Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:51, курсовая работа
Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются
основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на
затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и
предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в
целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают
основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных
отношений.
Введение..........................
1.Цена равновесия......................
2. Структура цены, виды цен ................
3. Факторы ценообразования................
Список литературы....................
жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат
занижения цен по
сравнению с уровнем
рационирования спроса путем введения карточной системы и другими способами
нормированного распределения.
2. Виды цен, структура цены
Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров,
то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и
производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того,
где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные
виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется
множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье,
полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров;
Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой
взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти
изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования
затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны, между
собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов
рыночного хозяйственного механизма.
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен
можно разделить на различные группы.
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по
которой предприятия
реализуют произведенную
сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом). К числу оптовых цен
относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные
производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам,
промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены
от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и
акцизы. НДС не включается
также в стоимость
материально-технических ресурсов. В международной торговле сделки, за редким
исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым
ценам. Биржевая цена также считается оптовой.
Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или
мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на
предприятиях общественного питания — особая форма розничной цены.
Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены. В сфере
обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная). Разница между
ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой
предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку).
Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и
розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени
конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и
регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые
производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном
рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена
производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке
покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в
оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства
— цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней
прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые
соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ,
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых
перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо
ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены, в свою очередь, могут
быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые
(защитные) цены. В
числе регулируемых цен
— это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей
продукции или услуг. Фиксированные цены — это цены,
устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по
решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные,
скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены,
которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение
всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.
Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».
Твердые цены применяются в сделках:
• с немедленной поставкой;
• с поставкой в течение короткого срока;
• предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках
поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не подлежит»
должна присутствовать обязательно.
Подвижная цена — такая цена, когда в договоре
предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть
пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена
изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена,
зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта
оговорка называется
«оговорка о повышении и
оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5%
пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной
цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об
изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные
сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары.
Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения
договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в
издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления
продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на
ресурсы и т.д.) Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным
сроков изготовления. Например, сложное промышленное оборудование, суда. При
подписании договора в этом случае, фиксируется исходная (базисная цена), то
есть цена, применяемая в качестве базы для расчетов. Оговаривается ее
структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы,
зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизацию), прибыль,
а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут
пользоваться. Следует отметить, что эти виды цен широко используются в
международной торговле. В условиях оживленной конъюнктуры рынка при
установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор
(контракт) могут
быть внесены некоторые
установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр
цены не производится, определен процент возможного изменения цены (например,
не свыше 10% от общей суммы затрат). Этот предел называется лимитом
скольжения. В договоре или контракте может быть предусмотрено, что
скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь на
определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с указанием
величины в процентах от общей стоимости заказа.
4. По способу получения информации об уровне цены различают
публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются
поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или
контракте.
Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и
фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и
прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печатных
изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы,
специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты. Справочные цены могут
быть, во-первых, номинальными, то есть не связанными с реальными
коммерческими операциями. Номинальные цены применяется в
качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится
с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой,
так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на
аналогичные изделия. В качестве базисной цены понимают цену товара
определенного качества, спецификации, в заранее установленном географическом
пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены по
сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок со справочных цен в
процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%. Номинальной называют биржевую
котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было заключено
сделок.
Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими прошлые сделки,
операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю), т.е. – Базовыми.
Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при
исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных
средств используются базовые цены. Базовыми ценами считают цены, действовавшие
на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в
соглашении.
Цены фактических сделок также являются справочными. Однако эти цены регулярно
не публикуются, а появляются в печати эпизодически. Цены предложения крупных