Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание

Поэтому целью курсовой работы является рассмотрение структуры финансовой системы Российской Федерации, в частности проанализировать состояние финансового рынка.
Задачи:
- Рассмотреть понятие финансовой системы и основные финансовые категории
- Рассмотреть основные денежные фонды и денежные потоки
- Рассмотреть основные функции финансовой системы
- Рассмотреть структуру финансовой системы РФ

Содержание

Введение
1. Финансовая система: понятие и структура
1.1 Финансовые категории, финансовые звенья, финансовые сферы
1.2 Денежные фонды и денежные потоки
1.3 Функции финансовой системы
2. Финансовая система Российской Федерации
2.1 Централизованные публичные финансы
2.2 Децентрализованные финансы
2.3 Анализ финансовых рынков Российской Федерации
2.3.1 Рынок государственных ценных бумаг (федеративные бумаги)
2.3.2 Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
2.3.3 Рынок корпоративных облигаций
2.3.4 Фондовый рынок
Заключение
Список использованной литературы и источников

Работа состоит из  1 файл

финансовая система 2.doc

— 900.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, финансовая система, по мнению В.М. Родионовой, имеет следующий вид. (рис. 2).[14]

Большинство представителей российской школы финансов при­держиваются данной позиции, лишь некоторым образом модифицируя ее.

Так, О.А. Полякова, развивая идеи школы В.М. Родионовой, следующим образом определяет финансовую систему: «Финансовая система — это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, которая имеет следующий вид» (рис. 3).

Рис. Сферы и звенья финансовой системы России[15]

Рис. 3. Сферы и звенья финансовой системы[16]

 

Она придерживается расширительной трактовки взаимосвязи между звеньями финансовой системы и переносит эмерджентные свойства системы как таковой. В финансовой системе страны выделяется несколько сфер. При этом в разных источниках количество выделяемых сфер варьируется от двух до четырех.

Современная финансовая система РФ состоит из:

- финансов предприятий, государства и населения;

- государственного бюджета;

- внебюджетных фондов (Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);

- государственного кредита;

- фондов страхования.

Финансы предприятий - это совокупность денежных отношений, связанная с формированием, использованием децентрализованных денежных фондов в результате кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы.

Финансы государства - это совокупность денежных отношений, которые проявляются в формировании и использовании в централизованных денежных фондах в целях удовлетворения общественных потребностей.

Финансы населения - совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджета домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, вторичное - образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределение и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающейся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача и пр.). Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне.[17]

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Главными источниками финансирования являются налоги (75%) и пошлины (25%). Государ­ственный бюджет является центральным звеном финансовой систе­мы и выступает основным финансовым планом страны. Он представляет собой форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.

Переход к рыночной экономике, структурная перестройка народ­ного хозяйства, перевод предприятий на принцип самофинансирова­ния существенно отражаются на финансовой политике государства.

Изменились принципы построения государственного бюджета. Здесь действуют два основных фактора. Первый из них состоит в том, что хозяйствующие звенья в экономике даже в государственном секторе обладают самостоятельностью, они связаны с центральной финансовой системой экономическими «узами», выплачивая нало­ги и производя отчисления. Основной формой платежей выступает налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. В государствен­ный бюджет поступают платежи, взимаемые с торговых организаций доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги с населения и другие платежи и поступления.

Второй фактор - государства СНГ выступают ныне суверен­ными. Это обусловило то, что всей доходной частью бюджета они распоряжаются по своему усмотрению, в их ведении находятся средства, поступающие от внешнеэкономической деятельности.

Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях:

- Функция перераспределения национального дохода. Через госбюд­жет происходит перераспределение более половины националь­ного дохода и ¾ денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять обще государственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социаль­ного развития страны.

- Функция вмешательства в процесс воспроизводства, посредством которого государство поддерживает отдельные отрасли нацио­нальной экономики.

- Осуществление государственной социальной политики, направ­ленной на поддержание социальной справедливости в обществе.

- Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

- Содержание аппарата управления.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического разви­тия государства, его административно-территориального устрой­ства, принципов функционирования экономической системы и дру­гих факторов.

Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние, как объем национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством.

Главной задачей госбюджета является оптимальное расходова­ние централизованных финансовых ресурсов и реализация, таким образом финансовой политики государства. Расходная часть гос­бюджета предназначена для финансирования общегосударственных инвестиционных, экономических программ, развития производственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, бюджетные средства направляются в виде кредитов, субсидий и других для финан­совой поддержки фермерских хозяйств, жилищного строительства, наукоемких фирм и т.д. Госбюджет финансирует непроизводствен­ную сферу (образование, медицинское обслуживание, противо­эпидемические мероприятия, культурные и другие социальные программы), а также внешнеэкономические и военные нужды.[18]

Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет, за счет целевых налоговых отчислений.

Государственный кредит - это непосредственно кредит, продажа облигаций и других ценных бумаг.

Фонды страхования - это фонды, формируемые для осуществления социального, имущественного, личного страхования и страхования вкладов.

Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы.

Состав финансовой системы РФ представлен на рис. 4

 

Рис. 4. Сферы и звенья финансовой системы[19]

 

Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).

Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970-1990 гг., концентрировалось 52-50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в местных бюджетах.

 

2.1 Централизованные публичные финансы

 

Централизованные публичные финансы - это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральные, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

Действующая бюджетная система РФ, как и любого федеративного государства, - трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (по Бюджетному кодексу РФ - муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений). Бюджеты - финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.[20]

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.[21]

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств, для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ.

В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г., и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.[22]

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший - Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, призванный обеспечить охрану здоровья населения.[23]

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты - местными органами самоуправления.

 

2.2 Децентрализованные финансы

 

Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.).

Выполнение этих принципов определяет, стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации