Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, курсовая работа

Описание

В странах с переходной экономикой остро стоит проблема формирования действенной финансовой системы с эффективным механизмом изымания и использования финансовых ресурсов.
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие финансовой системы экономики, основы её построения
1.2. Особенности функционирования финансовой системы в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Общегосударственные финансы
2.2. Финансы субъектов хозяйствования
2.3. Финансы домашних хозяйств
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы
3.2. Мероприятия государственного характера по воздействию на финансовую систему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

финансовая система.docx

— 82.03 Кб (Скачать документ)

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

  • налоговые доходы;
  • взносы на государственное социальное страхование;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные поступления.

К налоговым доходам относятся:

- установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы;

-      суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам);

  • пеня;
  • налоговый кредит, отсрочка и (или) рассрочка;
  • проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и (или) рассрочкой;

-   денежные взыскания (штрафы), предусмотренные за нарушение налогового и таможенного законодательства.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы, деятельности;
  • денежные взыскания (штрафы), за исключением тех штрафов, которые относятся к налоговым доходам;

-    прочие неналоговые доходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ структуры доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь

 

В условиях переходной экономики усиливается  роль бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных  отношений. Бюджет становится одним  из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а  бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

Путем бюджетного перераспределения  валового внутреннего продукта формируется  структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные  отношения, направляет, бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней

До 1991г. бюджет Республики Беларусь был  частью бюджета СССР. Но так как первый самостоятельный бюджет на 1991г. был составлен до признания суверенитета республики, то предполагалось отношение с союзным бюджетом (22% налога на прибыль, 30% налога с продаж). Особенностями первого бюджета стало то, что главное назначение бюджета – обеспечение функций государства РБ; в казну РБ начали зачисляться налог с оборота и подоходной налог с населения; появился чрезвычайный налог, налог на импорт, экспорт; также в бюджет стали поступать средства от выкупа акционерами государственной собственности и часть ресурсов фонда государственного страхования [12, с. 69].

В настоящее время в составе бюджета аккумулируются средства всех государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, которые формируют значительную часть его доходов. Данные свидетельствуют, об усилении процессов централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, в связи с включением в него доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов [3, с. 70].

Государственный бюджет состоит  из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют  больше из своих доходов. Структура  доходов непостоянна и зависит  от конкретных экономических условий  развития страны, рыночной конъюнктуры  и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Доходная часть бюджета  Республики Беларусь, как и в странах  с развитой рыночной экономикой, формируется  в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную  казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности  прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой  долей косвенных налогов, которые  в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме  того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в  соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и другие [13, с. 97].

В I полугодии 2008 года в консолидированный  бюджет поступило 30,1 трлн. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Это составило 56,7 процента уточненного плана на 2008 год. Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 40 процентов. При этом 18 процентов всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 27,0 трлн. рублей, или 48,4 процента уточненного годового плана. В результате профицит консолидированного бюджета в I полугодии 2008 года составил 3,1 трлн. рублей, или 5,5 процента к ВВП (в I полугодии 2007 года профицит составил 4,3 процента к ВВП), приложение [12].

Анализ поступлений доходов  свидетельствует о том, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 51,8 процента в первом полугодии 2007 года до 54,4 процента в первом полугодии 2008 года, или на 2,6 п.п., что в значительной степени обусловлено повышением рентабельности реализованной продукции  в экономике, повышением мировых  цен на нефть и нефтепродукты  и расширением налогооблагаемых баз. В частности, удельный вес доходов  от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета  увеличился с 12,2 процента в первом полугодии 2007 года до 16 процентов в первом полугодии 2008 года.

Задолженность по платежам в бюджет (с учетом государственных целевых  бюджетных фондов) по состоянию на 1 июля 2008 года составила 96,9 млрд. рублей (на 1 января 2008 года - 149,5 млрд. рублей). Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,68% на 1.07.2007 г. до 0,22% на 1.07.2008 г., т.е. более  чем в три раза [12].

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств  в ВВП является показатель динамичности доходов, характеризующий воздействие  автоматических и дискреционных  эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за первое полугодие 2008 года динамичность доходов составила 1,05, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в первом полугодии 2007 года динамичность доходов была 1,035).

Расходы консолидированного бюджета  в I полугодии 2008 года профинансированы в сумме 27 019,5 млрд. рублей, в том  числе расходы Фонда социальной защиты населения – 5 970,5 млрд. рублей.

В январе-июне 2008 года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,8% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,9 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 28,8%, охрану окружающей среды – на 17,9%. Общегосударственные расходы сократились на 9,4%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках. [14, c.152]

В результате удельный вес общегосударственных  расходов составил 11,7% всех расходов консолидированного бюджета, расходов по разделам «Национальная  экономика» - 26,1%, «Социальная политика» - 27,5%  Расходы по разделу «Образование» составили 12,3% всех расходов консолидированного бюджета, «Здравоохранение» - 8,5%, «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» – 2,3%.

В расходах консолидированного бюджета  за январь-июнь 2008 года в разрезе  экономической классификации преобладали  текущие расходы – 83,3%, в том  числе на заработную плату рабочих  и служащих и начисления на нее  – 20,2%, субсидии и текущие трансферты – 47,9%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля капитальных расходов составила 16,8%. На финансирование капитальных  вложений в основные фонды приходилось 14,4% всех бюджетных расходов.

Средства консолидированного бюджета  остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в  финансировании инвестиций в январе-июне 2008 года составила 24,3% всех инвестиций в основной капитал вместо 22,7% в январе-июне 2007 года. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за шесть месяцев 2008 года возрос в 1,4 раза по сравнению с тем же периодом 2007 года и составил 120,5 тыс. квадратных метров, или 4,4% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-июне 2007 года – 3,6%) [12].

Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в I полугодии 2008 года сложились на 52% из расходов республиканского бюджета и 48% - расходов местных бюджетов.

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) составили 22 522,3 млрд. руб., или 118,9% (в реальном выражении) к уровню I полугодия 2007 года. Расходы  республиканского бюджета профинансированы в сумме 20 194,6 млрд. руб., что на 18,6% больше, чем в январе-июне 2007 года.

Почти четверть (24,1%) всех поступлений  в республиканский бюджет (без  учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению  с I полугодием 2007 года его объем  увеличился на 19,9% в реальном выражении. В 1,6 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 30,5%. [12]

В январе-июне 2008 года финансирование из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-июня 2007 года. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали расходы по разделам «Социальная политика» - 34%, «Общегосударственные расходы» - 21,2%.

В январе-июне 2008 года доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили  расходы на 1 554,6 млрд. рублей, или 2,8% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 2 327,7 млрд. рублей, или 4,2% ВВП [12].

В целом тенденции в налогово-бюджетной  сфере страны адекватны экономическим  процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

Таким образом, в январе-июне 2008 года доходы республиканского бюджета (без  учета ФСЗН) превысили расходы  на 1 554,6 млрд. рублей, или 2,8% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета  составил 2 327,7 млрд. рублей, или 4,2% ВВП. В целом тенденции в налогово-бюджетной  сфере страны адекватны экономическим  процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

 

  1.  ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

О проведении неэффективной финансовой политики в предыдущие годы свидетельствуют  такие негативные процессы, как наличие  дефицита госбюджета на уровне, превышающем  плановые параметры; покрытие дефицита с помощью эмиссии, что неизбежно  ведет к  росту темпов инфляции; сокращение золотовалютных резервов; наличие большого числа убыточных и малорентабельных предприятий; рост доли теневой экономики; утечка капиталов.

Согласно основным нормативным  документам перед бюджетно-налоговой  политикой в период 2006 – 2010 гг. стоят  цели обеспечения устойчивого экономического роста, снижения налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширения экспорта и повышение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних  рынках [9, с. 129].

Бюджетная политика в 2006-2010 гг. направлена на инвестирование бюджетных средств  в развитие экономики и социальной сферы. Наблюдается общая тенденция  роста  доходов и расходов. Большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов.

По результатам первого полугодия 2008 года уровень выполнения плана  доходов оказался на 5,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный период 2007 года. За этот период в республиканский бюджет поступило 6016,4 млрд. руб. доходов (без учета средств ФСЗН), или 101,7% к плану первого полугодия и 51,1% годового плана. [10, с.2]  Но существует парадокс, который проявляется в том, что в цифрах жизнь улучшается, а действительность этого не демонстрирует.[11, с.3]

Одной из главных экономических  задач современного этапа является  поиск резервов увеличения доходной части бюджета  за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов, так как традиционные налоговые источники нельзя увеличивать бесконечно. Такими источниками в 2008 году стали: часть прибыли НБ РБ; доходы за пользование банками средств республиканского бюджета; доходы по бюджетным займам; доходы на доли акций, находящихся в республиканской собственности; часть прибыли республиканских унитарных предприятий; доходы от конфискованного имущества; доходы СЭЗ. [12, с.3]

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь