Финансы регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:43, реферат

Описание

Бюджетная система региона составляет именно часть целого (пока существует целостность государства) и отражает степень централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных сил. В то же время она — гарант региональной самостоятельности и ответственности.
Целью настоящей работы является анализ региональной финансовой системы как одного из важнейших элементов финансовой системы общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ….3
1.1 Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти…………………………………………………………………...6
1.1.1 Доходы региональных бюджетов………………………………….7
1.1.2 Расходы региональных бюджетов……………………………….10
1.1.3 Местные бюджеты………………………………………………….12
1.1.4 Роль и место бюджета развития региона………………….…….14
1.2 Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие региона…………………………………………………………………………..15
1.3 Региональные внебюджетные фонды……………………………………17
2. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ СИСТЕМ…………………………………………………………………………19
2.1 Задачи финансовой системы в процессе регионального воспроизводства..............................................................................................20
2.2 Особенности региональной бюджетной системы в России…………..27
Заключение…………………………………………………………………..…..34
Список использованных источников…………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Реферат Регионал эк-ка.docx

— 162.66 Кб (Скачать документ)

Но в то же время надо отметить, что в условиях становления рыночных отношений и экономического кризиса  многие предприятия в целях снижения себестоимости своей продукции  и повышения конкурентоспособности  идут по пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Тем самым усиливается нагрузка на региональные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры.

 

1.3 Региональные внебюджетные фонды

В связи с расширением для  региональных органов власти возможностей по объединению средств предприятий  и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема места объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий стало  образование территориальных внебюджетных фондов экономического и социального  развития.

Внебюджетный фонд местного органа власти может формироваться за счет:

  • добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций, средств самообложения населения;
  • доходов от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей, аукционов;
  • привлечения на добровольной основе средств предприятий, колхозов, кооперативов, других общественных организаций и граждан;
  • штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу объектов историко-культурного назначения и др.

Такие фонды создаются на основании  решений региональных представительных органов, в соответствии с которыми исполнительные органы открывают в  банках специальные счета для  хранения средств, поступающих в  фонды. Для управления фондом создается  коллегиальный орган, состоящий  из представителей региональных органов  власти и заинтересованных предприятий  и организаций. Коллегиальный орган  принимает решение об использовании  средств фонда.

Мобилизованные в такие фонды  средства могут быть направлены на расходы: связанные со строительством на кооперативных началах объектов социально-культурного назначения; не запланированные в бюджете  на текущий год (главным образом  на расходы по благоустройству); связанные  с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также финансированием  плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов; связанные  с перерасходами установленных  смет и нормативов (например, перекрытие установленных сметных расходов на строительство, пополнение установленных  нормативов собственных оборотных  средств подведомственным предприятиям и другие незапланированные расходы).

Средства, полученные за счет взносов  предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

Создание фондов развития местного хозяйства в населенных пунктах  содействует:

  • концентрации средств предприятий и региональных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;
  • усилению материальной заинтересованности региональных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;
  • укреплению финансовых ресурсов региональных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;
  • более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества;
  • усилению экономической связи региональных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;
  • освобождению предприятий от выполнения не свойственных им функций по развитию местного хозяйства.

 

2. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ СИСТЕМ

В условиях становления рыночных отношений финансовой политике принадлежит  особая роль: она должна не только выполнять  социальные функции, но и активно  стимулировать подъем экономики, способствовать расширению сферы рыночных отношений, участвовать в формировании конкурентной среды и создании полноценного рынка. Ориентация на децентрализацию, лежащая в основе реформы всей системы управления, предполагает усиление экономической и финансовой самостоятельности регионов. Это, однако, не исключает необходимости перераспределения части федерального бюджета между субъектами Федерации. Более того, механизм объективного перераспределения части общих средств в форме непосредственной передачи их в бюджеты субъектов Федерации (трансфертов) является важным условием укрепления Федерации.

Содержание региональной бюджетной системы образуют следующие элементы: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности, региональные финансовые и налоговые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами.

Региональные бюджетные  системы большинства государств состоят из региональных подсистем  разного уровня. При иерархическом  построении территориальной организации  государства между этими подсистемами возникают бюджетные отношения, во многом аналогичные отношениям типа «государство — регион».

2.1 Задачи финансовой системы в процессе регионального воспроизводства

Региональная  бюджетная система — это составная и обособленная в рамках закона часть общегосударственной бюджетной системы, включающая консолидированный бюджет региона, его региональную часть, бюджеты территориальных образований, входящих в регион, а также внебюджетные фонды региона.

Вне зависимости от меры автономности субъекта Федерации бюджетная  система региона составляет именно часть целого (пока существует целостность  государства) и отражает степень  централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных  сил. В то же время она — гарант региональной самостоятельности и  ответственности.

Консолидированный бюджет региона  включает в себя непосредственно  сам бюджет, бюджеты городов областного подчинения, бюджеты районов, каждый из которых объединяет входящие в  состав района бюджеты местных органов  власти. Структура, набор подсистем  и внутренние взаимосвязи большинства  региональных бюджетных систем повторяют  структуру и взаимосвязи соответствующих  административно-территориальных единиц, их уровней и органов управления. Данные системы, отражая территориальную  организацию государства, могут  стать искусственными и малополезными, если лишь формально отвечают этой организации, особенно если последняя  есть выражение не исторического  развития, а конъюнктурно-политических решений.

Совершенствование финансовых и налоговых отношений между  РФ и ее субъектами, а также между  органами государственной власти и  местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения  субъектов РФ и муниципальных  образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию, и направить ее на помощь наиболее депрессивным регионам.

Необходимые условия реализации задач повышения эффективности  региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере:

• бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ;

• законодательное разграничение  полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных частей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

• возможность при формировании бюджетов определять и учитывать  финансовый и налоговый потенциалы каждого субъекта РФ;

• сбалансированность бюджетов всех уровней;

• право — в пределах собственных финансовых ресурсов —самостоятельного  принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений  о направлениях и масштабах использования  бюджетных средств;

• контроль за целевым расходованием  средств, выделяемых из федерального бюджета  на социально-экономическое развитие регионов.

При установлении рациональных распределительных отношений между  различными уровнями государственного управления используются различные  подходы: договорный, избирательный, уравнительный.

Договорный подход основан на заключении федеральным центром индивидуальных договоров с каждым из субъектов Федерации об условиях (нормах, пропорциях) разделения бюджетных доходов в целом или разных видов налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты. Такой подход вносит демократическое начало в управление финансами. Но трудно применить его в условиях, когда запросы субъектов Федерации на свою долю в консолидированном бюджете намного превосходят бюджетные возможности.

Избирательный подход основывается на выделении регионов, пользующихся селективной поддержкой. За ними признаются особые права на использование бюджетных средств и получение налоговых поступлений. Негативные стороны этого метода — отсутствие обоснованных критериев предпочтений, возможность волюнтаристских подходов и нарушения принципа социальной справедливости.

Уравнительный подход опирается на изложенный выше принцип выравнивания социально-экономического положения разных регионов посредством перераспределения бюджетных средств в пользу субъектов Федерации, находящихся в невыгодных, неблагоприятных условиях.

Финансовая политика региона  должна строиться с учетом всех финансовых потоков, образующих его финансовый потенциал, и целесообразности всех расходов. Формирование финансового  потенциала неразрывно связано с  налоговой политикой, с ее действенностью и способностью влиять на развитие предпринимательской сферы.

Задачами управления финансами в регионе являются: достижение материально-финансовой сбалансированности социальноэкономического развития региона, мобилизация свободных финансовых ресурсов, контроль за соблюдением пропорции между денежными доходами населения и возможностями потребительского рынка, создание условий для нормального денежного оборота.

Экономическая самостоятельность  в управлении региональной экономикой требует существенного изменения  подхода к распределению и  перераспределению созданной чистой продукции региона. Если до распада СССР большая ее часть перераспределялась через национальный бюджет, то переход к рыночным отношениям ведет к децентрализованному распределению созданного национального дохода на всех уровнях территориальной системы в целях комплексного развития всех ее структур.

Финансовые отношения  в регионе строятся на их тесной связи с развитием производства, с предпринимательской деятельностью  как основным источником воспроизводства  финансовых ресурсов. Укрепление финансовой базы региона предполагает прежде всего  развитие предпринимательской активности.

Основными элементами построения рациональной системы финансовых связей региона являются следующие.

1. Установление  материально-финансовой сбалансированности, которая достигается путем разработки двух взаимосвязанных документов: финансового баланса региона и регионального бюджета. Материально-финансовая сбалансированность социально-экономического развития региона означает согласованность материальных и финансовых пропорций в процессе функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.

2. Мобилизация  свободных финансовых ресурсов, которая позволяет решить проблему обеспечения развития и расширения производства за счет внутренних возможностей. До последнего времени такая задача на региональном уровне практически не стояла, так как само понятие свободных финансовых ресурсов было более чем условно: подавляющая часть доходов предприятий изымалась в централизованные и ведомственные фонды, а свободные средства населения не могли быть использованы для расширения хозяйственной деятельности. Возможность получения государственных капитальных вложений не стимулировала использование кредитных ресурсов, доля которых в инвестициях не превышала 1%.

3. Контроль за  соблюдением пропорции между  денежными доходами населения  и возможностями потребительского  рынка. Эта пропорция всегда находилась в центре внимания региональных органов управления. Разрыв между денежными доходами и расходами населения, утверждаемым планом товарооборота и централизованно выделяемым товарным покрытием означает разрыв между спросом и предложением, который необходимо было сократить за счет так называемых внутренних резервов (повышение производства товаров и услуг на подведомственных предприятиях и в организациях, вовлечение различными способами в это производство предприятий союзного и республиканского подчинения).

Информация о работе Финансы регионов