Финансы регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:43, реферат

Описание

Бюджетная система региона составляет именно часть целого (пока существует целостность государства) и отражает степень централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных сил. В то же время она — гарант региональной самостоятельности и ответственности.
Целью настоящей работы является анализ региональной финансовой системы как одного из важнейших элементов финансовой системы общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ….3
1.1 Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти…………………………………………………………………...6
1.1.1 Доходы региональных бюджетов………………………………….7
1.1.2 Расходы региональных бюджетов……………………………….10
1.1.3 Местные бюджеты………………………………………………….12
1.1.4 Роль и место бюджета развития региона………………….…….14
1.2 Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие региона…………………………………………………………………………..15
1.3 Региональные внебюджетные фонды……………………………………17
2. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ СИСТЕМ…………………………………………………………………………19
2.1 Задачи финансовой системы в процессе регионального воспроизводства..............................................................................................20
2.2 Особенности региональной бюджетной системы в России…………..27
Заключение…………………………………………………………………..…..34
Список использованных источников…………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Реферат Регионал эк-ка.docx

— 162.66 Кб (Скачать документ)

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как методы наделения региональных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов  их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости  многократного обращения за ссудами  из вышестоящих бюджетов. В целом  это приведет к осложнению в финансировании плановых мероприятий. Поэтому, видимо, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средствами. Представляется, что дотация может  иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в  области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический  потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии покрыть необходимые расходы. Примером могут служить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых па местах не хватает средств.

1.1.2 Расходы региональных бюджетов

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, процесс  урбанизации являются основными  факторами увеличения числа и  объема региональных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с  урбанизацией, т. е. расширением социально-бытовой  инфраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоянно увеличивается  удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные  расходы на одного жителя в 5-7 раз  выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских  бюджетов, темпы роста которых  опережают темпы роста звеньев  местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических  и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства  и улучшению благоустройства  населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание  расходов связано как с новым  строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В настоящее время одним из главных  направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения  в будущем собственных доходов.

Региональным органам подведомственна  подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь  учреждения народного образования  и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них  расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских  бюджетах они составляют приблизительно половину всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - 60-86%.

Развитие урбанизации проявляется  в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы  имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением  местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального  строительства, повышением стоимости  основных фондов коммунального хозяйства  и уровня его технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к  удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы  в расчете на одного жителя выше, - также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием  урбанизации растут потребности  жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все  в больших масштабах развивается  коммунальное хозяйство, торговля и  т. д.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация  сельского хозяйства, увеличение числа  городов и городского населения  усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния  окружающей среды. Поэтому одной  из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших  городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование  выделяемых на эти цели бюджетных  ассигнований. Целесообразно разбить  городские территории на участки  и давать подряды на их обслуживание на конкурсной основе городским специализированным организациям по благоустройству, кооперативам. Конкурсность и состязательность между  ними не только будут содействовать  экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

 

1.1.3. Местные бюджеты

Региональные бюджетные  системы включают в себя местные  бюджеты. Местный бюджет — это  бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления. Местные бюджеты финансируют  местные расходы, которые, особенно в сельских районах, имеют для  населения большое значение. Это  главным образом социальные запросы  населения: здравоохранение, образование, жилищное строительство, строительство  и эксплуатация дорог местного значения, благоустройство, социальное обеспечение, торговля и общественный порядок.

Основой установления ответственности  и объема расходов местных органов  является степень общегосударственной  значимости тех или иных расходов. Часть расходов государством признается обязательными на всей территории страны и закрепляется в законодательном  порядке за местными властями. Эти  расходы находятся под особым контролем центра и, если не хватает  местных доходов, финансируются  из вышестоящего бюджета. Другая часть  расходов определяется в рамках законодательства местными властями самостоятельно и  финансируется только из собственных  средств.

В одних странах местные  расходы финансируются в основном за счет дотаций (субсидий, субвенций) от вышестоящих органов власти, в  других — за счет поступлений местных  налогов, которые более разнообразны, чем основные налоги, формирующие центральный бюджет. Разнообразие относится не только к наименованиям налогов, но и к способам их установления, исчисления. На местные налоги сильное влияние оказывают исторические традиции, что часто делает невозможным механическое заимствование местных налогов одной страны для другой.

Местными являются налоги, которые устанавливаются самостоятельно органами местного самоуправления и платежи по которым полностью поступают в местные бюджеты.

В этом смысле в России многие местные налоги, например, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, не являются «местными налогами» в полном смысле, так как они устанавливаются федеральными органами власти и, более того, не полностью поступают в местные бюджеты. По структуре, перечню элементов, выполняемым функциям, видам доходов, их перераспределению, способу построения местные бюджетные системы во многом аналогичны региональным.

В основу построения бюджетов и внебюджетных фондов органами власти закладываются принципы реальности, гласности, единства и полноты.

Принцип реальности предусматривает  правдивое отражение в бюджете  финансовых операций правительства, соответствие утвержденным по бюджету суммам.

Принцип гласности предусматривает  доступ представителей общественности к бюджетной документации и результатам  исполнения бюджета.

Принципы единства и полноты  означают сосредоточение в бюджетах и во внебюджетных фондах всех производимых органом власти расходов и собираемых доходов, наличие единой бюджетной  системы в государстве, единообразие финансовых документов и бюджетной  классификации.

Во многих странах мира законодательно определено, что собственные  доходы местных бюджетов не могут  быть отчуждены и что местные  органы власти в отличие от региональных и государственных обязаны придерживаться плана доходов и расходов бюджета, не допуская превышения доходов над  расходами.

1.1.4. Роль и место бюджета развития региона

Важнейшей частью бюджета  региона является региональный бюджет развития, который отражает возможности государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионе.

Целями разработки бюджета  развития региона являются:

• поддержка важных (приоритетных) для экономики региона инвестиционных проектов;

• финансирование неэффективных, но насущно необходимых мероприятий по развитию экономики региона;

• предоставление возможности  получения гарантий под кредиты  на реализацию эффективных инвестиционных проектов.

Бюджет развития региона  является составной частью регионального  бюджета, средства которого используются для кредитования, инвестирования и  гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Денежные средства, направленные в бюджет развития региона за счет внутренних средств, не подлежат секвеструв течение финансового года.

Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:

• внутренних и внешних  заимствований региона на инвестиционные цели;

• части доходов республиканского бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в республиканской собственности;

• части доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения объектами республиканской собственности;

• доходов республиканского бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;

• сумм инвестиционных налоговых  кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.

Денежные средства бюджета  развития региона направляются на следующие цели:

• финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;

• исполнение обязательств региона по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.

Направление денежных средств  бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности  и срочности.

Следует отметить, что успешность экономических преобразований по пути создания современной экономической  системы во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры региона. К числу важнейших элементов рыночной инфраструктуры относится банковская система региона.

1.2 Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие региона

Важнейшая составная часть финансового  обеспечения населенных мест, развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры - средства предприятий и хозяйственных  организаций. Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных  для социально-бытовой инфраструктуры, является их прибыль. Из прибыли, которая  остается в распоряжении предприятий, формируются целевые фонды, в  том числе фонды социального  развития. Само название этого фонда  свидетельствует о главной его  цели - развитии социальной сферы. За счет средств этих фондов коллективы предприятий  удовлетворяют свои потребности  в жилье, социально-культурных и  бытовых услугах.

Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Доходы, получаемые от эксплуатации предприятий, производящих некоторые  услуги, не покрывают затрат на их содержание. Поэтому за счет прибыли промышленных, строительных, транспортных и других предприятий покрываются убытки ведомственного жилищно-коммунального  хозяйства и расходы на содержание социально-культурных учреждений.

Развитие промышленности в городских  поселениях сопровождается, как правило, ростом числа их жителей. И то, и  другое ведет к увеличению нагрузки на городские коммуникации, что требует  их реконструкции и увеличения эксплуатационных расходов. Однако региональные органы власти не всегда располагают для  этого необходимыми ресурсами. Все  это вынуждает их обращаться за помощью  к предприятиям, находящимся на подведомственной им территории. Предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия. Руководители предприятий сами понимают, что нормальная работа их предприятий, уровень производительности труда  в значительной степени зависят  от состояния социальной инфраструктуры города. Поэтому промышленные предприятия  берут на себя часть забот по содержанию городского хозяйства.

В последние десятилетия в практику хозяйственной работы на местах широко внедряется метод долевого участия  предприятий в создании объектов инфраструктуры. Такая форма участия  средств ведомств вызвана ростом потребности в инфраструктуре, повышением ее технической оснащенности, недостаточностью средств у некоторых предприятий  для сооружения отдельных инфраструктурных объектов. Современные объекты социально-бытовой  инфраструктуры не только значительны  по мощности, но и требуют сложного инженерно-технического оснащения, что  уже непосильно для отдельных  предприятий-застройщиков. Все чаще предприятия стали объединять свои средства со средствами региональных органов. Подобная форма использования средств предприятий прогрессивна и перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и региональных органов, более рациональному их использованию, комплексности застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств.

Информация о работе Финансы регионов