Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, курсовая работа
В странах с переходной экономикой остро стоит проблема формирования действенной финансовой системы с эффективным механизмом изымания и использования финансовых ресурсов.
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие финансовой системы экономики, основы её построения
1.2. Особенности функционирования финансовой системы в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Общегосударственные финансы
2.2. Финансы субъектов хозяйствования
2.3. Финансы домашних хозяйств
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы
3.2. Мероприятия государственного характера по воздействию на финансовую систему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджет
страны состоит из двух взаимосвязанных
групп статей: доходных и расходных.
В доходной части бюджета указываются
источники поступления денежных
средств и их количественные параметры.
Основным источником формирования доходной
части бюджета являются налоги с
юридических и физических лиц. В
расходной части
По
размерам доходной и расходной части
государственного бюджета обычно судят
об уровне экономического развития страны
и материальном положении основной
части населения. При составлении
государственного бюджета большое
внимание уделяется сбалансированности
бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали
доходы. В случае если расходная
часть бюджета превышает
В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются также бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны [5, с. 30].
Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.
Внебюджетные
фонды имеют строго целевое назначение
— мобилизация средств для
пенсионного обеспечения, занятости
населения, обязательного медицинского
страхования, развития приоритетных отраслей
экономики и т.д. Формирование внебюджетных
фондов осуществляется за счет обязательных
целевых отчислений предприятий. Основные
суммы отчислений во внебюджетные фонды,
как правило, включаются в состав
себестоимости продукции и
В соответствии
с действующим порядком государственные
целевые и внебюджетные фонды
имеют целевое назначение, что
гарантирует использование
Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах [9, с .205].
Объективная
необходимость существования
Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения [8, с. 307].
Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.
Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.
Особенность
третьей сферы (финансового аппарата)
состоит в том, что он является
частью государственного аппарата, его
нельзя включать в состав финансовых
отношений. Однако финансовый аппарат
оказывает непосредственное воздействие
на финансовые отношения, он организует
их так, чтобы они оказывали
Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.
Необходимо
отметить, что состав и структура
финансовой системы в стране не является
неизменной. По мере развития и совершенствования
экономических отношений в
Каждое звено финансовой системы
представляет собой определенную сферу
финансовых отношений, а финансовая
система в целом — совокупность
различных сфер финансовых отношений,
в процессе которых образуются и
используются фонды денежных средств.
Взаимосвязь каждой сферы и звена
финансовой системы заключается
в том, что они все в совокупности
оказывают серьезное
Подводя итоги главы можно сказать, что
финансы - такая экономическая
категория, которая характеризует процесс
использования, распределения денежных
средств в государстве централизованным
или децентрализованным путём. Финансы
- это экономический инструмент распределения
и перераспределения совокупности общественного
продукта и национального дохода. Это
своеобразное средство контроля за образованием
и использованием фондов денежных средств.
Главное назначение их - путем образования
денежных доходов и денежных фондов обеспечить
не только потребности государства, а
также предприятий, организаций, населения
в денежных средствах, но и обеспечить
контроль за расходом денежных средств.
Финансы как общественные отношения, возникающие
при создании и использовании определенных
фондов денежных средств, отличны друг
от друга, но и вместе с тем имеют некоторые
общие черты, позволяющие объединить их
в отдельные, относительно обособленные
подсистемы. В свою очередь каждую подсистему
образует совокупность групп экономических
(финансовых) отношений, выделенных по
определенному признаку. Все подсистемы
образуют единую финансовую систему. В
самом общем виде финансовая система представляет
собой совокупность и взаимодействие
всех финансовых институтов определенного
государства. Важнейшим звеном финансовой
системы является государственный бюджет.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК
ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Государственный бюджет – неотъемлемая
часть экономического регулирования
государства. В нем заложены основные
элементы экономической жизни общества.
Именно поэтому он имеет такое
важное значение. Обсуждение отдельных
статей этого закона может продолжаться
бесконечно. И если во многих развитых
демократических странах
Бюджет является важным звеном финансовой
системы страны. Отражая содержание
процессов производства и распределения
общественного продукта и национального
дохода, бюджет представляет собой
экономическую форму
В бюджете ежегодно централизуется
часть денежных доходов предприятий
и населения. Аккумулированные средства
распределяются и используются на финансирование
затрат по осуществлению функций
государства. За счет бюджетных средств
удовлетворяются
Различают еще такое понятие, как
«консолидированный бюджет», который
представляет собой совокупность бюджетов
Республики Беларусь или соответствующей
административно-
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.
Министерство
финансов Республики Беларусь и местные
финансовые органы ежегодно составляют
консолидированные бюджеты
Бюджетная политика государства в сжатом выражении – это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета
Более 70 лет бюджетная политика
осуществлялась на основе общих в
Советском Союзе принципов
С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно выделить следующие:
Доходы и расходы бюджета
- это объективно обусловленные
категории, каждая из которых
имеет общественное значение; доходы
служат финансовой базой
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину [16,c. 105].
Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц. Доходы бюджета — понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, так как последние включают в себя дополнительные доходы государственных предприятий и организаций, а также доходы внебюджетных фондов.