Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, курсовая работа

Описание

В странах с переходной экономикой остро стоит проблема формирования действенной финансовой системы с эффективным механизмом изымания и использования финансовых ресурсов.
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие финансовой системы экономики, основы её построения
1.2. Особенности функционирования финансовой системы в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Общегосударственные финансы
2.2. Финансы субъектов хозяйствования
2.3. Финансы домашних хозяйств
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы
3.2. Мероприятия государственного характера по воздействию на финансовую систему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

финансовая система.docx

— 82.03 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Высшая школа  управления

 

 

                                                                            Кафедра экономики АПК

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Макроэкономика»

НА ТЕМУ: «Финансовая  система Республики Беларусь»  

 

 

                                     Выполнила:

 

 

                                        Руководитель:

 

 

 

 

 

 

Гродно 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 

1.1. Понятие финансовой  системы экономики, основы её  построения

1.2. Особенности функционирования  финансовой системы в Республике  Беларусь

ГЛАВА 2. СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1. Общегосударственные финансы

2.2. Финансы субъектов хозяйствования

2.3. Финансы домашних хозяйств

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

3.1. Взаимосвязь сфер и  звеньев финансовой системы

3.2. Мероприятия государственного  характера по воздействию на  финансовую систему

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  организации финансовой системы  6

1.1 Понятие и характеристика  финансовой системы 6

1.2 Структура финансовой  системы 8

1.3 Звенья финансовой системы  государства 9

1.4 Существующие типы финансовых  систем 12

1.5 Управление финансовой  системой государства 14

 

2. Анализ организации функционирования  финансовой системы Республики  Беларусь 16

2.1 Организация финансовой  системы Республики Беларусь 16

2.2 Оценка эффективности  функционирования финансовой системы  Республики Беларусь 20

 

3. Пути дальнейшего развития  финансовой системы Республики  Беларусь 27

 

Заключение 31

Список использованных источников 33

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ………………………………………………………………………5
  2. Возникновение финансов, их сущность и функции………………………...5
  3. Сферы и звенья финансовой системы……………………………………...12
  4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………...22
    1. Социально – экономическая сущность государственного бюджета и его структура…………………………………………………………………………22
  5. Анализ структуры доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь……………………………………………………………27

3.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………33 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..41

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономику любой страны можно рассматривать  как единое системное образование. Тогда она состоит из ряда систем, тесно взаимодействующих между  собой и таким образом влияющих на всю экономическую ситуацию в  стране, а также на основные макроэкономические показатели. Такие системы формируются  исторически и каждая из них охватывают какую-то часть экономических отношений. В свою очередь, элементы этих систем определяют специфику экономического и политического устройства страны.

С приобретением суверенитета в  Беларуси стали формироваться финансовая, бюджетная, налоговая, банковская, кредитная  системы. На современном этапе каждая характеризуется определенным уровнем  развития, имеет свою структуру и  особенности.

Объектом исследования данной работы является финансовая система Республики Беларусь.

Теория и практика функционирования финансовых систем в зарубежных странах  подтверждает тот факт, что их надежность имеет огромное социально-экономическое  значение для государства. Состояние  финансовой системы затрагивает  материальные интересы почти каждого  члена общества.

В странах с переходной экономикой остро стоит проблема формирования действенной финансовой системы  с эффективным механизмом изымания и использования финансовых ресурсов.

Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.

К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть  структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных  ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.

Данная работа состоит из трех разделов. Первый раздел носит теоретический  характер, а во втором содержится фактический  материал за последние годы по исследуемой  проблеме. Третий раздел посвящен проблемам  и перспективам развития финансовой системы РБ.

В первом разделе работы изложены подходы к определению финансовой системы государства. Приводится структура  финансовой системы большинства  зарубежных стран и Республики Беларусь.

Во втором разделе исследуется  функционирование каждого элемента системы общегосударственных финансов. Приводятся таблицы.

В третьем разделе речь идет о  проблемах, которыми обладает финансовая система РБ на современном этапе. Рассматриваются перспективы благополучного развития финансовой системы.

В конце каждого раздела делаются выводы. 

Анализ литературы, используемой при  написании работы, показывает, что  данной проблеме посвящено достаточно большое количество монографий, учебников, статей. Однако следует отметить недостаточную  разработку этой темы белорусскими авторами. При написании работы автор использовал  большое количество статей по рассматриваемой  теме, статистические данные, информацию с официальных сайтов Министерства финансов, Фонда социальной защиты населения, Национального центра правовой информации, Национальной экономической  газеты.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой  предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система  является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей  его повседневные операции. Хотя структурный  переход от централизованно планируемой  и контролируемой системе к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросам создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим  аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как  самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и не инфляционного национального продукта.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

  • раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
  • охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
  • дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь;
  • проанализировать структуру доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь;
  • раскрыть роль государственного бюджета в регулировании экономики.

 

    1. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ

 

    1. Возникновение финансов, их сущность и функции

 

Финансовая наука длительное время  рассматривала категорию «финансы»  упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемых государством и  другими участниками денежных отношений.

Российская  дореволюционная наука определяла финансы как совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей различных общественных групп. В СССР под финансами понимались денежные ресурсы, сосредоточиваемые  в распоряжении Советского государства  для осуществления его хозяйственно-организационной  и культурно-воспитательной функций, а также функций охраны социалистической собственности и обороны страны.

Большинство экономистов считают, что финансы  возникли в условиях регулярного  товарно-денежного обращения в  связи с развитием государств и его потребностей в ресурсах [1, с.3].

Финансы — категория историческая, так  как имеют стадию возникновения  и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и  изменялись вместе с ним.

На  протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления  расходов денежных средств: на военные  цели, управление, поддержание тех  или иных сфер экономики, социальны  нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных  доходов. На смену натуральным податям  пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому  периоду была свойственна узость финансовой системы, поскольку она  состояла из одного звена — бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено и все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Для государственных  финансов стран с рыночной экономикой был характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, милитаризацией экономики. В конце XIX в. почти во всех странах затраты государства  на военные цели, рост государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также  на содержание государственного аппарата: парламента, министерств и ведомств, полиции, тюрем и др. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.

Резкое развитие финансовых отношений  произошло в XX в., особенно после  Второй мировой войны. Объемы государственных  бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах  произошло огосударствление крупной  части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами  денежных средств, государства стали  оказывать существенное воздействие  на процесс воспроизводства. Расширилась  сфера финансовых отношений. Государство  стало аккумулировать не только ресурсы  бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.

После Второй мировой войны резко расширилась  сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:

  • местные (региональные) финансы;
  • внебюджетные специальные правительственные фонды;
  • финансы государственных предприятий.

Таким образом, можно назвать следующие  предпосылки возникновения финансов:

  1. В Центральной Европе власть монархов была значительно ограничена и, самое главное, произошло отделение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.
  2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
  3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей [11, с. 11].

Как было сказано выше, очень часто в  обыденной жизни финансы отождествляют  с деньгами. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы  существенно отличаются от денег, как  по содержанию, так и по выполняемым  функциям. Деньги — это товар  особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его  особенность состоит в том, что  он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей.

Если  деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы представляют собой экономическую  категорию, характеризующую процесс  образования и использования  доходов, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

К важнейшим  централизованным фондам (применительно  к Беларуси) относятся государственный  бюджет; республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; республиканский  фонд охраны природы; республиканский  фонд социальной защиты населения; инновационный  фонд и др.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь