Финансы регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:43, реферат

Описание

Бюджетная система региона составляет именно часть целого (пока существует целостность государства) и отражает степень централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных сил. В то же время она — гарант региональной самостоятельности и ответственности.
Целью настоящей работы является анализ региональной финансовой системы как одного из важнейших элементов финансовой системы общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ….3
1.1 Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти…………………………………………………………………...6
1.1.1 Доходы региональных бюджетов………………………………….7
1.1.2 Расходы региональных бюджетов……………………………….10
1.1.3 Местные бюджеты………………………………………………….12
1.1.4 Роль и место бюджета развития региона………………….…….14
1.2 Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие региона…………………………………………………………………………..15
1.3 Региональные внебюджетные фонды……………………………………17
2. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ СИСТЕМ…………………………………………………………………………19
2.1 Задачи финансовой системы в процессе регионального воспроизводства..............................................................................................20
2.2 Особенности региональной бюджетной системы в России…………..27
Заключение…………………………………………………………………..…..34
Список использованных источников…………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Реферат Регионал эк-ка.docx

— 162.66 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2

  1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ….3

1.1 Региональные бюджеты - главная  финансовая база региональных  органов власти…………………………………………………………………...6

1.1.1 Доходы региональных бюджетов………………………………….7

1.1.2 Расходы региональных бюджетов……………………………….10

1.1.3 Местные бюджеты………………………………………………….12

1.1.4 Роль и место бюджета  развития региона………………….…….14

1.2 Финансовые ресурсы предприятий,  направляемые на развитие региона…………………………………………………………………………..15

1.3 Региональные внебюджетные фонды……………………………………17

2. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ  БЮДЖЕТНЫХ СИСТЕМ…………………………………………………………………………19

2.1 Задачи финансовой системы  в процессе регионального воспроизводства..............................................................................................20

2.2 Особенности региональной  бюджетной системы в России…………..27

Заключение…………………………………………………………………..…..34

Список использованных источников…………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Бюджет является статьей доходов  и расходов государства и регионов, в большей или меньшей степени  волнующей каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. Полнота бюджета, как правило, прямо  пропорциональна благосостоянию граждан. Как правило, раз в год, во время  утверждения проекта бюджета  разворачивается настоящая война  за бюджетные дотации и финансирование. Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны.

От создания оптимального механизма  бюджетно-налоговых отношений, обеспечения  действительного сочетания интересов  на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового  равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех  экономической стабилизации в стране. Как показывает мировой опыт, создание такого механизма исключительно  сложная задача. Тем более сложна она для Российской Федерации, объединяющей 83 субъекта и несколько десятков тысяч муниципальных образований, весьма различных по территории, численности  и плотности населения, по уровню созданного экономического потенциала, запасам природных ресурсов.

Бюджетная система региона составляет именно часть целого (пока существует целостность государства) и отражает степень централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных сил. В то же время она — гарант региональной самостоятельности и ответственности.

Целью настоящей работы является анализ региональной финансовой системы  как  одного из важнейших элементов финансовой системы общества.

  1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства  являются региональные финансы, которые  охватывают региональные бюджеты административно-территориальных  единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием  населения. Таким образом, региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции  регулирования этих процессов переходят  от центральных уровней государственной  власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а  сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Через региональные финансы государство  активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых  мероприятий расширяется. За счет средств  региональных бюджетов стали финансироваться  не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные  объекты здравоохранения, мероприятия  по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью региональных финансов государство  осуществляет выравнивание уровней  экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали от других районов страны. С этой целью разрабатываются  региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих  административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих  бюджетов. Региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих  бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Региональные финансы - это не только система экономических отношений. Они являются и совокупностью  денежных средств, используемых на экономическое  и социальное развитие территорий. Главным направлением использования  региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали  бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации  к таким бюджетам относятся бюджеты  республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

В современных условиях все в  большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии регионов. Это  вызывает необходимость дальнейшего  расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.

Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов  хозяйствования. К таким средствам  относятся, во-первых, финансовые ресурсы  предприятий, находящихся в муниципальной  собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых, финансовые ресурсы  предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В  нашей стране, особенно в новых  городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся  социальная инфраструктура находится  в ведомственном подчинении. Поэтому  в общем объеме региональных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные  внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и  населения, специальные сборы, например страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного  и др. Внебюджетные фонды чаще всего  имеют целевое назначение.

Состав финансовых ресурсов региона  можно представить в виде схемы (рис. 3.1).

 

1.1 Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти

Финансовой базой региональных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Концепция формирования финансовой политики основана на признании необходимости  формирования таких финансовой базы региона и системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновременно обеспечивали бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации и предпосылки  последующего экономического роста.

Региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  общественного производства. Через  эти бюджеты общественные фонды  потребления распределяются между  отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной  и пищевой промышленности, коммунального  хозяйства, объем продукции и  услуги которых также являются важным компонентом программы повышения  народного благосостояния.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие  функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти; распределение  и использование этих фондов между  отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении  государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Распределение и доведение до населения  производимых благ осуществляется через  бюджетную систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления.

 

1.1.1 Доходы региональных бюджетов

 На региональные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь государственных социально-экономических реформ. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление государственной программы в области социального развития требует больших материальных и финансовых ресурсов. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов.

Термин закрепленные, или собственные, доходы означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Роль большинства этих налогов незначительна. Вместе с тем, надо отметить, что значение некоторых из этих налогов может существенно повыситься, например на имущество.

Перспективным является и земельный  налог. Цель его - способствовать повышению  уровня благоустройства территорий населенных мест. Кроме того, он служит экономическим рычагом, способствующим повышению эффективности использования  земли, и источником возмещения затрат местных бюджетов на освоение и обустройство территорий населенных пунктов.

Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять  хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать  экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы  региональных бюджетов при недостаточном  росте объема закрепленных доходов  вызвали необходимость наделения  средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших  из источников вышестоящих бюджетов.

К регулирующим доходам относятся  все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и  доходов региональных бюджетов. Таким  образом, в число этих доходов  входят:

  • процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;
  • дотации, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;
  • субвенции, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго определенные цели;
  • средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.

В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы" в  число главных регулирующих доходов  региональных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стоимость; от акцизов; от налога на прибыль предприятий, хозяйства, по ставкам, определяемым законами.

Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными  органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального  бюджета и объема их закрепленных доходов. По объему и экономическому значению регулирующие доходы занимают ведущее положение в доходах региональных бюджетов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами региональных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Так как темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы  их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает  необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета. Нужно отметить, что дотация  и субвенция как методы наделения  финансовыми ресурсами региональных бюджетов несовершенны. Они лишены стимулирующих качеств и создают  у региональных органов иждивенческое  настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, снижает  их воздействие на выявление экономических  резервов в подведомственном им хозяйстве, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет  финансовый контроль.

Информация о работе Финансы регионов