Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, курсовая работа

Описание

В странах с переходной экономикой остро стоит проблема формирования действенной финансовой системы с эффективным механизмом изымания и использования финансовых ресурсов.
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие финансовой системы экономики, основы её построения
1.2. Особенности функционирования финансовой системы в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Общегосударственные финансы
2.2. Финансы субъектов хозяйствования
2.3. Финансы домашних хозяйств
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы
3.2. Мероприятия государственного характера по воздействию на финансовую систему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

финансовая система.docx

— 82.03 Кб (Скачать документ)

Большое значение имеет повышение  эффективности  государственных расходов и сокращение уровня расходов по отношению к ВВП. Расходы на оборону у нас запланированы на уровне Японии и Швейцарии -- 1,0--1,1% ВВП, но мы пока мало похожи на эти страны, причем не только внешне. Тем более, бюджетные деньги идут просто на содержание армии, питание, но не на покупку вооружений и соответствующей современной техники.

Существенным источником экономии бюджетных средств называется сокращение расходов на государственное управление. Оптимизация структуры государственных  расходов также призвана повысить эффективность  использования бюджетных средств. Предполагается формирование специальной  формы поддержки инвестиционных программ и проектов.

В бюджете на 2008 год сохранилась социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование составила 20,5%, на здравоохранение и социальную политику соответственно 14,8 и 7,6%. Практически не изменился удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт. [13, с.23]

Если сравнивать с серединой 90-х  годов, то удельный вес расходов на образование в ВВП увеличился с 5 до 7%, а расходы на пенсионное обеспечение в ВВП составляли 5,8% при сегодняшнем уровне в 8%. Уровень  расходов на здравоохранение достиг почти 5%. [14, с. 1]

В области социальной политики намечен  ряд приоритетов, на реализацию которых  придется задействовать средства республиканского бюджета. Это ограничение роста  тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 4-5 долларов в год; рост заработной платы работников бюджетной сферы; рост пенсий; рост стипендий; удешевление питания школьников; поддержка детей-сирот, для которых в целях развития семейных форм устройства детей выплаты семьям, взявшим их на воспитание, увеличены на 20%. Большое значение в условиях сложной демографической ситуации имеет реализация государственной программы поддержки семей при рождении третьего ребенка. [14, с. 2]

Бюджетная политика также направлена на сокращение бюджетного дефицита. Основной причиной возникновения дефицита государственного бюджета становится недостаточность  объема финансовых ресурсов для покрытия многочисленных расходов. Особенностью финансового планирования РБ является приоритет в определении расходов. Это означает определение сначала  размера необходимых финансовых расходов по предметно-целевому назначению, а затем изыскание финансовых ресурсов, способных их обеспечить

В бюджетной политике нашего государства  реализуется пассивная форма  дефицита. Это означает, что большая  часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуру, поддержку нерентабельных предприятий  государственного сектора. Это в  большой степени определяет наши трудности по сокращению разрыва  между доходами и расходами. Дефицит  становится управляемым лишь при  соблюдении предельного его размера, производственном характере решающей части расходов и наличии эффективного механизма финансового маневра государственными ресурсами. [6, с.265]

Актуальной остается проблема по снижению задолженности перед бюджетом, а  также весь комплекс мер по ее принудительному  взысканию. Самое пристальное внимание работники налоговых органов  обращают на выявление теневых оборотов и незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также на улучшение качества исковой работы.  

Основной целью ДКП РБ в течение  ряда является защита и обеспечение  устойчивости национальной валюты. Это  осуществляется посредством поддержания  плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля. В рамках формирования предпосылок  для использования российского  рубля на территории РБ динамика обменного  курса белорусского рубля обеспечивается в соответствии с изменением курса  российского рубля. В  качестве контрольного показателя денежно-кредитной политики РБ используется официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю, а в качестве индикативного – курс белорусского рубля к доллару США. [9, с. 17]

Финансовая политика на современном  этапе прошла длительный и тернистый  путь развития. С момента приобретения Республикой Беларусь суверенитета пришлось формировать собственную  бюджетную, налоговую денежно-кредитную  систему. Это было сопряжено с  определенными трудностями, проявившимися  в высоких темпах инфляции, наличии  бюджетного дефицита, в росте внешнего государственного долга, падении темпов производства и снижении уровня жизни. Причины возникших трудностей были многообразны. Одной из них специалисты  называют  игнорирование объективных закономерностей экономического развития республики. За последние годы в области финансовой политики произошли серьезные изменения. Тем не менее, проблема совершенствования финансовой политики с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей государства по-прежнему стоит очень остро.

3. Основные направления  совершенствования финансовой политики  Республики Беларусь

 

Для обеспечения устойчивого роста  экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

Так, в соответствии с основными  направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. бюджетно-налоговая политика в  предстоящем пятилетии будет  направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

Одним из важнейших направлений  налоговой реформы станет упрощение  налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

В целях совершенствования налоговой  системы будут реализованы следующие  мероприятия:

- улучшение налоговой структуры  за счет повышения доли и  значения прямого налогообложения,  применения общепринятых моделей  построения основных налогов  и сборов, пересмотра применяемых  налоговых льгот, расширения налоговой  базы каждого из установленных  налогов и сборов;

- снижение нагрузки на фонд  заработной платы; 

- оптимизация ставок и совершенствования  механизма уплаты страховых взносов  в Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты и отчислений в государственный  фонд содействия занятости;

- повышение стимулирующей роли  таможенной политики;

- выравнивание условий налогообложения  для всех категорий плательщиков  путем оптимизации налоговых  ставок;

- совершенствование системы налогового  администрирования, которое должно  обеспечивать снижение уровня  издержек исполнения налогового  законодательства как для государства,  так и для плательщиков;

- оптимизация соотношения республиканских  и местных налогов и сборов  с ориентацией на повышение  роли и расширение самостоятельности  местных бюджетов за счет увеличения  удельного веса имущественных  налогов и экологических платежей.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах будет направлена на:

- создание условий для полного  и устойчивого выполнения финансовых  обязательств государства и концентрацию  ресурсов бюджета на решении  ключевых задач при одновременном  сокращении неэффективных расходов;

- обеспечение эффективной работы  системы управления государственными  финансами на всех стадиях  бюджетного процесса, включая формирование  новых систем финансовой поддержки  регионов;

- принятие мер по совершенствованию  процедур государственных закупок,  устранению нарушений в данной  сфере. 

Стратегические цели денежно-кредитной  политики в 2006 – 2010 годах – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

Денежно-кредитная политика будет  направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической  политики. Предусматривается также  обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности и обменного курса  по отношению к иностранным валютам.

Основные задачи развития банковской системы страны:

- повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной  базы;

- оптимизация структуры активов  и пассивов банков для увеличения  объемов долгосрочного кредитования  реального сектора экономики  и населения;

- расширение состава и улучшение  качества банковских услуг, развитие  информационных и новых банковских  технологий.

Темпы наращивания денежного предложения  в национальной валюте будут выдерживаться  в соответствии со спросом экономики  на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 году не должен превысить 5 процентов. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.

Продолжится процесс взаимовыгодного  сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных образований.

Важнейшими направлениями ценовой  политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку  экономики, создание условий для  повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и  регулируемых цен.

Основные задачи в области ценообразования:

- сокращение ценовых диспропорций;

- совершенствование механизмов  ценового регулирования, направленных  на создание барьеров для неоправданного  роста издержек и установления  завышенных цен, в том числе  и для субъектов естественных  монополий;

- регулирование внутреннего уровня  цен с учетом цен в сопредельных  странах для защиты экономических  интересов Республики Беларусь.

Антимонопольная политика будет направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:

- предупреждения, ограничения и  пресечения монополистической деятельности  хозяйствующих субъектов и государственных  органов управления;

- пресечения недобросовестной  конкуренции;

- обеспечения правовой защищенности  добросовестной конкуренции;

- содействия развитию конкуренции  на товарных рынках страны;

- контроля за экономической  концентрацией;

- совершенствования регулирования  деятельности естественных монополий;

- приведения антимонопольного  регулирования с учетом открытости  национальной экономики в соответствие  с международными нормами.

Важнейшей задачей в институциональной  области будет развитие системы  институтов, необходимых для мобилизации  финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности  и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения  новых технологий.

Для этого предусматриваются:

- активизация рынка корпоративных  бумаг;

- расширение спектра инструментов  фондового рынка;

- совершенствовование финансовых  услуг, оказываемых небанковскими  институциональными инвесторами  (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые  компании);

- развитие специализированных  небанковских кредитно-финансовых  институтов, способствующих накоплению  и перераспределению капиталов  (институт кредитной кооперации);

- активизация развития системы  финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и  сеть небанковских финансовых  организаций (портфельные фонды,  фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);

- формирование эффективной системы  финансового посредничества в  экономике, что потребует развития  доверия к институтам финансового  посредничества.

Для дальнейшего развития страховой  деятельности необходимо:

- развивать добровольные виды  страхования, включая виды страхования,  относящиеся к страхованию жизни;

- совершенствовать порядок формирования  страховых резервов;

- ввести обязательные виды страхования  в сферах, связанных с наибольшими  рисками, в том числе обязательное  страхование жилых помещений  при ипотечном жилищном кредитном  страховании;

- повысить капиталоемкость страховых  организаций;

- сформировать национальную систему  экспортных кредитов.

Государственная политика поддержки  малого и среднего предпринимательства  будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому  развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской  деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых  городских поселениях и сельской местности.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь