Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, курсовая работа

Описание

В странах с переходной экономикой остро стоит проблема формирования действенной финансовой системы с эффективным механизмом изымания и использования финансовых ресурсов.
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие финансовой системы экономики, основы её построения
1.2. Особенности функционирования финансовой системы в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Общегосударственные финансы
2.2. Финансы субъектов хозяйствования
2.3. Финансы домашних хозяйств
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы
3.2. Мероприятия государственного характера по воздействию на финансовую систему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

финансовая система.docx

— 82.03 Кб (Скачать документ)

Бюджет  страны состоит из двух взаимосвязанных  групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются  источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с  юридических и физических лиц. В  расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и  социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной  части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны

По  размерам доходной и расходной части  государственного бюджета обычно судят  об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении  государственного бюджета большое  внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали  доходы. В случае если расходная  часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который  говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения. Государственный  бюджет одновременно является одним  из главных инструментов осуществления  финансовой политики государств. В  последние годы государственный  бюджет все шире используется для  преодоления кризисных явлений  в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий.

В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются также бюджеты отдельных  областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный  бюджет страны [5, с. 30].

Вторым  важным звеном общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение — мобилизация средств для  пенсионного обеспечения, занятости  населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются  в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число  внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

В соответствии с действующим порядком государственные  целевые и внебюджетные фонды  имеют целевое назначение, что  гарантирует использование средств  в полном объеме.

Следующим важным звеном общегосударственных  финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах [9, с .205].

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения [8, с. 307].

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные  и исполнительные органы, которые  наделяются соответствующей компетенцией.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в  соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его  нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат  оказывает непосредственное воздействие  на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное  воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства [12, с. 32].

Состав  финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство  федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет  некоторые особенности. Они состоят  в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует  такое звено, как финансы федеральных  органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между  тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе  финансовой системы Беларуси.

Необходимо  отметить, что состав и структура  финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования  экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с  Россией и другими странами в  составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения.

Каждое звено финансовой системы  представляет собой определенную сферу  финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена  финансовой системы заключается  в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие  на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем  на финансирование многочисленных мероприятий.

Подводя итоги главы можно сказать, что финансы - такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.  
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

 

    1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета и его структура

 

Государственный бюджет – неотъемлемая часть экономического регулирования  государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое  важное значение. Обсуждение отдельных  статей этого закона может продолжаться бесконечно. И если во многих развитых демократических странах обсуждение бюджета обычно привлекает внимание многих людей, то в Республике Беларусь обычно принятие этого закона обычно интересует разве что экономистов.

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий  и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств  удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные  сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и  безопасности государства, фундаментальная  наука и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение  культуру и искусство [14, с. 170].

Различают еще такое понятие, как  «консолидированный бюджет», который  представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей  административно-территориальной единицы  Республики Беларусь.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и  районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.

Министерство  финансов Республики Беларусь и местные  финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно  – территориальных единиц.

Бюджетная политика государства в  сжатом выражении – это выработка  и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению  приоритетов в финансировании государственных  расходов и регулированию дефицита бюджета

Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в  Советском Союзе принципов финансового  планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась  централизованно Министерством  финансов СССР, а значит, мало учитывала  особенности республики.

С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно  иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной  рыночной экономики – со всеми  присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной  политике государства требование служить  эффективным инструментом регулирования  совокупного спроса в зависимости  от текущих экономических условий  и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно выделить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

 Доходы и расходы бюджета  - это объективно обусловленные  категории, каждая из которых  имеет общественное значение; доходы  служат финансовой базой деятельности  государства, расходы – удовлетворению  общегосударственных потребностей.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину [16,c. 105].

Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц. Доходы бюджета — понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, так как последние включают в себя дополнительные доходы государственных предприятий и организаций, а также доходы внебюджетных фондов.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь