Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание

Поэтому целью курсовой работы является рассмотрение структуры финансовой системы Российской Федерации, в частности проанализировать состояние финансового рынка.
Задачи:
- Рассмотреть понятие финансовой системы и основные финансовые категории
- Рассмотреть основные денежные фонды и денежные потоки
- Рассмотреть основные функции финансовой системы
- Рассмотреть структуру финансовой системы РФ

Содержание

Введение
1. Финансовая система: понятие и структура
1.1 Финансовые категории, финансовые звенья, финансовые сферы
1.2 Денежные фонды и денежные потоки
1.3 Функции финансовой системы
2. Финансовая система Российской Федерации
2.1 Централизованные публичные финансы
2.2 Децентрализованные финансы
2.3 Анализ финансовых рынков Российской Федерации
2.3.1 Рынок государственных ценных бумаг (федеративные бумаги)
2.3.2 Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
2.3.3 Рынок корпоративных облигаций
2.3.4 Фондовый рынок
Заключение
Список использованной литературы и источников

Работа состоит из  1 файл

финансовая система 2.doc

— 900.50 Кб (Скачать документ)

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Особое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.[24]

 

2.3 Анализ финансовых рынков Российской Федерации

 

Российская структура финансового рынка, отражаемая в инфор­мационном блоке инфраструктуры финансовой системы, представ­лена рынком ценных бумаг и рынком денег.

2.3.1 Рынок государственных ценных бумаг (федеративные бумаги)

 

В Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 143) к ценным бумагам относится: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, кредитная и депозитная карты, бан­ковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые за­конами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг, в то время как фондовый рынок в качестве элемента рынка ценных бумаг представлен только следующими цен­ными бумагами: акциями и срочными контрактами.[25]

Правительство России начало разрабатывать возможность заемного финансирования дефицита государственного бюджета в 1992 г. Задача создания системы заемного финансирования была крайне актуальна в рамках программы финансовой стабилизации и трансформации экономики. Поскольку доверие населения к государству после периода высокой инфляции было подорвано, программа развития рынка заимствований ориентировалась на коммерческие банки. Первый аукцион по размещению государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) прошел 18 мая 1993 г., в нем принимал участие всего 21 банк, среди которых был АКБ «Международная финансовая ком­пания» (Банк МФК). В 1993-1994 гг. на рынке доминировали 3- и 6-месячные облигации, поскольку в условиях высокой инфляции более долгосрочные вложения не выглядели привлекательными. Облигации федерального займа (ОФЗ) появились на рынке через два года, в июне 1995 г., и отличались наличием купонных платежей и более длительными сроками обращения.

Современный российский рынок государственного долга с момента его создания обладал передовой инфраструктурой, созданной на базе Московской межбанковской валютной биржи. Принципы торговли (анонимное автоматическое удовлетворение встречных заявок), расчетов (поставка против платежа, расчеты в день совершения сделки), проведения аукционов и погашения облигаций соответ­ствовали высоким мировым стандартам. В качестве модели проведения аукционов по размещению государственных облигаций была избрана система, принятая в большинстве экономически развитых государств мира. В подаваемых заявках дилеры от имени инвесторов и от своего имени указывают объем и цену приобретения пакета бумаг, выстав­ляемых на аукцион, и после определения эмитентом «цены отсечения» удовлетворяются все заявки по указанной цене или выше ее. При этом только так называемые неконкурентные заявки удовлетворяются по единой цене, совпадающей со средневзвешенной ценой удовлетворенных конкурентных заявок, а все принятые конкурентные заявки выполняются по указанным в них ценам.

Если на первом этапе функционирования рынка все дилеры имели одинаковый статус, то в 1996 г. была создана система так называемых первичных дилеров. Первичные дилеры были призваны повысить ликвидность рынка и стабилизировать котировки долговых инстру­ментов. В их обязанности входили поддержание двусторонних (на продажу и покупку) инструментов с определенным спредом и выкуп определенной доли новых выпусков облигаций. Преимущественное положение первичных дилеров определялось возможностью проводить операции обратного выкупа (РЕПО) с Центральным банком с исполь­зованием государственных бумаг, а также более благоприятными усло­виями участия в аукционах (через подачу «неконкурентных заявок).

На начальном этапе развития рынка участие нерезидентов в аук­ционах и торгах не допускалось. Однако с начала 1996 г. рынок по­степенно был открыт для зарубежных инвесторов. Им были разрешены операции с использованием специальных счетов типа «С». Цент­ральный банк стремился проводить процесс его либерализации крайне осторожно, поэтому в течение долгого времени существовали (но постепенно смягчались) ограничения на репатриацию средств нере­зидентов и требования к нерезидентам и коммерческим банкам хеджировать валютные риски с помощью ЦБ. Используя этот ин­струмент. Центральный банк мог устанавливать целевые уровни доходности операций для нерезидентов. В современных условиях либерализация этого рынка продолжается.

Таким образом, рынок ГКО-ОФЗ включает:

- государственные краткосрочные обязательства (ГКО) — это дис­контные облигации Министерства финансов РФ, номинированные в рублях. Доход инвестора по этим бумагам формируется как разница между ценой покупки и ценой продажи или погашения облигаций;

- облигации федерального займа (ОФЗ) – это купонные облигации Министерства финансов РФ, номинированные в рублях, с квар­тальным и полугодовым купонами. Порядок и условия выпуска ОФЗ установлены Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ, в соответствии с которыми ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме и числятся в Национальном депози­тарном центре (НДЦ) в виде записи на счетах депо клиента. Но­минальная стоимость облигаций федерального займа составляет 10 и 1000 руб. Доход по ОФЗ формируется в виде разницы цены покупки-продажи и накопленного купонного дохода (НКД), выплачиваемого раз в три месяца, раз в год или раз в полугодие в зависимости от условий выпуска. Обращение облигации проис­ходит только в виде операций купли-продажи на ММВБ.

В настоящее время (с 2009 г.) ГКО на рынке не обращаются. МФ РФ их не выпускает, а ранее выпущенные облигации погашены. ОФЗ обращаются в секции государственных ценных бумаг ММВБ.[26]

Данный рынок имеет стандартизованные общие сведения о госу­дарственных ценных бумагах, представленных на рынке ГКО-ОФЗ (табл. 2.1 и рис. 5).

Таблица 2.1

 

По итогам 2008 г. объем государственного внутреннего долга Рос­сийской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 4.05 % ВВП (1421,44 млрд руб.) (табл. 2.2).

Кроме внутреннего долга, в Российской Федерации сформировался и внешний долг, определяемый выпуском облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) различных выпусков. На конец 2008 г. объем государственного внешнего долга (органов госу­дарственной власти и органов денежно-кредитного регулирования) составил 42.7 млрд руб., что свидетельствует об уменьшении государ­ственного долга на 7.9 % по отношению к началу 2008 г. (поданным ЦБ РФ). Он представлен процентными документарными облигациями на предъявителя.

Рис. 5. Динамика объема операций на рынке ОФЗ (млрд руб.) по фактической стоимости

 

Таблица 2.2

 

Отметим некоторые современные тенденции развития рынка внешнего федерального долга.

Ситуация на рынке валютных облигаций по большинству торгу­емых бумаг характеризуется сменой низкой и более сильной волатильности на протяжении 2008 г. на фоне усиления влияния мирового финансового кризиса. В частности, на конец декабря 2008 г. доход­ность бумаг 7-го транша ОВВЗ составила 4.65% годовых (5,20% на начало года). Динамика доходности 5-го транша ОВВЗ показала более явно выраженную понижательную тенденцию до момента его пога­шения 14 мая 2008 г. Внешэкономбанком (выступающим в качестве платежного агента и обслуживающего депозитария Минфина России).

Таким образом, после погашения 5-го транша ОВВЗ в обращении остался один выпуск ОВВЗ - 7-й транш ОВВЗ в объеме 1,75 млрд долл. со сроком погашения 14 мая 2011 г.

В свою очередь, доходность RUS-30 за год, наоборот, выросла с 5,49 до 9.90% годовых. RUS-28- с 5,82 до 10,99% годовых. RUS-10 - с 5.48 до 7.71% годовых. А доходность к погашению по бумаге RUS-10 на конец декабря, наоборот, уменьшилась и показала отрицательное значение (-1,65% годовых).

Основными негативными факторами для рынка на протяжении 2008 г. были резкое ухудшение состояния долгового рынка США, усиление инфляционных процессов в американской экономике, спад на мировых финансовых рынках, существенное снижение цен на нефть на мировом рынке во второй половине года, являющихся одним из основных факторов стабильности российской экономики, сни­жение агентствами Standard& Poor's, Filch Raring и Moody's рейтингов России, дефицит рублевой ликвидности.

В 2009 г. ситуация несколько улучшилась, благоприятное воздей­ствие на ситуацию оказали преодоление российской экономики дефицита рублевой ликвидности в результате антикризисных мер правительства и восстановление странового рейтинга России меж­дународными рейтинговыми агентствами.

 

2.3.2 Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

 

Рынок субфедеральных и муниципальных заимствований состоит из двух основных секторов: банковских кредитов и долговых ценных бумаг (облигаций). Начав свое формирование еще в 1992 г., рынок субфедеральных и муниципальных заимствований в условиях эко­номического роста достиг пика в 2003 г. и продолжает активно раз­виваться и в условиях финансового кризиса, модифицируя соответ­ствующие ему инструменты внешнего и внутреннего долга (табл. 2.3).

Величина накопленного долга консолидированного регионального бюджета по осуществляемым заимствованиям увеличилась в 2008 г. до 118 049,2 млн руб., или 0.29% ВВП. Внешняя задолженность ре­гиональных консолидированных бюджетов сократилась на 559,0 млн руб., внутренняя - возросла на 118 608.2 млн руб.

Таблица 2.3

 

Общий объем заимствований регионального консолидированного бюджета в 2008 г. составил 409 669,4 млн руб.. из них внешних - 591,0 млн руб. Единственным регионом - получателем внешних займов в 2008 г., как и в 2007 г., стала Республика Башкортостан. В соответствии с российским законодательством (Бюджетный кодекс РФ) внешние заимствования осуществляются Федерацией, а для регионов они ограничены и предоставляются с уведомления Минис­терства финансов РФ. Суммарный объем внутренних заимствований регионов и муниципалитетов составил 409 078.4 млн руб. Крупней­шими заемщиками на внутреннем рынке в 2008 г. стали: Москва — 96,3 млрд руб.; Московская область - 91,7 млрд руб.; Омская об­ласть - 34.6 млрд руб.: на эти регионы суммарно пришлось 54.4% заимствований. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. объем внутренних заимствований в номинальном выражении вырос на 146.8 млрд руб., или на 35,3%.

В общем объеме внутренних заимствования консолидированного регионального бюджета на эмиссию ценных бумаг пришлось 43.7% на ссуды из вышестоящих бюджетов - 5,0%, на прочие заимствования (в первую очередь банковские кредиты) - 51,4%.

Следует отметить, что в 2008 г. более чем на 12 п.п. повысился уровень секьюритизации заимствований субъектов Российской Федерации, составив 51,9% заимствований, в то же время более чем на 5 п.п. сократился уровень секьюритизации заимствований муни­ципальных образований. В условиях преобладания в структуре заим­ствований консолидированного регионального бюджета заимство­ваний субъектов Федерации (344,0 млрд руб. по сравнению с 65.1 млрд руб. заимствований муниципальных образований) уровень секьюритизации регионального консолидированного бюджета повысился более чем на11 п.п., достигнув 43,75 (табл. 2.4).

Структура накопленного долга демонстрирует тенденцию значи­тельного изменения, доля возвратных ссуд из бюджетов другого уровня сокращается, доля облигаций и других заимствований растет (см. табл. 2.4).

Таблица 2.4

 

2.3.3 Рынок корпоративных облигаций

 

Российский рынок корпоративных облигаций практически сфор­мировался только в 1999-2000 гг., тогда как соответствующие западные рынки имеют вековую историю. Однако даже за этот короткий период отечественный рынок проделал путь от весьма узкой и низко-ликвидной площадки до структуры, способной достаточно успешно удовлетворить потребности российских предприятий в капитале.

Таким образом, в современных условиях рынок корпоративных облигаций приобретает все большее значение как источник инвес­тиционных ресурсов.

Однако, несмотря на очевидные успехи, масштабы российского рынка корпоративных облигаций по сравнению с рынками развитых стран выглядят достаточно скромно. Так, ведущие европейские страны и Япония в 30-50 раз опережают Россию по объему корпоративных облигаций в обращении. Отечественный рынок можно пока сопо­ставить лишь с рынками развивающихся стран, таких как Аргентина, Бразилии, Индия, и с рынками стран Восточной Европы, в том числе Чехии и Венгрии.

Одной из важнейших тенденций в развитии облигационного рынка российских эмитентов сегодня является перераспределение объемов эмиссий в пользу внешнего сектора - рынка еврооблигаций (табл. 2.5).

Таблица 2.5

 

Объем внутреннего рынка корпоративных облигаций (т.е. суммарная номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в обра­щении) в течение 2008 г. увеличивался и даже в декабре - в период острой фаты финансового кризиса - достиг максимальной та рас­сматриваемый период величины (1666,5 млрд руб.). Однако такая, на первый взгляд, позитивная тенденция явилась следствием актив­ности на долговом рынке в первой половине 2008 г., когда было за­регистрировано и размещено достаточно большое количество выпусков облигаций.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации