Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:27, курсовая работа
Целью написания данной работы является организация эффективной системы сбыта продукции на УП Минский мясокомбинат. Основными задачами являются:
- изучение теоретических основ, проблем и принципов организации сбыта на мясоперерабатывающих предприятиях,
- произведение анализа организации сбыта продукции на Минском мясокомбинате,
Введение………………………………………………………..….…………3
1 Теоретические основы, принципы и проблемы организации сбыта на мясоперерабатывающих предприятиях
Современное состояние и тенденции развития мясоперерабатывающей промышленности в Республике Беларусь………….5
1.2 Принципы сбытовой деятельности и каналы движения продукции……………………………………………………………………….10
1.3 Проблемы организации сбыта мясной продукции в РБ …………..18
2 Анализ и оценка организации сбыта на Минском мясокомбинате
2.1 Общая организационно- экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………………..21
Организация системы сбыта на Минском мясокомбинате...........28
3 Основные направления совершенствования сбытовой деятельности на Минском мясокомбинате……………………………………33
Заключение………………………………………………………………….41
Список использованных источников литературы ……………………….42
Введение……………………………………………………….
1 Теоретические основы, принципы и проблемы организации сбыта на мясоперерабатывающих предприятиях
1.2 Принципы
сбытовой деятельности и
1.3 Проблемы организации сбыта мясной продукции в РБ …………..18
2 Анализ и оценка организации сбыта на Минском мясокомбинате
2.1 Общая
организационно- экономическая характеристика
предприятия…………………………………………………
3 Основные
направления совершенствования сбытовой
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников литературы ……………………….42
Введение
В условиях рыночных отношений проблемой становится реализация продукции. Вызвана она множеством причин: несовершенством существующего ценообразования, слабо развитой инфраструктуры АПК, разрушением связей между производителями и потребителями, отсутствием необходимой информации о состоянии рынка, недостаточной государственной поддержки. Монополизм государственных заготовительных организаций, перерабатывающей промышленности и торговли, сдерживая развитие конкуренции на внутреннем рынке, не стимулирует насыщение его товарами. Становление рыночных отношений связано с созданием рыночной инфраструктуры, базирующейся на многообразии сбытовых структур, развитии конкуренции и коммерческих отношений.
Современный сбыт характеризуется появлением новых рыночных каналов. Постепенно происходит переориентация товаропроизводителей на альтернативные каналы сбыта - продажу на рынках, через собственную торговую сеть и предприятиям общественного питания, бартерные операции и т. п. В условиях недостаточной развитости рыночной инфраструктуры многоканальный сбыт сельскохозяйственной продукции и его разнообразные формы ввиду сложного финансового положения товаропроизводителей заменяется фактической реализацией большей части продукции торгово-посредническим структурам, по бартерному обмену, а также через собственную торговую сеть в свежем или переработанном виде. При этом сельские товаропроизводители теряют в цене, отвлекают от производства дефицитные ресурсы на создание базы хранения и переработки. Для преодоления этих тенденций следует создать организованные каналы сбыта.
В странах с развитой системой рыночных отношений сбыт является составной частью маркетинга и ориентирован на удовлетворение запросов потребителей, что позволяет предотвратить диспропорции в производстве, рационально использовать ресурсы и избежать неэффективных издержек. Ни в одной стране мира не существует единой универсальной системы, а тем более программы сбытовых отношений между категориями товаропроизводителей. Каждое государство, торговое объединение, фирма, кооператив и т.д. основываются только на определенных принципах маркетинговой деятельности.
Целью написания данной работы является
организация эффективной
- изучение теоретических основ,
проблем и принципов
- произведение анализа
- определение основных
1 Теоретические
основы, принципы и проблемы
1.1 Современное состояние
и тенденции развития
Мясоперерабатывающая
Предприятия
мясоперерабатывающей отрасли переживают
сегодня массу проблем: усиливается
тенденция недоиспользования
В структуре производства мяса в убойном весе в 2007 году говядина занимала 40.2%, свинина-47.7%, мясо птицы-10.7%, мясо прочих животных-1%, в то время как в 1990 году мясо говядины занимало-49.6%, свинины-37.1%, мясо птицы-12%, мясо прочих животных-1.3%. В 2007 году производство мяса сократилось к уровню 1990 года в 1.8 раза, закупки скота и птицы в хозяйствах всех категорий- в 2.8 раза. В колхозах и госхозах производство всех видов мяса оказалось убыточным.
В среднем производство мясной продукции в РБ в 2007 году по отношению к 1990 году составило 50%. Производство мяса и субпродуктов 1-ой категории постоянно снижалось и составило в 2007 году к 1990 году 29% или снизилась в 3.4 раза. В разрезе по областям: Гомельской и Минской- в среднем в 4.6 раза, в Гродненской- 43.8%. Производство колбасных изделий в среднем по РБ снизилась в 1.6 раза. В Минской области- в 2.7 раза, а в Гродненской области объемы производства колбасных изделий выросли на 30.2%.
В период с 1990 по 2007 год прослеживается четкая тенденция к снижению производста мяса и продуктов из него мясной промышленностью Республики Беларусь (табл.1.1).
Таблица 1.1. Производство мясной продукции мясокомбинатами Республики Беларусь
Наименование продукции |
1990г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2007г.% к 1990г. |
Мясо (включая субпро- дукты 1катег), тыс. т |
889.1 |
381.4 |
339.9 |
342.0 |
391.4 |
382.4 |
42.9 |
Говядина и телятина |
449.1 |
218.8 |
195.2 |
170.1 |
197.9 |
191.7 |
42.7 |
Баранина |
3.3 |
0.2 |
0.2 |
0.1 |
- |
- |
- |
Свинина |
260.8 |
88.6 |
77.6 |
94.7 |
11.5 |
112.3 |
43.0 |
Прочие виды мяса и cубпродукты 2 категории |
54.3 |
21.8 |
22.5 |
21.6 |
25.6 |
24.2 |
44.5 |
Колбасные изд-я, тыс.т |
216.6 |
141.3 |
149.0 |
153.9 |
163.8 |
150.1 |
69.3 |
Мясные полуфабрикаты |
109.7 |
54.9 |
50.5 |
52.5 |
61.4 |
61.0 |
55.6 |
Мясо птицы |
121.6 |
52.0 |
44.4 |
52.8 |
56.4 |
53.8 |
44.2 |
Производство мяса в среднем за период с 1990 по 2007 годы снизилось в 2.3 раза. Колбасных изделий произвели в 2007 году по сравнению с 1990 годом в 1.4 раза меньше, мясных полуфабрикатов – в 1.7 раза.
В 2007 году в деятельности мясоперерабатывающих предприятий имелись некоторые положительные изменения. Но, несмотря на это, их финансовое состояние остается напряженным из-за хронической нехватки сырья [2].
Реализация мясопродуктов в целом по республике в 2007 году по отношению к 1990 году сократилась в 2.1раза. самые значительные изменения в сторону снижения произошли в Витебской, Гомельской и Могилевской областях. Наиболее стабильной оказалась Гродненская область (табл.1.2).
Таблица 1.2. Реализация мясопродуктов рыночным потребителям, тыс. тонн
Области |
1990г. |
2005г. |
2007г. |
2007г. в % к 1990г. |
2007г. в % к 2005г. |
Брестская |
60.5 |
24.7 |
29.7 |
49.1 |
120.2 |
Витебская |
63.4 |
33.2 |
27.8 |
43.8 |
83.7 |
Гомельская |
100.1 |
35.4 |
27.6 |
27.5 |
77.9 |
Гродненская |
44.8 |
28.1 |
32.2 |
71.8 |
114.6 |
Минская |
51.1 |
30.5 |
29.5 |
57.7 |
96.7 |
Могилевская |
69.3 |
31.2 |
24.2 |
34.9 |
77.5 |
г. Минск |
180.5 |
77.1 |
92.0 |
50.9 |
119.3 |
По республике |
569.7 |
260.2 |
263.0 |
46.1 |
101.0 |
По нормам человек должен ежегодно потреблять 80 кг мяса и мясопродуктов (43-45% говядины, 36-37% свинины, 17-18% мяса птицы и 1-3% мяса других видов животных).
Потребление мяса в мире за последние 10 лет выросло на 20 %, в том числе свинины - на 26%, мяса птицы - на 50%, баранины – на 10%. Потребление говядины осталось на прежнем уровне. Потребление мяса в ряде развитых стран уже превышает названные выше нормы. В США потребляется ежегодно 115 кг мяса, во Франции – 96, в Германии – 95, в Канаде – 98 кг на душу населения. В тоже время в развивающихся странах этот показатель составляет всего лишь 23-24 кг.
Приведем данные по экспорту мясной продукции предприятиями Минсельхозпрода за 2006-2007 годы (табл.1.3)
Таблица 1.3. Экспорт мясной продукции предприятиями Минсельхозпрода
Продукция |
2006 |
2007 |
2006 в % к 2007 | |||
Натур. измер. |
Тыс. USD |
Натур. измер |
Тыс. USD |
Натур. измер |
Тыс. USD | |
Мясопродукты, тыс.т |
17.1 |
31355.2 |
20.4 |
25172.7 |
119.3 |
80.3 |
В т. ч.: свинина |
9.4 |
77660.8 |
5.7 |
7704.3 |
60.6 |
9.9 |
Говядини |
2.6 |
5794.6 |
5.1 |
6577.5 |
196.1 |
113.5 |
Колбасные изделия |
0.3 |
453.8 |
0.4 |
950.9 |
133.3 |
209.5 |
Мясные консервы, туб |
4528 |
3292 |
7942 |
3024.7 |
175.4 |
91.8 |
| ||||||
Мясопродукты, тыс.т |
16.9 |
30998.8 |
20 |
24883.7 |
118.3 |
80.3 |
В т. ч.: свинина |
9.3 |
77545 |
5.7 |
7688.5 |
61.3 |
9.9 |
Говядини |
2.6 |
5709 |
5.7 |
6547.4 |
219.2 |
114.7 |
Мясо птицы |
2.2 |
3434.7 |
4.7 |
6358.9 |
213.6 |
185.1 |
Колбасные изделия |
0.26 |
453.8 |
0.4 |
950.9 |
153.8 |
209.5 |
Мясные консервы, туб |
4528 |
3292 |
7578 |
2952.4 |
167.3 |
89.7 |
В структуре экспорта мясопродуктов экспорт в Россию занимает около 98.8%, т.е. в другие страны наша мясная продукция практически не экспортируется
В настоящее
время для предприятий
Функционирование в перспективе перерабатывающих предприятий, особенно крупных, в основном определяется уровнем конкурентоспособности производства и сбыта продукции. Поэтому необходимо адаптировать к условиям рыночной экономики не только организацию производства, но и систему взаимосвязи с поставщиками сырья, сбытом готовой продукции, взаимоотношения с государственными органами
Промышленная переработка мяса в развитых странах превышает 90%. В Беларуси же она составляет приблизительно 70%. Самые слабые звенья мясного подкомплекса – переработка, хранение, транспортировка и реализация продукции. Значительно ниже, чем в развитых странах, уровень технической оснащенности и производительности труда, вызывающий большие потери и падение качества продукции.
На душу населения в начале 90-х годов в РБ производилось 115 кг мяса, в то время как во Франции -108 кг, в Германии-73 кг, в США-125 кг и в Польше - 65 кг. В 2007 году в республике на душу населения было произведено 65 кг. До 2007 года животноводство давало около 80%, а в настоящее время- около 45% доходов сельскохозяйственных предприятий, в то время как доля продукции растениеводства выросла до 55% в структуре денежной выручки. В 2007 году произведено мяса к уровню 1990 года лишь 54% во всех категориях хозяйств и 46.8% в общественном секторе. Закупки скота и птицы снизились за этот период еще более резко [3].
1.2. Принципы сбытовой
деятельности и каналы
Эффективный сбыт сельскохозяйственной продукции является важнейшим направлением повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей.. Предприятиям АПК республики предоставлена некоторая свобода в выборе каналов реализации произведенной продукции. По мере формирования и развития рыночных отношений проблема сбыта продукции все более усложняется, так как уже недостаточно изучить спрос и произвести продукцию в соответствии с запросами промежуточных и конечных потребителей - не менее важно выбрать канал распределения и найти надежных партнеров в сфере сбыта. Ведь производство продукции может стабильно развиваться только тогда, когда налажен и гарантирован ее сбыт.