Финансовый капитал на информационном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание

Последние годы XX века стали началом эпохи информационной революции. Новая социальная формация - общество информационное. Никогда за всю историю человечества информация во всем своем многообразии не играла столь существенную роль, как теперь, - и в глобальном миропорядке, и в России. Говоря о становлении информационного общества в России, нельзя отрываться от реальности новой международной информационной среды, в которой формируется мировое информационное пространство.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты финансового капитала на информационном рынке России 5
1.1 Понятие информационного рынка и его структура 5
1.2 Процесс становления и развития российского информационного рынка 7
1.3 Национальный капитал на информационном рынке РФ 13
1.4 Иностранный капитал на информационном рынке РФ 17
2. Развитие капитала на информационном рынке РФ на примере национальных и иностранных компаний 20
2.1 Холдинг Газпром-Медиа на информационном рынке РФ 20
2.2 Холдинг Национальная медиа группа на информационном рынке РФ 22
3.3 Компании образованные иностранным капиталом на российском информационном рынке 23
Расчетная часть 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

ФК на инфрынке.doc

— 480.50 Кб (Скачать документ)

Полноценное развитие получили проекты, связанные с разработкой и распространением справочно-правовых систем. В индустрии подготовки и распространения БД этого типа трудится более 10 тыс. человек. Наиболее известна своей маркетинговой политикой фирма «Консультант-Плюс». Постоянно совершенствуются продукты фирмы «Гарант-Сервис», настраиваемые на потребности различных групп потребителей. Система «Кодекс» стала популярной у дистрибьюторов различных регионов. Имеется еще более десятка фирм, продающих на рынке свои базы данных правовой информации. Развитие этого сектора рынка было обеспечено доступностью официальной информации и наличием потребительской среды, вынужденной постоянно следить за изменениями законов и норм в России.

Постоянно пользуется спросом информация о предприятих, продуктах и услугах. Активно работают в этом секторе компании WA-2, «АСУ-Импульс», «Бизнес-карта», «Информсистема» (ее продукт, содержащий более 120 тыс. записей выведен в Интернет для бесплатного доступа), «Норма», «Ларикс» и др. Опыт работы с клиентами АО МБИТ показывает, что высок интерес пользователей к информации по экспортерам и импортерам. Но актуализация адресных баз данных - это дорогостоящий процесс. Поэтому основные продукты этого сектора стоят достаточно дорого. Развитию этого сектора также мешает компьютерное пиратство.

Важнейшая проблема российского информационного рынка - правовая нерегламентированность передачи государственных информационных ресурсов в отрытый доступ. Более 30 министерств и ведомств имеют при себе коммерческие структуры, бесплатно пользующиеся централизованно собранными ресурсами и по достаточно высокой цене распространяющие соответствующие продукты. Московская регистрационная палата, не имея технической возможности самостоятельно поддерживать регистр предприятий, также передала эти функции коммерческой структуре, которая бесплатно обслуживает только бюджетные организации.

Поддерживаемый таким образом монополизм препятствует развитию свободной конкуренции в информационной сфере, приводит к тому, что потребители либо оплачивают дорогостоящие услуги элитных структур, либо покупают многотиражные продукты на «черном» рынке, которые часто оказываются недостоверными.

Сегодня на информационном рынке России представлена информация на различных носителях. Печатные справочные издания массового назначения имеют тираж 50-100 тыс. экземпляров, специализированные справочники (включая дорогостоящие адресные регистры) успешно расходятся в количестве 3-5 тысяч. Несмотря на широкое развитие автоматизации потребители не отказываются от дешевых и удобных печатных изданий с коммерческими предложениями. Например, фирма «Мобиле» получает в 10 раз больше прибыли от печатного бюллетеня с налаженной еще 6 лет назад технологией выпуска, чем от всех других своих электронных изданий.

Тиражность электронных баз данных на дискетах упала на 2 порядка по сравнению с периодом конца 80-х - начала 90-х годов, когда предприниматели оснащались компьютерами и искали своих партнеров в электронных БД. Сейчас на рынке появились CD-ROM с деловой информацией. Например, фирма «АСУ-Импульс» выпустила уже третий выпуск БД «Производители товаров и услуг». Фирма ИСТ наладила регулярный выпуск правовой БД «Ваше право». Но основные продукты на CD-ROM и мультимедиа отражают информацию познавательного, игрового и образовательного плана, что соответствует широким потребностям пользователей персональных компьютеров.

До прихода в Россию сети Интернет телекоммуникационные проекты не оказывали значительного влияния на развитие российского рынка информационных продуктов и услуг. Информационные потоки в коммерческих сетях были децентрализованы, что создавало неудобства для пользователей, желающих пользоваться разнообразной оперативной информацией. Количество таких пользователей было ограничено и на два порядка меньше, чем у зарубежных интерактивных служб.

Увеличение числа сетевых пользователей может быть связано с активным освоением технологий Интернет. За последний год этот сектор информационного рынка значительно укрепился. Но проблема доступа к качественным информационным ресурсам остается.

В российской части Интернет созданы русскоязычные поисковые системы и каталоги ресурсов, помогающие сориентироваться потребителям среди более чем 15 тыс. отечественных серверов (на середину апреля 1998 г.). Наиболее полный каталог по российским ресурсам находится по адресу http://www.au.ru. Популярна у пользователей поисковая система Яndex, рейтинговая система Rambler.

В русскоязычном секторе Интернет уже накоплены значительные объемы так называемых организованных информационных ресурсов, облегчающих поиск потребителю.

Основная проблема развития информационного бизнеса - это отсутствие или невозможность полноценной поддержки систем сбора данных. Это касается практически всех сфер жизни общества. Например, Федеральный гидрометцентр, имея самую современную компьютерную технику и используя совершенные методики обработки данных, не может выдать достоверные прогнозы погоды из-за того, что в значительной степени сокращена служба сбора метеоданных.

Создание конкурентоспособных на зарубежном рынке информационных продуктов возможно при вложении значительных финансовых ресурсов в процессы обработки имеющейся или регулярно собираемой с помощью новейших технологий информации. Наше государство не имело возможности в последнее время достойно поддерживать информационную сферу. Отечественный бизнес пока не научился вкладывать средства в долгосрочные перспективные наукоемкие проекты. В результате ценная информация до сих пор «уходит» из страны и используется в зарубежных проектах. Например, за рубежом частные лица создали целые архивы из российских кино- и фотодокументов, полученных почти бесплатно из отечественных архивов.

В России был накоплен значительный опыт получения фотоснимков со спутников. Право коммерческого распространения этой информации получила ассоциация «Совинформспутник». В настоящее время ассоциация участвует в совместном проекте с рядом компаний, таких как Arial Images, Central Trading Systems, Microsoft, Eastman Kodak и др.

Другим примером совместного проекта с зарубежными фирмами является создание цифрового массива, представляющего сокровища Эрмитажа, при поддержке компании IBM. Важно отметить, что в конце 1997 г. музей заключил соглашение с ОНЭКСИМбанком, которое также направлено на реализацию общезначимых культурных проектов.

До настоящего времени роль банков и финансово-промышленных групп в поддержке информационного рынка сводилась, в основном, к созданию контролируемых групп СМИ, способных проводить нужную политику. Информационная война, характерная для этой политики, не способствует формированию цивилизованной информационной инфраструктуры рыночной экономики.

 

 

 

 

1.3 Национальный капитал на информационном рынке РФ

 

Убедившись, что издательская деятельность в России открывает возможность получения значительных прибылей, на информационный рынок устремился отечественный капитал. Об этом свидетельствовало не только учреждение ряда банковских газет и журналов, обслуживавших сотрудников банков и их клиентов, но и, прежде всего стремление крупнейших российских финансовых компаний подчинить себе самые влиятельные периодические издания, а если это оказывалось невозможным, создать свои, полностью зависимые СМИ – газеты и журналы, телекомпании и радиостанции. Первоначально они стремились при этом к получению дополнительного источника прибыли. Однако по мере того, как финансовые компании начинали оказывать все более сильное воздействие на политическую ситуацию в стране, они поставили перед собой вторую цель – превратить СМИ, которыми они распоряжались, в инструмент организации общественного мнения и влияния на политические, государственные структуры. Достигнуть этой цели они могли, лишь создавая мощные информационные системы и тем самым ускоряя процесс концентрации российских СМИ.

В результате почти все крупнейшие общенациональные печатные издания, большинство которых выходили в столице, перешли в подчинение к финансовым магнатам. Покупка в 1997 г. ОНЭКСИМбанком и нефтяной компанией «Лукойл» контрольного пакета акций ОАО «Редакция газеты «Известия» привела к расколу редакционного коллектива и уходу части сотрудников газеты. Это показало уязвимость открытого акционерного общества, не способного противостоять попыткам его подчинения более мощному конкуренту.

Не удовлетворяясь захватом печатных периодических изданий, финансовые компании одновременно устремились на рынки аудиовизуальных СМИ. Их внимание привлекало прежде всего телевидение – как самое действенное средство влияния на массовую аудиторию и манипулирования общественным мнением. Вскоре в их руки перешли большие пакеты акций ОРТ, ТВ-6 и других крупнейших телерадиокомпаний, а через короткое время они основали новые, коммерческие, полностью принадлежащие им телекомпании – НТВ, REN TV и др.

Рынок периодических изданий в Москве оказался поделенным между несколькими мощными информационно-издательскими концернами. Каждый из них представляет собой холдинг, т.е. объединение нескольких СМИ вокруг центра – компании, созданной для управления возникшим таким образом конгломератом. Эти холдинги различаются лишь своим составом и типом включенных в них СМИ. Так, холдинг «Проф-Медиа», созданный ОНЭКСИМ-Банком, охватывал печатные периодические издания: общественно-политические газеты «Известия», «Комсомольская правда», газету «Антенна», журнал «Эксперт», радиостанцию «Европа+», информационное агентство «Прайм», ряд рекламных изданий. Вслед за банками и финансовыми компаниями на информационный рынок двинулись и крупнейшие российские промышленные группы. РАО «Газпром» создал свой информационный холдинг «Газпром-Медиа». В сферу его влияния вошел ряд СМИ, пакетами акций которых он владеет. Среди них не только печатные издания – газеты «Труд», «Трибуна», журналы «Профиль», «Газовая индустрия», «Фактор», ряд региональных изданий, но и телекомпании НТВ и ОРТ, радиостанция «Открытое радио», региональная спутниковая сеть ACT, региональная телерадиокомпания «Прометей» и др.

Холдинг предоставляет ряд преимуществ его основателю и владельцу. Он упрощает управление входящими в него СМИ и другими организациями. Обычно его владелец создает управленческий центр, которому подчинены все редакции и компании холдинга. Это позволяет обеспечивать проведение ими единой политики, прежде всего экономической. Управленческий центр контролирует использование финансовых и других ресурсов, которые предоставляет холдингу его владелец. Преимуществом холдинга является возможность экономии немалых средств путем организации единой службы распространения печатных периодических изданий и централизованного снабжения всех редакций оперативной актуальной информацией и рекламой. Кроме того, сами редакции свободно обмениваются информацией и рекламными объявлениями, также получают возможность подготовки совместных тематических и целевых выпусков и передач. Управляющий центр может оптимизировать процесс обеспечения разнотипных редакций новейшими техническими средствами. Но главное – холдинг позволяет проводить эффективную финансовую политику, регулируя финансовые потоки, направляя их, как по сообщающимся сосудам, из одного элемента единой системы в другой элемент, используя прибыль, заработанную одной редакцией, для восполнения убытков другой и добиваясь общего положительного эффекта (рис. 2).

15

 



 

1. Учредитель, владелец холдинга (банк и др.)

2. Медиацентр управления холдингом

3. Финансовый центр

4. Центр распространения периодических изданий

5. Рекламный центр

6. Газета

7.  Журнал

8.  Еженедельник

9.   Телекомпания

10.  Радиостанция

11.  Интернет-СМИ

12.  Книжное издательство

15

 



Рисунок 2 - Структура медиахолдинга

 

Освоив столичный рынок, информационные холдинги вышли в регионы России, подчиняя себе местные газеты и журналы, небольшие региональные телерадиокомпании и основывая новые СМИ. На этом пути они встречают конкуренцию со стороны местного капитала, который начал создание своих, региональных информационных холдингов. Одним из них в Самаре стал информационный концерн «Федоров», названный по фамилии его владельца, в Краснодаре действует газетно-радио-информационный комплекс «Вольная Кубань». В последний входят одноименная краевая газета и еще восемь газетных изданий, один российский и шесть краевых журналов, краевая радиостанция. Издательский дом «Провинция», которым владеет Б. Гиллер, выпускает 20 еженедельников в городах различных регионов России – от Калининграда до Красноярска и Хабаровска.

Конкуренция на российском рынке становится все более острой, экспансия мощнейших информационных концернов усиливается, возрастают ее масштабы. Все это приводит к возникновению такой ситуации, в которой оказывается возможной монополизация информационного обслуживания общества и государства несколькими мощными информационно-издательскими объединениями. Последние руководствуются при этом не общественными, а своекорыстными интересами финансово-промышленных групп, от которых они зависят. Избежать последствий развития такой ситуации, среди которых – потеря независимости средствами массовой информации и ограничение свободы журналистской деятельности, можно, лишь создав правовую базу для борьбы с монополией на информационном рынке России.

 

1.4 Иностранный капитал на информационном рынке РФ

 

Перспектива получения прибылей на информационном рынке России быстро привлекла сюда и иностранный капитал. Однако зарубежные инвесторы, желающие вложить здесь свои средства в информационный бизнес, вынуждены использовать для этого особые методы. Это объясняется тем, что Закон РФ о средствах массовой информации лишает лиц, не являющихся гражданами России, лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, прав на учреждение СМИ. Поэтому иностранный капитал ищет обходные пути для проникновения на российский информационный рынок.

Информация о работе Финансовый капитал на информационном рынке