Формирование оптимального ассортимента на предприятии розничной торговли (на примере отдела косметики магазина «О’кей»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
Целью данной работы является изучение формирования торгового ассотримента на примере магазина «Окей»

Содержание

Введение
Глава 1
1.1 Товарный ассортимент: понятие, структура, основные характеристики
1.2 Планирование и формирование ассортимента и товарные стратегии предприятия
1.3 Особенности формирования, регулирования и размещения ассортимента товаров в розничных предприятиях
1.4 Показатели эффективности ассортимента торгового предприятия
Глава 2
2.1 Характеристика сети магазинов "Окей"
2.2 Анализ ассортимента в отделе косметики магазина "Окей"
Глава 3
3.1 Основные направления в совершенствовании работы отдела магазина в области ассортимента
Выводы и предложения
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет коммерции и маркетинга

 

Кафедра организации и технологии коммерции

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация коммерческой деятельности предприятий торговли»

 

Тема: Формирование оптимального ассортимента на предприятии розничной торговли

(на примере отдела косметики магазина «О’кей»)

 

 

Студентки факультета КиМ

                                                               Группы КК 51-Д

                                                            Шеховой О. М.

                                                                                     

 

 

Москва 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1

1.1              Товарный ассортимент: понятие, структура, основные характеристики……………………………………………………………………5

1.2              Планирование и формирование ассортимента и товарные стратегии предприятия……………………………………………………………………….9

1.3              Особенности формирования, регулирования и размещения ассортимента товаров в розничных предприятиях……………………………17

1.4              Показатели эффективности ассортимента торгового предприятия…...22

Глава 2

2.1 Характеристика сети магазинов «Окей»…………………………………...27

2.2 Анализ ассортимента в отделе косметики магазина «Окей»……………..32

Глава 3

3.1 Основные направления в совершенствовании работы отдела магазина в области ассортимента…………………………………………………………...35

Выводы и предложения…………………………………………………………36

Список используемых источников……………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.

Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.

Именно поэтому постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции.

Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.

Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.

Целью данной работы является изучение формирования торгового ассотримента на примере магазина «Окей»

Так же поставлены следующие задачи:

1.      Раскрыть понятие «Торговый ассортимент», рассмотреть основные характеристики и структуру торгового ассортимента

2.      Проанализировать методы и принципы формирования торгового ассортимента, применяемые в магазине «Окей» в отделе косметичекой продукции

3.      Выявить слабые стороны и предложить направления по усовершенствованию работы магазина в изучаемом отделе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава

1.1 Товарный ассортимент : понятие, структура, основные характеристики.

 

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям конкретных категорий покупателей. Поэтому прежде чем перейти к исследованию процесса управления ассортиментом необходимо рассмотреть понятие, структуру и показатели оценки ассортимента.

Набор товаров, предлагаемых для реализации производителем или продавцом по группам, видам, сортам, маркам и т.д. называют ассортиментом.

Большинство авторов классификацию товаров представляют по товарно-сырьевому признаку. Например:

1)     товарная отрасль (швейные изделия, зерномучные товары, овощи, грибы, кондитерские товары, мясные, рыбные товары и т.д.);

2) товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия, детская одежда и т.д.);

3) товарная подгруппа (сухарные изделия, пряники, печенье и т.д.).

По признаку потребительского назначения можно классифицировать такие изделия, как, например, строительные материалы, детские товары и т.д.

Номенклатура товаров означает простой перечень каких-либо товаров.

В коммерческой работе товары народного потребления подразделяют на производственный (промышленный) и торговый ассортимент.

Промышленным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых отдельными производственными предприятиями.

В связи с тем, что производственные предприятия, как правило, специализированы на выпуске ограниченной (узкой) номенклатуры товаров, возникает необходимость в преобразовании промышленного ассортимента в торговый (широкий), состоящий из ассортимента товаров многих производственных предприятий. Таким образом, торговый ассортимент – это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной сети.

Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро – через 7-10 лет, обновление составляет 80-100%.

Торговый ассортимент, с точки зрения организации коммерческой работы с ним, можно подразделить по ряду причин на следующие виды:

1) товары простого ассортимента, состоящие из небольшого количества видов и сортов (соль, сахар, спички, хозяйственное мыло, отдельные виды овощей и т.д.);

2) товары сложного ассортимента, имеющие в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (фасонам, размерам, расцветкам, ростам, моделям и т.д.), или, иначе говоря, в пределах одной группы насчитывают большое количество подгрупп, видов, наименований (продовольственные товары – кондитерские изделия, винно-водочные, консервы, вкусовые и значительную часть всех непродовольственных товаров);

3) в зависимости от частоты спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на товары повседневного, периодического, редкого, импульсного, пассивного спроса.

Товары повседневного спроса – товары первой необходимости, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Например, хлеб, молоко, соль.

Товарами периодического спроса – преимущественно промышленные изделия – одежда, обувь, головные уборы, ткани, трикотажные изделия, посуда и др., а также отдельные продукты питания (деликатесы, марочные вина и коньяки и т.п.), покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени.

Товарами относительно редкого спроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением наименее часто, эпизодически. К ним относятся мебель, телевизоры, радио, компьютеры, холодильные и стиральные машины, картины, ювелирные изделия.

Подбор ассортимента по указанным видам позволяет рационально организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания, более правильно разместить и построить торговую сеть. [9]

Так, например, товары повседневного спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближены к населению. Продажа товаров сложного ассортимента, периодического спроса сосредотачивается в крупных торговых предприятиях (универмагах, супермаркетах, имеющих более широкую зону обслуживания). Товары редкого спроса реализуются в небольшом количестве в специализированных магазинах.

Товары импульсивного спроса приобретают без всякого предварительного планирования и поисков. Такие товары составляют основу так называемого сопутствующего ассортимента, что дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей.

Среди торгового ассортимента выделяют также комплектные товары – гарнитуры мебели, лыжи, сервизы посуды и многие технически сложные товары (компьютеры, стиральные машины, телевизоры и др.). Товары пассивного спроса – товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Новинки типа дозиметров или индикаторов дыма пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока реклама не обеспечивает осведомленность потребителя об их существовании.

Классическими примерами всем известных и тем не менее не вызывающих спроса товаров служат страхование жизни, могильные участки, энциклопедии.

В коммерческой работе большое значение имеет учет сезонных колебаний спроса, в связи с чем выделяют сезонные товары. Причем сезонность вызывается либо условиями производства (торговля овощами, фруктами) либо особенностями потребления.

На построение ассортимента торговых предприятий оказывает также влияние специфика спроса на отдельные товары, определяемые национальным составом населения. Эти изделия составляют так называемые товары национального спроса (национальные виды и сорта хлебобулочных и кондитерских изделий, ткани особых рисунков, национальная одежда и т.д.). Отдельно можно обозначить модные товары.

Ассортимент имеет ряд характеристик, которые помогают торговому предприятию определить свою торговую политику. К ним относятся:

- широта – численность набора товаров, выделенных по определенному признаку и представленных в виде классификационной группировки. По широте ассортимента делится на:

      ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);

      ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);

      ассортимент узкий (< 200 наименований);

      ассортимент специализированный.[1]

 

- глубина – варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы;

- полнота – общая численность набора товаров;

- сопоставимость – степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и других показателей;

- устойчивость – степень колебания численности набора товаров.[3]

 

 

 

1.2 Планирование и формирование ассортимента и товарные стратегии предприятия

 

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Формирование ассортимента – процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом покупателей.

Совокупность элементов, отражающих управление ассортиментом с целью удовлетворения потребностей потребителя, представлено на рис.1

 

Рис 1. Потребитель – регулятор коммерческой деятельности.[13]

 

Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

Информация о работе Формирование оптимального ассортимента на предприятии розничной торговли (на примере отдела косметики магазина «О’кей»)