Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, курсовая работа

Описание

В странах с переходной экономикой остро стоит проблема формирования действенной финансовой системы с эффективным механизмом изымания и использования финансовых ресурсов.
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие финансовой системы экономики, основы её построения
1.2. Особенности функционирования финансовой системы в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Общегосударственные финансы
2.2. Финансы субъектов хозяйствования
2.3. Финансы домашних хозяйств
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы
3.2. Мероприятия государственного характера по воздействию на финансовую систему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

финансовая система.docx

— 82.03 Кб (Скачать документ)

Для этого предусматриваются:

- комплексное совершенствование  нормативной правовой базы, регулирующей  деятельность субъектов малого  предпринимательства;

- обеспечение координации деятельности  государственных органов и общественных  организаций по оказанию поддержки  малому и среднему предпринимательству;

- создание благоприятных условий  для доступа субъектов малого  предпринимательства к кредитно-финансовым  ресурсам, включая дальнейшее развитие  механизмов микрофинансирования,  упрощение процедуры получения  микрокредитов, внедрение механизмов  гарантирования возврата микрокредитов,  а также к материально-техническим  и информационным ресурсам, научно-техническим  разработкам, новым и высоким  технологиям;

- дальнейшее расширение и совершенствование  системы подготовки и переподготовки  кадров для предпринимательства;

- активизация производственной, инновационной,  инвестиционной, внешнеэкономической  деятельности и наращивание экспортного  потенциала субъектов малого  предпринимательства на основе  повышения уровня конкурентоспособности  производимой ими продукции;

- организация взаимодействия малых  производственных предприятий с  крупными путем развития кооперативных  связей.

Прогнозируется, что к 2010 году доля валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП достигнет 20 - 22 процентов.

Планирование, прогнозирование и  программирование – важный элемент  управления экономики и социальных процессов. Они используются для  предопределения рациональных пропорций  в развитии экономики, изменений  за конкретный период темпов роста  отдельных отношений, звеньев хозяйств. [11, c. 87]

Для финансового планирования это  деятельность по сбалансированности и  пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность – это оптимальные  соотношения между финансовыми  ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися  в руках государственных субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной  дохода до уплаты налогов и после  уплаты по предприятиям, отраслям и  регионам.

Финансовое планирование – составная  часть народнохозяйственного планирования, которая базируется на показателях  плана социально-экономического развития страны. Система финансовых планов отражает особенности форм и методов  образования и использования  денежных средств. Главный объект финансового  планирования – это звенья финансов, получающие в плане количественное выражение.

Движение средств денежного  фонда выражается и закрепляется в финансовых планах, которые являются единой системой. Центральное место  в системе финансовых планов принадлежит  бюджетному плану, где отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов. Движение внебюджетных фондов отражается в сметах доходов и расходов. Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного  воспроизводства и регулирования  денежного обращения занимает сводный  государственный баланс государства, то есть баланс финансовых ресурсов, а  также баланс доходов и расходов каждого субъекта Республики Беларусь. Эти документы разрабатываются  Министерством экономики при  участии Министерства финансов. В  балансе отражаются формирование и  использование ресурсов. планируемых  в составе бюджетного и внебюджетного  фонда, фонда страхования, кредитных  фондов предприятий и организаций  и денежных средств граждан.

Финансовое прогнозирование –  предвидение возможного финансового  положения государства и обоснование  показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть на 5-10 и более лет. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов и  вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Цель финансового прогнозирования  – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использование  в прогнозном периоде. Прогнозы позволяют  органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования  системы финансов, форм и методов  реализации финансовой политики.

Финансовое программирование –  метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены и четко  сформированы цели и средства их достижения. Финансовое программирование предполагает установление приоритетов государственных  расходов по направлениям; повышение  эффективности расходов негосударственных  средств; прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного  варианта. Финансовые программы используются в развитых странах с 60-ых гг. Их суть – составление пятилетних "скользящих" плановых расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. При этом показатели передвигаются, скользят по 5-летней шкале на год. Планируемые  показатели первого года являются директивными, остальные – ориентировочными. В  Республике Беларусь используются целевые  комплексные программы, представляющиеся в систему научно-исследовательских организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.

Заключение

 

Финансовые системы возникли с  зарождением классового общества и  развивались как часть политической, социальной и экономической системы  государства.

История экономического развития и  финансов показывает, что в периоды  относительного благополучия и устойчивого  развития государства для оживления  деловой активности используют либеральный  подход, а в периоды кризисов и  возрастания социальной напряженности  усиливается роль государства, государственных  финансов в социальных и экономических  преобразованиях.

Действующий финансово-кредитный  механизм не в полной мере способствует становлению и развитию производств, эффективному использованию финансовых ресурсов. Кризис финансовой системы  РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня.

Программа оздоровления экономики  и финансов предприятий, снижение их платежеспособности может быть решена только совместными усилиями предприятия  и государства. Многое зависит от эффективности работы самих предприятий, т.е. наращивание объема производства дешевой и качественной продукции  для завоевания рынка, применения интенсивных  технологий. Внедрение высокоэффективных  технологий позволяет повысить производительность труда, снизить затраты на единицу  продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы. Интенсификация производства должна обеспечит опережающий  рост окупаемости инвестиций и затрат выхода продукции, т.к. при несоблюдении данного условия теряется ее смысл. В условиях рынка организация  производственной деятельности субъектов  хозяйствования осуществляется методом  финансирования, т.е. за счет выручки  от реализации продукции вносятся платежи  в бюджет, возмещаются производственные затраты, погашаются ссуды, финансируется  прирост оборотных средств и  т.д., т.е. обеспечивается расширенное  воспроизводство предприятия.

Можно назвать следующие основные направления использования финансов в оздоровлении экономики:

1) принята антикризисная программа  в РБ – финансирование некоторых  отраслей начинается на приоритетных  началах. В РБ сформированы  основные направления использования  финансирования в оздоровлении  экономики. Они базируются на  комплексном взаимодействии ценообразования  с прямым бюджетом финансирования, налоговой и таможенной политикой,  кредитованием и др. финансовыми  рычагами;

2) возрастает значение цены как  основы осуществления предприятием  хозрасчетной деятельности, поскольку  большая часть финансовых ресурсов  формируется за счет выручки;

3) реальное распределение средств  централизованного финансирования  в условиях их дефицита по  направлениям использования осуществляется  с учетом приоритетного развития  отраслей производства;

4) важный финансовый регулятор  рыночной экономики – налоговый  механизм.

В заключение следует отметить, что Республика Беларусь переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Государственная власть —  это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь. От того, какие критерии и приоритеты будут положены в основу оценки эффективности функционирования созданной системы, зависит будущий успех.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы.

Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании  определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие  черты, позволяющие объединить их в  отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп  экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Разработка и последовательная реализация мер направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, целенаправленное управление размером бюджета позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.

Главное назначение доходов  – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные  потребности. Назначение доходов также  – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие  формы финансовых взаимоотношений  с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые  бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование  всех ресурсов, увеличение поступлений  в бюджет.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. Формой проявления этих экономических  отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом  распределения стоимости общественного  продукта между различными участниками  воспроизводственного процесса, а с  другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходная часть бюджета  Республики Беларусь, как и в странах  с развитой рыночной экономикой, формируется  в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную  казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности  прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой  долей косвенных налогов, которые  в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. В настоящее время приоритетными  направлениями бюджетных расходов являются здравоохранение, охрана окружающей среды, жилищные и коммунальные услуги, социальная политика, преодоление последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Экономическая группировка  бюджетных расходов по их общественному  назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную  и др.

Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным  финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений, прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует практически полностью заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов. Это позволит реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от которых, безусловно, зависят последующие доходы бюджета.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь