Формирование государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
• изучить особенности формирования государственного бюджета;
• рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
• охарактеризовать суть государственного долга.

Содержание

Вступление 3
1. Понятие государственного бюджета 5
1.1 Общие принципы формирования бюджетной системы 5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета 9
1.3 Суть бюджетного дефицита 14
2. Государственный долг как составная часть государственного бюджета 17
2.1 Понятия и принципы государственного долга 17
2.2 Стратегия управленя государственным долгом РФ 21
2.3 Государственный долг Российской Федерации 37
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа состоит из  1 файл

Формирование государственного бюджета.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

     Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

     Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

     Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным  краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

     Эмитентом облигаций государственного займа  от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ, владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

     Обслуживание  государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

     Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).

     Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ9.

     Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

  • срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
  • признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
  • по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

      С появлением долга появляется обязанность  управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а так же по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования ( выпуска новых займов для того, что бы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.

      Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции в этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны –должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

      Займы также классифицируются по форме  выплаты доходов и методам размещения.

      Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия. Внешние  облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

      Взятые  взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита10.

        С появлением долга появляется обязанность управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а так же по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования ( выпуска новых займов для того, что бы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.

      Конверсия – изменение условий займа  и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции в этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны – должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

      Консолидация  – изменение условий займа, связанное  с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.

      Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности; выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке; секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств; обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

2.2 Стратегия управления государственным долгом РФ.

 

   Внешний долг Российской Федерации формировался в неблагоприятных экономических и политических условиях, а также в значительной степени унаследован от бывшего СССР. Специфика формирования внешнего долга России обусловливает особенности его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42 % внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами-членами Парижского клуба, другими странами -официальными кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд. долл. (около 5 %) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37 % внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа -ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), весьма затруднительно.

   К началу 2003 года долгосрочный рейтинг России по заимствованиям в иностранной валюте и облигациям внешних облигационных займов согласно терминологии международных рейтинговых агентств соответствовал “среднему качеству инвестиций с некоторыми спекулятивными элементами”. Кардинальное улучшение рейтинга и переход в инвестиционную категорию предполагают улучшение ряда макроэкономических индикаторов, отражающих долговую устойчивость экономики, до средних значений, характерных для стран с инвестиционным рейтингом в пределах Baal - ВааЗ (низшие пределы инвестиционного рейтинга по методологии агентства Moody's).

   В частности, в соответствии со сложившейся практикой  оценки инвесторами платежеспособности суверенного заемщика и принятых в международной практике показателей  долгового бремени страны, отношение  государственного долга к валовому внутреннему продукту не должно превышать 40-42% ВВП, отношение общего внешнего долга страны (включая долг регионов и частного сектора) должно находится на уровне 60% от ВВП, а коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение всех платежей по общему внешнему долгу страны к поступлениям по счету текущих операций) - на уровне 13 - 14 %. Последний показатель для России в настоящий момент составляет около 11,9 % и увеличится до 14,3 % в 2003 году. Вместе с тем, показатель отношения общего объема долга к поступлениям по счету текущих операций пока превышает показатель стран с инвестиционным рейтингом (131% против обычных 80-90%).

   По  другим параметрам Российская Федерация  превосходит значительное число  стран с инвестиционным рейтингом. В целом, при реализации базового сценария макроэкономического прогноза и сохранении позиции России в качестве нетто-плателыцика по внешнему долгу предпосылки для перехода России в инвестиционную категорию кредитного рейтинга будут полностью сформированы к 2005 году.

   Повышение кредитного рейтинга Российской Федерации  до инвестиционного, по существу, будет означать, что риски доступа государства и крупнейших российских компаний на международные рынки капиталов станут минимальными.

   Вместе  с тем, как показывает практика, активное управление внешним долгом, развитие внутреннего рынка государственных заимствований, наличие значительных финансового резерва и достаточных золотовалютных резервов, а также сбалансированность бюджета и высокая платежная репутация суверенного заемщика, позволяет успешно осуществлять международные займы на благоприятных условиях до достижения страной инвестиционного кредитного рейтинга. Наличие в настоящее время всех этих условий у Российской Федерации создает необходимые предпосылки для активизации внешней заемной политики в ближайший период с одновременным сохранением тенденции к улучшению показателей внешней долговой нагрузки России.

   В этой связи основным целями политики в  области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:

  1. обеспечение стабильного доступа Российской Федерации на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
  2. расширение объемов внешних заимствований на цели рефинансирования внешнего долга;
  3. активное управление внешней задолженностью с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся “пиков платежей” по государственному внешнему долгу в 2005 и 2008 годах;
  4. существенное сокращение долга бывшего СССР, задолженности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;
  5. наращивание рыночной составляющей внешнего долга Российской Федерации;
  6. проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и получения ею инвестиционного рейтинга к 2005 году.

   Следует в короткие сроки завершить урегулирование долга бывшего СССР, параллельно  в максимальной степени сокращая ту его часть, которая оформлена двусторонними межправительственными соглашениями. Временные рамки завершения процесса реструктуризации и переоформления всего долга в обязательства Российской Федерации должны быть ограничены 2003 годом. Очевидно, что сохранение части долга неурегулированной может поставить под сомнение получение Россией инвестиционного рейтинга в 2005 году. В настоящее время Россия имеет просроченную (неурегулированную) задолженность перед Кувейтом, Оманом, Таиландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой и неурегулированные взаимные финансовые требования в отношениях с Китаем и республиками бывшей СФРЮ.

Информация о работе Формирование государственного бюджета