Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание

Поэтому целью курсовой работы является рассмотрение структуры финансовой системы Российской Федерации, в частности проанализировать состояние финансового рынка.
Задачи:
- Рассмотреть понятие финансовой системы и основные финансовые категории
- Рассмотреть основные денежные фонды и денежные потоки
- Рассмотреть основные функции финансовой системы
- Рассмотреть структуру финансовой системы РФ

Содержание

Введение
1. Финансовая система: понятие и структура
1.1 Финансовые категории, финансовые звенья, финансовые сферы
1.2 Денежные фонды и денежные потоки
1.3 Функции финансовой системы
2. Финансовая система Российской Федерации
2.1 Централизованные публичные финансы
2.2 Децентрализованные финансы
2.3 Анализ финансовых рынков Российской Федерации
2.3.1 Рынок государственных ценных бумаг (федеративные бумаги)
2.3.2 Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
2.3.3 Рынок корпоративных облигаций
2.3.4 Фондовый рынок
Заключение
Список использованной литературы и источников

Работа состоит из  1 файл

финансовая система 2.doc

— 900.50 Кб (Скачать документ)

В IV квартале 2008 г. индекс российского рынка корпоративных облигаций IFX-Cbonds снизился до минимального с середины 2006 г. уровня, а само сокращение в относительном выражении стало ре­кордным с момента начала его расчета. На конкурсе по определению ставки купонного дохода в январе - феврале 2008 г. доходность устанавливалась на уровне 9-11% годовых, тогда как в ноябре — декабре 2008 г. — уже как минимум 13-14%. На вторичном рынке средневзве­шенная эффективная доходность облигаций за 2008 г. возросла более чем в 2,5 раза и к концу года составляла более 20%. В 2009 и 2010 гг.  ситуация несколько иная, что вызвано последствиями кризиса (рис. 6).

Рис. 6. Динамика объема первичного размещения корпоративных облигаций

 

К наиболее активным участникам данного рынка, продолжившим эмиссию облигаций в условиях финансового кризиса, относятся следующие компании: ОАО «СИ БУР Холдинг» (четыре серии обли­гации на общую сумму 120 млрд руб.); ОАО «Российские железные дороги» (три серии облигаций на сумму 50 млрд руб.): ОАО «Мо­бильные ТелеСистемы» (три серии облигаций на сумму 30 млрд руб.); ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (три серии облигаций на сумму 20 млрд руб.).

В современной ситуации структура эмиссии некоторым образом изменилась (рис. 7)

 

Рис. 7. Структура вторичных торгов корпоративными облигациями

 

Мировой финансовый кризис инициировал внесение определенных поправок в российское законодательство о ценных бумагах. В част­ности, 30 декабря 2008 г. были внесены изменения в ст. 27.5.2 Феде­рального закона от 22 апреля 1996 г.. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[27], касающиеся особенностей эмиссии и обращения биржевых облигаций. Согласно принятым изменениям был существенно расширен круг эмитентов, которые могут выпустить в обращение биржевые обли­гации: если раньше эмитентами таких облигаций могли выступать только открытые акционерные общества, акции которых включены в котировальный список фондовой биржи, осуществляющей допуск таких облигации к торгам, то сейчас - хозяйственные общества, государственные корпорации или международные финансовые ор­ганизации, если в котировальный список фондовой биржи, осуще­ствляющей допуск таких облигаций к торгам, включены акции и (или) облигации указанных эмитентов.

В настоящее время большинство эмитентов на рынке корпоративных облигаций являются обществами с ограниченной ответственностью, которым до внесения вышеуказанных изменений в законодательство был недоступен такой долговой ин­струмент, как биржевые облигации.

Подводя итоги развития этого рынка на 2010 г., следует отметить, что удивительным явлением 2000-х гг. было стремительное развитие рынка рублевых облигаций. Капитализация рынка рублевых корпо­ративных облигаций выросла с 0,6 трлн руб, в 2000 г. до 4,9 трлн руб. в 2009 г., или в 8,2 раза. Из всех рублевых облигаций наиболее быстро рос рынок корпоративных облигаций. Их совокупная капитализация выросла с 46 млрд руб. в 2000 с до 2,5 трлн руб. в 2009 г... или в 54,3 раза.

 

2.3.4 Фондовый рынок

 

Рынок акций сформировался в России в начале 1990-х гг. 25 декабря 1990 г. Правительство РСФСР выпустило постановление № 601 «По­ложение об акционерных обществах». В нем впервые в нормативных документах упоминались реестры и реестродержатели, необходимые как Инфраструктура рынка акций.

Таким образом, с этого момента можно говорить о начале функ­ционирования российского фондового рынка. В вышеназванном Положении зафиксировано, что «государственные предприятия (объединения) могут выпускать два вида акций:

- акции трудового коллектива, распространяемые среди членов своего коллектива;

- акции предприятий (организаций), распространяемые среди других предприятий и организаций, добровольных обществ, банков, а также кооперативных предприятий и организаций. Акции пред­приятий (организаций) могут выпускать также коммерческие банки».

Становлению рынка акций способствовало законодательное за­крепление статуса (понятия) акционерного общества в ГК РФ в 1994 г. и принятие Федерального закона «Об акционерных обществах»[28] в 1995 г.

Специфика формирования рынка акций в России состояла в том, что на первом этапе акционирование проводилось через механизм приватизации государственных предприятий и рынок акций сформировался в основном как инсайдеровский. Сегодня деятельность этого рынка регулируется федеральными законами «О рынке ценных бумаг»[29] и «Об акционерных обществах».

Акция как инструмент фондового рынка - наиболее известный представитель долевых ценных бумаг. Акция дает право ее владельцу участвовать в голосовании на собрании акционеров, получать диви­денды, играть на разнице курсовой стоимости.

Акции относятся к рискованным активам, а их содержание в ин­вестиционном портфеле допускается практически на уровне не более 30% всего капитала. На курсовую стоимость акции большое влияние оказывают как фундаментальные, так и спекулятивные рыночные факторы, поэтому акции подвержены значительным изменениям котировок, что и привлекает биржевых спекулянтов. На биржах акции подразделяются по степени надежности.

Условно в Российской Федерации акции подразделяются на так называемые голубые фишки (акции первого эшелона) и акции «второго эшелона». Для трейдера (профессионального участника) данного рынка это имеет существенное значение. Например, для торговли голубыми фишками брокер чаше всего предоставляет кре­дитное плечо, т.е. может осуществлять покупку ценных бумаг в креди. В то же время акции второго эшелона имеют высокую волатильиость (колеблемость) и способны менять свою стоимость на десяток с лишним процентов в день. Это исключает возможность предостав­ления кредитного плеча.

Лидером по обороту на ММВБ - ведущей бирже страны - в 2008 г. стали акции «Газпрома», на долю которых пришлось около 35% сум­марного оборота на рынке акций ММВБ. Следом за ними - акции ОАО «Сбербанк России», доля которых в суммарном объеме торгов составила около 15%. Далее идут акции

ОАО «ЛУКойл» с показателем на уровне около 13%. На 4-м и 5-м местах с незначительным отста­ванием находятся акции ГМК «НорНикель» (12%) и «Роснефти» (около 7%).

По данным ММВБ на 31 декабря 2008 г., пятерка компаний — лидеров по размеру капитализации, рассчитанной на основе среднемесячных данных, выглядела следующим образом: «Газпром» - 2359,07 млрд руб. (7448.4 млрд руб. на конец 2007 г.); «Роснефть» - 955,40 млрд руб. (2269,9 млрд руб. в 2007 г.): ОАО «ЛУКойл» - 706,42 млрд руб.(1883.3 млрд руб. в 2007 г.): «Сургутнефтегаз» - 562,54 млрд руб.

Важно отметить, что по результатам  2008 г. четыре из пяти наиболее капитализированных компании России представляют нефтегазовый сектор. Среди компаний несырьевого сектора экономики наибольшую капитализацию имеет Сбербанк России.

 

Вывод по 2 главе

Таким образом, современная финансовая система РФ состоит из: финансов предприятий, государства и населения; государственного бюджета; внебюджетных фондов (Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования); государственного кредита; фондов страхования.

Финансовый рынок является важной составляющей финансовой системы. Анализ состояния финансового рынка выявил, что Россия по уровню развития финансового рынка занимает 36-е место в мире (из 52 государств).

В России рынок ценных бумаг практически не решает проблем инвестирования в реальный сектор экономики. Так, главными ис­точниками финансирования основных средств компаний реальной экономики остаются их собственные накопления, помощь госу­дарства, внебюджетные фонды и кредиты банков. На их долю в 2009 т. приходилось 68% всех источников инвестиций в основные фонды. В течение 2000-х гг. доля средств, привлекаемых с помощью эмиссии облигаций и акций, в источниках финансирования основного ка­питала колебалась в диапазоне от 0,1% в 2001 г. до 3,4% в 2005 г. В 2008 и 2009 гг. данный показатель составлял соответственно 0,7 и 0,8%.

Проблемой российской экономики с точки зрения перспектив ее модернизации является слабость индустрии фондов прямых инвес­тиций и венчурных фондов. Среди главных причин, препятствующих сделкам данных фондов в России в 2009-2010 гг.. можно назвать: макроэкономическую нестабильность; законодательные/регуляторные ограничения; нереалистичные ценовые ожидания вендоров; политические риски; недостаток квалифицированных управляющих. Рынок сделок в на­стоящее время «монополизирован» крупными олигархическими корпорациями. Это затрудняет вхождение в него независимых ры­ночных структур, включая крупнейшие глобальные фонды прямых инвестиций, и искусственным образом сдерживает конкуренцию в данной сфере и привлечение современных зарубежных технологий.

Созданию и развитию частных фондов прямых инвестиций и венчурных фондов в России также препятствует отсутствие государ­ственной стратегии инновационного развития. Развитие системы инноваций требует создания централизованных структур с их региональными представительствами, которые бы взяли на себя функции по коор­динации усилий многочисленных структур по содействию продвижению новых технологий в экономику, а также раскрытию информации о возможностях инновационных организаций для предприятий раз­ного профиля.

 


Заключение

 

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов.

Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы.

В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.

Таким образом, современная финансовая система РФ состоит из: финансов предприятий, государства и населения; государственного бюджета; внебюджетных фондов (Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования); государственного кредита; фондов страхования.

Финансовый рынок является важной составляющей финансовой системы. Анализ состояния финансового рынка выявил, что Россия по уровню развития финансового рынка занимает 36-е место в мире (из 52 государств).

В России рынок ценных бумаг практически не решает проблем инвестирования в реальный сектор экономики. Так, главными ис­точниками финансирования основных средств компаний реальной экономики остаются их собственные накопления, помощь госу­дарства, внебюджетные фонды и кредиты банков. На их долю в 2009 т. приходилось 68% всех источников инвестиций в основные фонды. В течение 2000-х гг. доля средств, привлекаемых с помощью эмиссии облигаций и акций, в источниках финансирования основного ка­питала колебалась в диапазоне от 0,1% в 2001 г. до 3,4% в 2005 г. В 2008 и 2009 гг. данный показатель составлял соответственно 0,7 и 0,8%.

Проблемой российской экономики с точки зрения перспектив ее модернизации является слабость индустрии фондов прямых инвес­тиций и венчурных фондов. Среди главных причин, препятствующих сделкам данных фондов в России в 2009-2010 гг.. можно назвать: макроэкономическую нестабильность; законодательные/регуляторные ограничения; нереалистичные ценовые ожидания вендоров; политические риски; недостаток квалифицированных управляющих. Рынок сделок в на­стоящее время «монополизирован» крупными олигархическими корпорациями. Это затрудняет вхождение в него независимых ры­ночных структур, включая крупнейшие глобальные фонды прямых инвестиций, и искусственным образом сдерживает конкуренцию в данной сфере и привлечение современных зарубежных технологий.

Созданию и развитию частных фондов прямых инвестиций и венчурных фондов в России также препятствует отсутствие государ­ственной стратегии инновационного развития. Развитие системы инноваций требует создания централизованных структур с их региональными представительствами, которые бы взяли на себя функции по коор­динации усилий многочисленных структур по содействию продвижению новых технологий в экономику, а также раскрытию информации о возможностях инновационных организаций для предприятий раз­ного профиля.

 

 

 


Список использованной литературы и источников

 

1)     Об акционерных обществах: Федеральный закон  от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Российская газета. – 2011. -N 159; Собрание законодательства РФ. – 2011. - N 30. -  ст. 4576.

2)     О рынке ценных бумаг: федеральный закон от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ в ред. федерального закона от 03.06.2011 N 122-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. – 2011. - N 23. - ст. 3262.

3)     Аганбегян А. Г. Финансы для модернизации / А. Г. Аганбегян // Деньги и кредит. - 2010. - N 3. - С. 3-11.

4)     Арт Я. Обзор альтернативных источников финансирования. Опыт Москвы / Я. Арт //  Финансовый директор. - 2011. - N 8 (104). - С. 48-54

5)     Ашмарина Е. М. Современная финансовая система Российской  Федерации /Е. М. Ашмарина. //Государство и право. -2004. - № 6. - С. 95 - 98

6)     Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 190 с.

7)     Буркова А. Мегарегулятор на финансовом рынке / А. Буркова //  Бухгалтерия и банки. - 2008. - N 6. - С. 26-28.

8)     Глухов В. В. Роль финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны / В. В. Глухов //  Сибирская финансовая школа: АВАЛЬ. - 2010. - N 5. - С. 72-76.

9)     Дадашев А. З. Финансовая система России : учебное пособие / А. З. Дадашев, Д. Г. Черник. - Москва : Инфра-М, 1997. - 247, [1] с.

10) Ершов, М. В. Некоторые риски российской финансовой системы / М. В. Ершов // Деньги и кредит. - 2010. - N 1. - С. 16-20. - ISSN 0130-3090. 

11) Краснов М. А. Новый подход к оценке эффективности инвестиционных проектов / М. А. Краснов //  Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - N 4. - С. 56-57.

12) Курьянова Е. А. Формирование системы межбюджетных отношений в РФ: проблемы и перспективы / Курьянова Е. А. //  Новые технологии. - 2011. - Вып. 4. - С. 180-183.

13) Лебединская Е. Повышение эффективности - основная задача бюджетной политики / Е. Лебединская //  Экономист. - 2011. - N 2. - С. 51-62.

14) О состоянии бюджетного финансирования государственных судебно-медицинских экспертных учреждений Российской Федерации / В. В. Колкутин [и др. ] //  Судебно-медицинская экспертиза. - 2011. - N 6. - С. 46-51.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации