Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, курсовая работа
В странах с переходной экономикой остро стоит проблема формирования действенной финансовой системы с эффективным механизмом изымания и использования финансовых ресурсов.
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие финансовой системы экономики, основы её построения
1.2. Особенности функционирования финансовой системы в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Общегосударственные финансы
2.2. Финансы субъектов хозяйствования
2.3. Финансы домашних хозяйств
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы
3.2. Мероприятия государственного характера по воздействию на финансовую систему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Большое значение имеет повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов по отношению к ВВП. Расходы на оборону у нас запланированы на уровне Японии и Швейцарии -- 1,0--1,1% ВВП, но мы пока мало похожи на эти страны, причем не только внешне. Тем более, бюджетные деньги идут просто на содержание армии, питание, но не на покупку вооружений и соответствующей современной техники.
Существенным источником экономии
бюджетных средств называется сокращение
расходов на государственное управление.
Оптимизация структуры
В бюджете на 2008 год сохранилась социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование составила 20,5%, на здравоохранение и социальную политику соответственно 14,8 и 7,6%. Практически не изменился удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт. [13, с.23]
Если сравнивать с серединой 90-х годов, то удельный вес расходов на образование в ВВП увеличился с 5 до 7%, а расходы на пенсионное обеспечение в ВВП составляли 5,8% при сегодняшнем уровне в 8%. Уровень расходов на здравоохранение достиг почти 5%. [14, с. 1]
В области социальной политики намечен ряд приоритетов, на реализацию которых придется задействовать средства республиканского бюджета. Это ограничение роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 4-5 долларов в год; рост заработной платы работников бюджетной сферы; рост пенсий; рост стипендий; удешевление питания школьников; поддержка детей-сирот, для которых в целях развития семейных форм устройства детей выплаты семьям, взявшим их на воспитание, увеличены на 20%. Большое значение в условиях сложной демографической ситуации имеет реализация государственной программы поддержки семей при рождении третьего ребенка. [14, с. 2]
Бюджетная политика также направлена
на сокращение бюджетного дефицита. Основной
причиной возникновения дефицита государственного
бюджета становится недостаточность
объема финансовых ресурсов для покрытия
многочисленных расходов. Особенностью
финансового планирования РБ является
приоритет в определении
В бюджетной политике нашего государства
реализуется пассивная форма
дефицита. Это означает, что большая
часть бюджетных средств
Актуальной остается проблема по снижению задолженности перед бюджетом, а также весь комплекс мер по ее принудительному взысканию. Самое пристальное внимание работники налоговых органов обращают на выявление теневых оборотов и незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также на улучшение качества исковой работы.
Основной целью ДКП РБ в течение
ряда является защита и обеспечение
устойчивости национальной валюты. Это
осуществляется посредством поддержания
плавной и предсказуемой
Финансовая политика на современном этапе прошла длительный и тернистый путь развития. С момента приобретения Республикой Беларусь суверенитета пришлось формировать собственную бюджетную, налоговую денежно-кредитную систему. Это было сопряжено с определенными трудностями, проявившимися в высоких темпах инфляции, наличии бюджетного дефицита, в росте внешнего государственного долга, падении темпов производства и снижении уровня жизни. Причины возникших трудностей были многообразны. Одной из них специалисты называют игнорирование объективных закономерностей экономического развития республики. За последние годы в области финансовой политики произошли серьезные изменения. Тем не менее, проблема совершенствования финансовой политики с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей государства по-прежнему стоит очень остро.
3. Основные направления
совершенствования финансовой
Для обеспечения устойчивого роста
экономики предусматривается
Так, в соответствии с основными
направлениями социально-
В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.
Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования
- улучшение налоговой структуры
за счет повышения доли и
значения прямого
- снижение нагрузки на фонд заработной платы;
- оптимизация ставок и
- повышение стимулирующей роли таможенной политики;
- выравнивание условий
- совершенствование системы
- оптимизация соотношения
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах будет направлена на:
- создание условий для полного
и устойчивого выполнения
- обеспечение эффективной
- принятие мер по
Стратегические цели денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.
Денежно-кредитная политика будет
направлена на снижение уровня инфляции
с помощью монетарных инструментов
наряду с мерами общей экономической
политики. Предусматривается также
обеспечение устойчивости белорусского
рубля, в том числе его покупательной
способности и обменного курса
по отношению к иностранным
Основные задачи развития банковской системы страны:
- повышение устойчивости банков,
увеличение их капитала и
- оптимизация структуры активов
и пассивов банков для
- расширение состава и
Темпы наращивания денежного
Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных образований.
Важнейшими направлениями
Основные задачи в области ценообразования:
- сокращение ценовых
- совершенствование механизмов
ценового регулирования,
- регулирование внутреннего
Антимонопольная политика будет направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:
- предупреждения, ограничения и
пресечения монополистической
- пресечения недобросовестной конкуренции;
- обеспечения правовой
- содействия развитию
- контроля за экономической концентрацией;
- совершенствования
- приведения антимонопольного
регулирования с учетом
Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.
Для этого предусматриваются:
- активизация рынка
- расширение спектра
- совершенствовование
- развитие специализированных
небанковских кредитно-
- активизация развития системы
финансовых рынков и
- формирование эффективной
Для дальнейшего развития страховой деятельности необходимо:
- развивать добровольные виды
страхования, включая виды
- совершенствовать порядок
- ввести обязательные виды
- повысить капиталоемкость
- сформировать национальную
Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.