощность
3.4.Коэффициент  эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта Характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта. прирост прибыли  от реализации/ затраты на рекламу и стимулир. сбыта
4.Конкурентоспособность  товара. Характеризует способность товара удовлетворять  потребности в соответствии с его назначением. Комплексный метод

Информация о работе Факторы конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках