Финансы регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:43, реферат

Описание

Бюджетная система региона составляет именно часть целого (пока существует целостность государства) и отражает степень централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных сил. В то же время она — гарант региональной самостоятельности и ответственности.
Целью настоящей работы является анализ региональной финансовой системы как одного из важнейших элементов финансовой системы общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ….3
1.1 Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти…………………………………………………………………...6
1.1.1 Доходы региональных бюджетов………………………………….7
1.1.2 Расходы региональных бюджетов……………………………….10
1.1.3 Местные бюджеты………………………………………………….12
1.1.4 Роль и место бюджета развития региона………………….…….14
1.2 Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие региона…………………………………………………………………………..15
1.3 Региональные внебюджетные фонды……………………………………17
2. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ СИСТЕМ…………………………………………………………………………19
2.1 Задачи финансовой системы в процессе регионального воспроизводства..............................................................................................20
2.2 Особенности региональной бюджетной системы в России…………..27
Заключение…………………………………………………………………..…..34
Список использованных источников…………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Реферат Регионал эк-ка.docx

— 162.66 Кб (Скачать документ)

В рыночной экономике понятие  контроля приобретает совершенно другой смысл и означает упреждающее  реагирование с помощью рычагов, которыми располагают региональные органы, на ситуацию на потребительском рынке с целью интенсификации производства одних товаров и услуг и сокращения других.

4. Создание условий  для нормального денежного оборота. Эта задача решается путем разработки кассового плана, призванного поддерживать зависимость между заработной платой и другими денежными выплатами населению и результатами деятельности торговли и сферы обслуживания. Анализ выполнения кассового плана позволяет дать качественную и количественную оценку состояния экономики в регионе, эффективности воспроизводственных процессов. Невыполнение кассового плана свидетельствует о нарушении материально-финансовых пропорций, разрывах в непрерывном процессе кругооборота денежных средств и товаров, что проявляется либо в отсутствии денег для своевременной выплаты заработной платы, либо в росте товарных запасов.

5. Обеспечение  материально-финансовой сбалансированности  инвестиционных процессов в регионе. Решение этой задачи во многом зависит от экономической структуры региона и возможностей развития материально-технической базы непроизводственной сферы. Отсутствие рынка подрядных работ, с одной стороны, и рынка финансовых ресурсов — с другой, привело в конечном счете к огромному количеству долгостроев, замороженных строек, омертвлению средств, технической отсталости новых предприятий, технология которых устаревает за десятилетия строительства.

Создание финансовой системы, адекватной рыночной экономике, не может  ограничиться формальным изменением существующих финансовых структур и их связей с  различными звеньями экономики —  необходима ее радикальная перестройка  в соответствии с новой ролью  финансовой системы в механизме  управления социально-экономическим  развитием общества.

Достижение сбалансированности материально-вещественных и финансово-стоимостных  пропорций в экономике региона  осуществляется путем разработки финансового баланса региона и регионального бюджета.

А. Финансовый баланс региона отражает все имеющиеся в регионе источники финансовых ресурсов и направления их использования.

В доходной части финансового  баланса выделяются пять основных групп  источников, различающихся механизмом образования:

• доходы, образующие местный  бюджет (нормативы, лежащие в основе образования этих доходов, регулируются государством);

• рентные платежи за используемые природные ресурсы, определяемые качеством ресурсов и условиями  их добычи, что обусловливает необходимые  затраты;

• поступления из вышестоящих  бюджетов, определяемые долей региона  в использовании средств, связанных  с реализацией функций государства;

• внебюджетные средства как  результат вторичного распределения  доходов предпринимателей и населения, образуемые преимущественно на добровольной основе;

• заемные средства, привлекаемые для развития рынка и рыночных отношений в регионе.

В расходной части финансового  баланса отражаются направления  использования иммобилизованных финансовых ресурсов на различные социально-экономические  нужды. Расходная часть финансового  баланса охватывает затраты, связанные  с расширенным воспроизводством элементов региональной системы, с  финансированием социальной сферы  и с обеспечением участия в  формировании финансовой базы других государственных экономических  структур (вышестоящих бюджетов, бюджетов министерств и ведомств).

Анализ сводного финансового  баланса региона позволяет:

• выделить три группы доходов: а) доходы, которые образуются за счет распределения и перераспределения  доходов предприятий, организаций  и населения данного региона, — собственные доходы; б) заемные средства — долгосрочные и краткосрочные кредиты; в) средства, выделяемые из других бюджетов, — вышестоящих и ведомственных;

• установить величину поступлений  средств от населения, их роль в общей  величине  финансовых ресурсов региона  и распределение между бюджетами;

• установить структуру  расходов финансовых средств и участие  региона в формировании других бюджетов;

• ответить на вопрос о способности  региона существовать в условиях самофинансирования.

Б. Региональный бюджет — инструмент прямого активного вмешательства государственных органов региона в процесс социально-экономического развития региона: его производственной и социальной сфер.

На всех уровнях территориальной  системы главным источником финансирования социальных и природоохранных мероприятий, создания социально справедливых условий  для проживания на данной территории является региональный бюджет, основным источником пополнения которого служат налоги.

Реализация на практике принципа экономической самостоятельности  региона существенно меняет роль регионального бюджета в финансовом обеспечении региональных программ социально-экономического развития. Во-первых, этот бюджет становится основным источником финансирования развития социальной сферы  и инфраструктурного обустройства территории. Во-вторых, доходная часть  регионального бюджета реально  ставится в зависимость от эффективности  хозяйственной деятельности на территории. Причем у региональных органов власти  появляются рычаги воздействия на общеэкономическую  обстановку в регионе и возможности  активизации предпринимательской  деятельности. К таким рычагам  прежде всего относятся арендные платежи  за используемую территорию и помещения, налоги на доходы кооперативов и малых предприятий, местные  налоги. Доходная часть формируется за счет распределения и перераспределения созданного ВРП. Она включает платежи из прибыли предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, налоги с населения, средства, выделяемые региону при перераспределении ресурсов, остающихся у предприятий и организаций, а также при перераспределении средств вышестоящих бюджетов.

На выбор рациональной экономической политики региона  существенное влияние оказывают  объективно складывающиеся отношения  между уровнем ставок налогообложения  и фактическим поступлением налогов  в бюджетную систему региона.

2.2 Особенности региональной бюджетной системы в России

 Бюджетный  федерализм — такое устройство бюджетной системы страны, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти, основанную на четких, закрепленных законодательством нормах.

Бюджетный федерализм отражает характер распределения и перераспределения  налогов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами  субъектов Российской Федерации, исходя из необходимости обеспечения единства общегосударственных интересов, интересов  населения, проживающего на территориях  субъектов Российской Федерации, и  входящих в них муниципальных  образований.

В настоящее время в  России принят способ выравнивания бюджетных  доходов и расходов по регионам страны с помощью системы трансфертов. Необходимость в бюджетных трансфертах между государственным и территориальными уровнями объясняется следующим. С учетом первостепенности государственных интересов над региональными общепризнанно такое иерархическое построение налоговых систем, при котором наименее значимые (по объему собираемых налогов, по периодичности сбора) налоговые источники закрепляются за нижними уровнями государства.

Для трехуровневой территориальной  структуры (федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет) распределение  налогов выглядит следующим образом: земельный — низший уровень, имущественный  — средний, подоходный с физических лиц и на прибыль, НДС и акцизы — верхний. Однако имущественные  налоги, включая земельный, не являются достаточно крупными (на размер налога оказывают влияние рыночные факторы, например, в одинаковых по количеству жителей регионах, но расположенных  на разном удалении от транспортных и  промышленных узлов, будет разная рыночная стоимость недвижимости и, следовательно, разный размер налога) и стабильными (они обычно уплачиваются раз в  год), их взимание сопряжено с серьезными техническими трудностями, в первую очередь связанными с определением стоимости имущества. Поэтому в условиях распространенного в мире процесса децентрализации управления и передачи расходов на нижестоящие уровни (в соответствии с принципом «расходы должны осуществляться на том уровне, население которого преимущественно пользуется услугами, обеспечиваемыми данными расходами») эти налоги не могут реализовывать расходные требования региональных бюджетов, что и  определяет необходимость перераспределять поступления от наиболее действенных и надежных налогов — подоходного с физических лиц и на прибыль.

Инструментами реализации бюджетного федерализма выступают: трансферты, субвенции, дотации.

Трансферты, предоставляемые регионам из федерального фонда поддержки регионов, обладают выраженной социальной ориентацией и призваны содействовать выравниванию бюджетной обеспеченности разных территорий в расчете на душу населения.

Трансферты, называемые иногда также грантами, принято делить на общие и целевые. Общие трансферты используются для корректировки  общих уровней доходов региональных бюджетов. Целевые выполняют функции, определенные федеральными органами, их размер необязательно зависит  от уровня бюджетной обеспеченности в расчете Йа душу населения. Если общие трансферты используются регионами  по их усмотрению и не обусловлены встречным финансированием, то целевые трансферты связаны рядом условий. Поэтому целевые трансферты выделяются в самостоятельную группу, которую называют субвенциями.

Субвенции представляют денежные средства, выделяемые федеральным бюджетом или бюджетами регионов в пользу других регионов. Они имеют ярко выраженное целевое назначение. Неиспользование субвенций на цели, для которых они предназначены, влечет необходимость их возврата. Субвенции призваны стать одним из источников финансовых ресурсов для обеспечения саморазвития регионов.

Дотации есть средства безвозмездной бюджетной поддержки региона, обусловленной объективными неблагоприятными факторами, временными или постоянными. Дотации используются для финансовой поддержки определенных видов экономической деятельности, объектов, социальных процессов, категорий населения.

Даже такая простая  систематизация межбюджетных перетоков  финансовых ресурсов помогает упорядочению бюджетно-налоговой системы и  реализации принципов бюджетного федерализма, способствует переходу регионов в режим  саморазвития.

Трансферты, субвенции, дотации  и другие виды бюджетного финансирования учреждений культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной помощи призваны создать финансовую базу, гарантирующую  достижение и поддержание достойного уровня удовлетворения социальных запросов населения региона.

Адресная ориентация этой формы бюджетного финансирования —  некоммерческие организации и население. Это особое направление — перспективное, не обещающее немедленной отдачи. Однако именно оно обеспечивает движение к саморазвитию. Конкретные формы  реализации концепции бюджетного федерализма  зависят от сочетания двух взаимодополняющих  тенденций — конкуренции между  региональными органами власти на условном рынке социальных услуг, с одной  стороны, и выравнивания условий  этой конкуренции и обеспечения  на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов — с другой.

Специфика бюджетного федерализма  в современной России состоит  в том, что реформирование межбюджетных отношений происходит в сложных  условиях переходного периода, когда  еще не действуют в полную силу присущие рыночной экономике и  демократическому государству механизмы. Как показывает мировой опыт, в кризисные периоды часто возникает соблазн централизовать экономическую и политическую власти.

Действительно, в условиях унитарной бюджетной системы  центральное правительство, видимо, имело бы меньше ограничений в  проведении жесткой политики финансовой стабилизации. Однако в современных  условиях России усиление централизации  бюджетно-налоговой системы затруднено. Представляет интерес и тот факт, что в Федеральном законе «Об  основах бюджетной системы» реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся, в частности, в  установлении закрытого перечня  налогов, действующих на всей территории РФ. В то же время в Законе выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Российской Федерации  и местный. Важно отметить, что  отнесение налогов к тому или  иному уровню осуществляется в зависимости  от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства. На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням  бюджетной системы принимать  решение по отдельным вопросам взимания налогов (определения конкретных размеров ставок, расширения перечня налоговых  льгот и т.д.) соответствующие  органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставление местным органам власти права  распоряжаться частью федеральных  налогов (НДС, налогом на прибыль, подоходным налогом с физических лиц, транспортным налогом и т.д.) не является основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов.

Следовательно, уровни налоговой  системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых  поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в  региональные бюджеты поступают  как налоги субъектов РФ, так и  федеральные налоги. Аналогичная  картина наблюдается и при  формировании доходов местных бюджетов: кроме закрепленных за ними местных  налогов они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Таким образом, федеральные  налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов  устанавливаются Федеральным собранием  РФ. При этом ставки налогов на отдельные  виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Информация о работе Финансы регионов