Формирование государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
• изучить особенности формирования государственного бюджета;
• рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
• охарактеризовать суть государственного долга.

Содержание

Вступление 3
1. Понятие государственного бюджета 5
1.1 Общие принципы формирования бюджетной системы 5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета 9
1.3 Суть бюджетного дефицита 14
2. Государственный долг как составная часть государственного бюджета 17
2.1 Понятия и принципы государственного долга 17
2.2 Стратегия управленя государственным долгом РФ 21
2.3 Государственный долг Российской Федерации 37
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа состоит из  1 файл

Формирование государственного бюджета.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

     В 1992 г. внешний долг правительства  РФ более чем в два раза превышал номинальный объем ВВП. Внешний  долг правительства на 1 января 1998 г. составил немногим более 28% от ВВП, из которых на "короткий" долг (со сроком погашения менее одного года) приходилось лишь 7% ВВП. Успехи по сокращению долга и увеличению его "длины" в 1997 г. явились в первую очередь следствием вступления РФ в Парижский и Лондонский клубы международных кредиторов. По сравнению с другими развивающимися странами относительные показатели российского внешнего долга, в том числе и "короткого", не являются угрожающе большими. Если в 1999 г. отношение внешнего долга к ВВП составляло 57%, то в 2001 г. - уже 42%, а к концу 2002 - снизится до 30%.

     В абсолютном выражении внешний долг на конец 1998 г. был равен $156 млрд., а на конец 2001 - около $130 млрд. Согласно проекту федерального бюджета РФ, государственный внешний долг России на 1 января 2003 года составил $124,5 млрд., из которых задолженность по кредитам иностранных правительств составит $52,7 млрд., задолженность перед Парижским клубом кредиторов - $43,6 млрд. Из стран Парижского клуба наибольшая задолженность у России перед Германией - $18,6 млрд. Долг перед Италией на 1 января 2003 года составил $5,5 млрд., США - $3,8 млрд., Японией - $3,7 млрд., Францией - $3 млрд., Канадой - $1,7 млрд., Австрией - $2,6 млрд., Великобританией - $1,4 млрд. Долг перед кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, на 1 января 2003 года составлял $4,9 млрд., задолженность бывшим странам СЭВ - $4,2 млрд., по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм - $3 млрд., перед международными финансовыми организациями - $13,4 млрд. Объем долга по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2003 года был равен $49,2 млрд., по еврооблигационным займам - $39,9 млрд., по ОВВЗ - $9,3 млрд12.

     Государственный внешний долг РФ на 1 января 2004 года составлял в объеме $121,4 млрд. При этом задолженность по кредитам правительств иностранных государств - $54,4 млрд., Парижскому клубу кредиторов - $46,6 млрд., задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба, - $4,4 млрд., долг бывшим странам СЭВ - $3,3 млрд., задолженность по кредитам международных финансовых организаций - $11 млрд. Объем долга по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2004 года составлял $49,8 млрд., по еврооблигационным займам - $42,5 млрд., по ОВВЗ - $7,3 млрд13.

     5 июля 2005 года, в соответствии с  условиями соглашения между правительством Российской Федерации и правительствами стран-кредиторов Парижского клуба от 13 мая 2005 года о досрочном погашении части задолженности Российской Федерации, Внешэкономбанк по поручению Минфина России произвел платеж Германии, крупнейшему кредитору Российской Федерации.

     В период с 19 по 22 августа 2005 года Внешэкономбанк по поручению Минфина РФ осуществил платежи в счет погашения и  обслуживания долга перед странами-членами Парижского клуба кредиторов на сумму $2 миллиарда 72 миллиона 155 тысяч 527,17.

     Внешний долг России в январе-сентябре 2005 года снизился на 23,9%, в третьем квартале - на 19,3%. Согласно данным, опубликованным в пятницу на официальном сайте Минфина РФ, на 1 октября 2005 года размер внешнего долга РФ составил $86,8 миллиарда, на 1 июля - $107,6 миллиарда, а на 1 января 2005 года - $114,1 миллиарда. В том числе задолженность странам-участницам Парижского клуба на 1 октября равнялась $29,8 миллиарда, задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб - $6,1 миллиарда, коммерческая задолженность РФ - $2,2 миллиарда. Задолженность перед международными финансовыми организациями на 1 октября равнялась $5,8 миллиарда, в том числе $5,3 миллиарда - Всемирный банку и $0,5 миллиарда - ЕБРР. Государственный внешний долг в виде еврооблигационных займов составил $31,5 миллиарда, в виде ОВГВЗ - $7,1 миллиарда. Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России, на 1 октября равнялась $4,3 миллиардам.

     Задолженность странам на первое полугодие 2006 года - членам Парижского клуба сократилась за полугодие с 25,2 млрд долл до 24,3 млрд долл; Задолженность странам, не входящим в Парижский клуб - с 3,5 млрд долл до 2,9 млрд долл; Задолженность бывшим странам СЭВ - с 2,1 млрд долл до 2 млрд долл.Коммерческая Задолженность России по итогам 1-го полугодия 2006 г сохранялась в размере 1,1 млрд долл.Россия сократила за квартал Задолженность перед международными финансовыми организациями с 5,7 млрд долл до 5,5 млрд долл.Госдолг РФ по еврооблигационным займам уменьшился с 31,5 млрд долл до 31,2 млрд долл, по ОВГВЗ - с 7,1 млрд долл до 5,7 млрд долл.Задолженность по гарантиям, предоставленным Россией в иностранной валюте, составляла 0,2 млрд долл.

     Внешний долг органов государственного управления за 2006 г сократился с 71,1 млрд долл до 45,1 млрд долл, в том числе федеральных органов управления - с 69,9 млрд долл до 43,6 млрд долл.Новый российский долг федеральных органов управления уменьшился за 2006 г. с 35,7 млрд долл до 33,8 млрд долл. В структуре собственно российского долга на 1 января 2007 г. 5,4 млрд долл составляли кредиты международных финансовых организаций /4,8 млрд долл - МБРР и 0,7 млрд долл - прочие/, 2,6 млрд долл - прочие кредиты, 25 млрд долл - ценные бумаги в иностранной валюте /4,7 млрд долл - еврооблигации, размещенные по открытой подписке и выпущенные при реструктуризации ГКО; 19,3 млрд долл - еврооблигации, выпущенные для реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом; 1 млрд долл - ОВВЗ/, ценные бумаги в рублях - 0,5 млрд долл. Долг бывшего СССР сократился с 34,3 млрд долл на 1 января 2006 г до 9,8 млрд долл на 1 января 2007 г. В структуре бывшего союзного долга на 1 января 2007 г 0,6 млрд долл составляли кредиты стран - членов Парижского клуба кредиторов, 1,9 млрд долл - Задолженность перед бывшими социалистическими странами, 2,1 млрд долл - ОВВЗ.

На 1 января 2007 г внешний долг РФ составлял 52 млрд долл или 39,5 млрд евро. Задолженность Парижскому клубу кредиторов по долгу РФ, накопленная с 1992 г, составила 2,4 млрд долл, странам, не вошедшим в клуб - 3,0 млрд долл.Задолженность России перед странами СЭВ составляет 1,9 млрд долл, "коммерческий" долг - 0,8 млрд долл, Задолженность перед международными финансовыми организациями на 1 июля 2007 г составила 5,2 млрд долл. Самой крупной задолженностью в структуре внешнего долга являются еврооблигации - 29,0 млрд долл. Задолженность по облигациям внутреннего валютного займа - 4,9 млрд долл. Россия предоставила гарантии в иностранной валюте на 0,6 млрд долл по данным на 1 июля 2007 г. Внешний долг органов государственного управления за 1-й квартал 2007 г сократился с 44,7 млрд долл до 43,3 млрд долл, в том числе федеральных органов управления - с 43,2 млрд долл до 41,8 млрд долл.Новый российский долг федеральных органов управления уменьшился за 1-й квартал 2007 г с 33,8 млрд долл до 33 млрд долл. В структуре собственно российского долга на 1 апреля 2007 г 5,3 млрд долл составляли кредиты международных финансовых организаций /4,6 млрд долл - МБРР и 0,7 млрд долл - прочие/, 2,4 млрд долл - прочие кредиты, 24,2 млрд долл - ценные бумаги в иностранной валюте /4,7 млрд долл - еврооблигации, размещенные по открытой подписке и выпущенные при реструктуризации ГКО; 18,6 млрд долл - еврооблигации, выпущенные для реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом; 1 млрд долл - ОВВЗ/, ценные бумаги в рублях - 0,7 млрд долл. Долг бывшего СССР сократился с 9,4 млрд долл на 1 январь 2007 г до 8,9 млрд долл на 1 апреля 2007 г. В структуре бывшего союзного долга на 1 апреля 2007 г 0,1 млрд долл составляли кредиты стран - членов Парижского клуба кредиторов, 1,9 млрд долл - Задолженность перед бывшими социалистическими странами, 2 млрд долл - ОВВЗ. Внешний долг субъектов РФ в 1-м квартале 2007 г сохранился в размере 1,5 млрд долл, из которых 1 млрд долл приходилось на кредиты и 0,5 млрд долл - ценные бумаги в рублях. Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за 1-й квартал 2007 г сократился с 3,9 млрд долл до 1 млрд долл.

      Таким образом, можно сказать, что на данный момент, Россия сократила свои долги  внешним кредиторам больше чем в два раза. С 1999 года, когда долг составлял 156 млрд. дол. До 52 милд. дол. на 2007 год. 
 
 
 

 

Заключение

     Изучив  экономический смысл таких понятий  как государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг подытожим полученную информацию.  Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

     Долгое  время СССР, а в последствии и Россия находилось в состоянии бюджетного дефицита, т.е. сумма денег, которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов. Вследствие чего наше государство вынужденно было брать займы у иностранных кредиторов, такие займы в экономике называют Государственным долгом (это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Но благодаря новой политике формирования государственного бюджета, росту экономике, в бюджете России появляется все больше возможностей для погашения иностранных займов. По последним данным Минфина долг Российской Федерации составляет 52 млрд. долларов, что в два раза меньше, по данным на 2000 год.

     Таким образом можно подвести черту. Россия выбрала правильную политику действий, на данный период времени. Это приведет к полному подъему России и позволит ей завоевать былое положение.

 

Список использованной литературы

 
  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, "Дело и Сервис",  2000, 416 с.
  2. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. С. 341 - 349.
  3. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Москва: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез",  1999, 336 с.
  4. Бутук А.И. Макроэкономика. М.: ДИС,  2004, 514 с.
  5. Гаркавенко О.А. Государственный долг РФ в аспекте бездефицитности государственного бюджета // Финансовый вестник. 2004. с. 5-8
  6. Гикиш Л.В. Финансы. Таганрог: МАУП,  2003, 92 с.
  7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. Москва: ИНФРА-М,  2000, 199 с.
  8. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ,  2001, 544 с.
  9. Ефименко О.П. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит. 2004. № 1. С. 3 - 23.
  10. Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия. Москва: Банки и биржы, ЮНИТИ,  1997, 485 с.
  11. Иванов А.С. Денежно-кредитная система России: состояние и пути выхода из кризиса // Деньги и кредит. 2002. № 2. С. 3 - 6.
  12. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги, и кредит. 2003. № 9. С. 19 - 27.
  13. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов на Дону: "Феникс",  2001, 544 с.
  14. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Москва: Международные отношения,  2002, 400 с.
  15. Ревинский И.А. Курс экономики. Новосибирск: НГПУ,  1999, 238 с.

Информация о работе Формирование государственного бюджета