Финансовый капитал на информационном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание

Последние годы XX века стали началом эпохи информационной революции. Новая социальная формация - общество информационное. Никогда за всю историю человечества информация во всем своем многообразии не играла столь существенную роль, как теперь, - и в глобальном миропорядке, и в России. Говоря о становлении информационного общества в России, нельзя отрываться от реальности новой международной информационной среды, в которой формируется мировое информационное пространство.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты финансового капитала на информационном рынке России 5
1.1 Понятие информационного рынка и его структура 5
1.2 Процесс становления и развития российского информационного рынка 7
1.3 Национальный капитал на информационном рынке РФ 13
1.4 Иностранный капитал на информационном рынке РФ 17
2. Развитие капитала на информационном рынке РФ на примере национальных и иностранных компаний 20
2.1 Холдинг Газпром-Медиа на информационном рынке РФ 20
2.2 Холдинг Национальная медиа группа на информационном рынке РФ 22
3.3 Компании образованные иностранным капиталом на российском информационном рынке 23
Расчетная часть 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

ФК на инфрынке.doc

— 480.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение                                                                                                                 3

1. Теоретические аспекты финансового капитала на информационном рынке России                                                                                                                       5

1.1 Понятие информационного рынка и его структура                                       5

1.2  Процесс становления  и развития российского информационного

рынка                                                                                                                        7

1.3 Национальный капитал на информационном рынке РФ                             13

1.4 Иностранный капитал на информационном рынке РФ                               17

2. Развитие капитала на информационном рынке РФ на примере национальных и иностранных компаний                                                            20

2.1  Холдинг Газпром-Медиа на информационном рынке РФ                         20

2.2 Холдинг Национальная медиа группа на информационном рынке РФ     22

3.3 Компании образованные иностранным капиталом на российском информационном рынке                                                                                       23

Расчетная часть                                                                                                      30

Заключение                                                                                                            32

Список использованной литературы                                                                   34

                                                                                                                 

 


Введение

 

Последние годы XX века стали началом эпохи информационной революции. Новая социальная формация - общество информационное. Никогда за всю историю человечества информация во всем своем многообразии не играла столь существенную роль, как теперь, - и в глобальном миропорядке, и в России.

Говоря о становлении информационного общества в России, нельзя отрываться от реальности новой международной информационной среды, в которой формируется мировое информационное пространство. Сложное взаимодействие глобального, национального, регионального и локального является одной из особенностей совре­менного этапа его развития. В повестку дня поставлена в качестве важнейших стратегических задач развития страны и ее будущего проблема информационного общества и новых средств массовой информации.

Век, в котором мы живем, называют «веком информации», а общество - «информационным». Для этого есть достаточно оснований. Картина современного мира характерна тем, что на фоне возрастающих взаимодействий и взаимозависимостей его субъектов идет не очень заметная внешне, но очень напряженная и ожесточенная по существу борьба за экономические выгоды, геополитические интересы, военное превосходство, политическое, идеологическое, этно-конфессиональное влияние. И все более эффективным средством в достижении этих целей становится информационное преимущество. Усиливается информаци­онная экспансия развитых стран. А само понятие развитости все более определяется уровнем информационно - технологического потенциала. Формирование мирового информационного сообщества становится характерной чертой современной цивилиза­ции и глобальным фактором ее развития. Расхожие слова «мир тесен» буквально воплотились сегодня в реальность. Это означает, что упомянутый фактор может изменить сложившуюся в современном мире геополитическую расстановку сил, изменить отношения между мировыми центрами влияния, регионами, от­дельными государствами.

Актуальность темы исследования обусловлена важностью вопросов технологических и экономических изменений в коммуникационной сфере и практическим отсутствием теоретической системной целостности экономических, правовых и управленческих аспектов становления информационного рынка России в условиях интеграции и глобализации.

Цель исследования в данной курсовой работе состоит в изучении и анализе  финансового капитала на информационном рынке России.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующий ряд задач:

- изучить понятие и  основные аспекты формирования, а также структуру информационного рынка;

- исследовать понятие и структуру национального капитала на информационном рынке России;

- исследовать состояние и структуру иностранного капитала на информационном рынке России;

- исследовать развитие финансового капитала на информационном рынке на примере конкретных предприятий.

Таким образом, в рассматриваемой научной задаче объектом исследования является финансовый капитал.

Предметом исследования является информационный рынок России.

Теоретической и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области средств массовой коммуникации и информационной безопасности.

 

 


1. Теоретические аспекты финансового капитала на информационном рынке России

1.1 Понятие информационного рынка и его структура

 

Рынок – это пространство, в котором происходит обмен между производителями товара – его продавцами и его потребителями – покупателями. Иначе рынок можно определить как совокупность продавцов и покупателей, осуществляющих обмен в форме продажи товара и его покупки. Продавец – субъект рынка получает компенсацию в денежной форме в соответствии с потребительской стоимостью своего товара.

Информационный рынок возникает тогда, когда у людей рождаются информационные потребности и удовлетворяющая их информация становится ценным товаром. С развитием экономики в крупнейших странах Европы – Англии, Франции, Италии и Германии, с укреплением национальных и международных рынков – как торговых, финансовых, так и промышленных – формируется и информационный рынок. Он развивается и функционирует под воздействием нескольких факторов.

Основным товаром на информационном рынке, как нам известно, является журналистская информация в различных ее видах и состояниях – полуфабриката или законченного произведения. Продавец и покупатель на информационном рынке могут в любой момент поменяться ролями. Редакция газеты, продающая ее номер читателю, узнав, что он владеет интересной информацией, попытается купить ее у него. Читатель же, став продавцом своей информации, будет искать на рынке более выгодных ее покупателей.

Развитие информационного рынка, отношения на нем между производителями товара и его потребителями регулируются и закономерностями так называемого воспроизводительного потребления. Суть и особенности этого процесса и соответствующего ему понятия были раскрыты известными экономистами, прежде всего К. Марксом. Потребление, по их мнению, создает потребность в новом производстве, побуждает к его развитию. Без потребности в каком-либо продукте нет его производства. Но именно потребление продукта воспроизводит потребность в нем.

Так рост потребностей в информации ее производства и потребления формирует и регулирует информационный рынок.

Информационный рынок – сложное, многоаспектное, многостороннее пространство. В соответствии с процессом производства журналистской информации и последующей ее продажи он делится на две части. Первая из них – ресурсный рынок. Он охватывает все, что необходимо для производства журналистской информации в редакциях печатных периодических изданий, на телевидении, радио и в информационных агентствах. К этим ресурсам относятся финансы, рабочая сила, материалы и энергия, техника и различные виды информации – журналистской, рекламной, статистической, научной и др. Каждый из этих ресурсов, без наличия которых невозможна деятельность СМИ, продается на соответствующем рынке – финансовом, рабочей силы (труда), бумаги и других материалов, на рынке информации и т.д. Редакции и компании выходят на эти рынки как покупатели. Необходимые им товары они приобретают у финансовых организаций и промышленных предприятий, а недостаточную журналистскую информацию – у информационных агентств и других редакций и компаний.

Вторая часть информационного рынка – это пространство, где продукция СМИ превращается в товар и где идут процессы обмена, т.е. его продажи и покупки. Это – собственно информационный рынок. Все, что представлено в нем в момент выхода на него новой журналистской информации, является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товара.

К этой среде относятся другие периодические издания – печатные и электронные, уже находящиеся на информационном рынке. Один из его аспектов – рынок периодических изданий. Другой – рынок распространителей, способствующих продаже нового информационного товара. Третий – рынок покупателей новой информации (рис. 1).

7

 



1.       Финансовый рынок

2.       Рынок материалов

3.       Рынок техники

4.       Издательский рынок

5.       Рынок рабочей силы

6.       Рынок информации

7.       Рекламный рынок

8.       Пресса (газеты, журналы, еженедельники)

9.       Аудиовизуальные СМИ (ТВ, радио)

10.   Электронные СМИ (Интернет-СМИ и др.)

11.   Издания информационных агентств

12.   Кинодокументалистика

13.   Рынок распространителей

14.   Рынок покупателей:

а)      по полу

б)      возрасту

в)      национальности

г)       интересам

д)      профессии, социальному статусу

7

 



 

Рисунок 1 – Структура информационного рынка

Все на информационном рынке – аспекты, стороны, сегменты его ресурсной и собственно информационной частей – взаимосвязано и взаимообусловлено. При отсутствии хотя бы одного ресурса или какого-либо элемента среды производство журналистской информации, выпуск периодического издания и его продажа становятся крайне затруднительными, а то и просто невозможными. А от некоторых ресурсов прямо зависит существование периодического издания. К ним относятся прежде всего финансы.

 

1.2 Процесс становления  и развития российского информационного рынка

 

1987 год принято считать датой начала формирования российского информационного рынка. В это время появились нормативные документы, официально разрешающие деятельность кооперативов и предприятий с иностранным участием, сыгравших важную роль в развитии рынка деловой информации в России. До этого времени хотя информация и признавалась товаром, рыночные отношения сдерживались из-за жесткой государственной регламентации информационной сферы.

С 1987 года по 1992 год условия для развития рынка информационных продуктов и услуг были благоприятны (возникновение новых потребностей в результате активизации предпринимательской деятельности, относительно высокий платежный спрос, наличие дешевого информационного "сырья", созданного в рамках государственных структур, насыщение компьютерной техникой, оргтехникой). Активность коммерческих фирм в информационной сфере определялась возможностью получения значительных прибылей. Некоторые фирмы даже смогли купить собственность (например, недвижимость), которая позволила им в дальнейшем конкурировать с более крупными структурами.

Жесткая либерализация экономики в 1992 году привела к существенному ухудшению макроэкономических условий для развития рынка информационных продуктов и услуг. Сохранившие информационный бизнес фирмы вынуждены были настраиваться на потребности платежеспособных групп. Это привело к ограничению номенклатуры общедоступных на рынке продуктов, "вымыванию" дешевых услуг. Информационное производство стало не выгодным. Успехи по продажам были, как правило, связаны не с качеством информационного продукта, а с успешной рекламной кампанией.

Как и в других сферах деятельности, шел процесс накопления первичного капитала, который характеризовался в данной сфере тем, что потребителю предлагался информационный продукт, достоверность и полнота сведений в котором часто не соответствовали запрашиваемой цене.

В период с 1997 г. по настоящее время не произошло улучшения макроэкономических условий для развития информационного бизнеса. Стагнация экономики в целом продолжается. Финансовый кризис сказывался на платежеспособности большинства средних и малых предприятий. Массовый потребитель в лице предприятий сегодня часто не способен заплатить за нужный информационный продукт. Более того, у него часто отсутствует мотивация для покупки информации. По данным российского опроса, проведенного Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства в начале 1998 г., ответы на вопрос о цели деятельности предприятия распределились следующим образом:

29,8% - выживание предприятия;

29,2% - стабильность предприятия на рынке;

28,1% - создание условий для развития;

12,9% - интенсивное развитие.

В этих условиях информационная потребность предприятия ограничивается сведениями о возможностях сбыта продукции, не затрагивая информационное обеспечение процессов развития производства и технологий.

Лишь в отдельных секторах информационный рынок способен саморазвиваться за счет платежеспособных потребителей. Не случайно, например, зарубежные производители активно поддерживают рынок финансовой информации. Успешными, как правило, оказываются информационные проекты, связанные с рекламой (газеты «Экстра-М», «Центр-Плюс», бюллетень «Мобиле», различные справочные издания типа «Адрес Москва» фирмы «Евро-Адрес» или «Навигатор» фирмы «Телемедиа». Информационно-рекламные проекты могут конкурировать между собой, предлагая для потребителя все более удобные формы обслуживания. Например, фирма «Датум Экспресс» по сути развила лучшие черты проекта «Мобиле» и продвинулась дальше нее, обеспечив помимо печатного издания «Прайс Лайн», в котором заинтересованы рекламодатели, сетевую базу данных ценовой информации для широкой аудитории Интернет (www.datum.ru).

Информация о работе Финансовый капитал на информационном рынке