Формирование сбытовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является организация эффективной системы сбыта продукции на УП Минский мясокомбинат. Основными задачами являются:
- изучение теоретических основ, проблем и принципов организации сбыта на мясоперерабатывающих предприятиях,
- произведение анализа организации сбыта продукции на Минском мясокомбинате,

Содержание

Введение………………………………………………………..….…………3

1 Теоретические основы, принципы и проблемы организации сбыта на мясоперерабатывающих предприятиях
Современное состояние и тенденции развития мясоперерабатывающей промышленности в Республике Беларусь………….5
1.2 Принципы сбытовой деятельности и каналы движения продукции……………………………………………………………………….10
1.3 Проблемы организации сбыта мясной продукции в РБ …………..18
2 Анализ и оценка организации сбыта на Минском мясокомбинате
2.1 Общая организационно- экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………………..21
Организация системы сбыта на Минском мясокомбинате...........28
3 Основные направления совершенствования сбытовой деятельности на Минском мясокомбинате……………………………………33
Заключение………………………………………………………………….41
Список использованных источников литературы ……………………….42

Работа состоит из  1 файл

2530 Формирование сбытовой политики предприятия_new.docx

— 77.46 Кб (Скачать документ)

Данные каналы сбыта, исходя из количества участников цепи товародвижения «производитель-потребитель», классифицируются на многоуровневые, включающие в этот процесс некоторое  число посредников, и прямые.

Следует заметить, что в современных условиях сельские товаропроизводители существенную долю своих доходов теряют именно на  стадии сбыта продукции. Реализуя скот, главным образом, через заготовительную  сеть мясокомбинатов, потребкооперации или коммерческие структуры, они  наталкиваются на высочайшую степень  монополизма сбытовой, перерабатывающей и торговой сфер, неэквивалентность  обмена последних с аграрным сектором, а также большое количество посредников. Особо это касается личных подсобных и фермерских хозяйств. Развитие отрасли связано с формированием рыночных отношений, которые активизировали бы работу агропромышленного производства. Для этого необходимо взаимодействие всех составляющих элементов рынка. Важное значение принадлежит созданию рыночной системы сбыта и реализации продукции, функционирование которой основывается на свободном движении товаров, конкуренции и механизме ценообразования, учитывающем законы стоимости, спроса и предложения.

Наряду с  вертикально- интегрированными формами  сбыта (контрактная система, создание кооперативов по реализации продукции, ассоциаций, агрофирм, агрокомбинатов по производству, переработке, транспортировке  и сбыту продукции, формирующих  воспроизводственный процесс на интегрированной и кооперативной  основе), для успешного развития отрасли необходимо наличие открытой системы сбыта, включающей агробиржи, ярмарки, аукционы, оптовые базы и  рынки, прямые поставки в супермаркеты, торговые дома и магазины.

На локальных  рынках в последние годы формируются  новые, прежде не существовавшие продуктовые цепочки. Характерный пример – формирующиеся во всех регионах короткие мясные цепочки. Фермеры и ЛПХ перестают поставлять скот на переработку, забивают скот  в хозяйстве и поставляют мясо не только на городской рынок, но и напрямую в розничную сеть и общепит. Таким образом, из традиционной цепочки выпадают по крайней мере три звена (заготовитель – переработчик – холодильник), и складывается короткая цепочка (производитель – розничный сбыт – конечный потребитель). У подобной цепочки есть ряд преимуществ: небольшой объем поставки для розничных структур, сжатые ее сроки, высокое качество и быстрая оборачиваемость денег, так как расчеты осуществляются за наличные.

Из-за сравнительно слабого развития базы переработки мяса скота основной его объем поступает на мясокомбинаты, значительная часть которых акционирована, что ведет к росту цен и уменьшению прибыли  непосредственных товаропроизводителей.

Емкость рынка  и форма торговли мясопродуктами связаны как с объемом производства, так и с размещением населения  по территории того или иного региона. Поэтому организация оптовых  рынков целесообразна в крупных  городах, где ежегодное потребление  мяса и мясопродуктов значительно. В менее крупных городах могут  быть оптово – розничные рынки, на которых будет реализовываться  продукция, поступающая из хозяйств прилегающих районов.

 

 

 

 

2. Анализ и оценка организации  сбыта на Минском мясокомбинате

 

2.1. Общая организационно- экономическая характеристика предприятия

 

Минский мясокомбинат является унитарным предприятием, находящимся в коммунальной собственности Минской области и подчинено Минскому государственному объединению «Мясомолоко».

Минский мясокомбинат имеет право юридического лица и в своей деятельности руководствуется Законом РБ « О предприятиях Республики Баларусь» и своим Уставом.

Минский мясокомбинат расположен на территории Октябрьского района г.Минска по ул.Казинца 46, занимает площадь 16.71 га. Площадь застройки 6.36 га, производственная площадь 45195 кв.м.

На сегодняшний  день на Минском мясокомбинате действует 21 цех с подразделениями и количеством работающих 1300 человек.

На мясокомбинате  сформировался отдел маркетинга, который занимается исследованием потребностей, сбытом продукции, т.к. каждое предприятие исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат.

Одним из первых стратегических решений, принимаемых  предприятием должно стать определение рынка, на котором оно хочет вести конкурентную борьбу. Выбор рынка подразумевает разбиение рынка на части по критериям: разновидности продаваемых услуг и товаров, географическому региону, типу организаций и людей, покупающих товары или услуги. ММ осуществляет продажи основной доли продукции в г.Минске. Основным стратегическим направлением в деятельности предприятия является увеличение продаж продукции. ММ производит продукты первичной переработки скота, колбасные изделия, копчености, сало, полуфабрикаты. Комбинат должен постоянно разрабатывать и внедрять на рынок новые виды продукции.

ММ производит продукцию, удовлетворяющую потребности  широкого круга покупателей – от детей до взрослых,  со средним и ниже среднего достатком, различных социальных слоев населения.

Сырьевая  база мясокомбината включает в себя 14 районов.

 Товарная  продукция в сопоставимых ценах  в 2007 году возросла на 16% по  сравнению с 2006 годом и на 75.4% - с 2005-ым годом (см. табл.2.1). Товарная  продукция в действующих ценах  в 2007 году увеличилась в 11.7 раза по сравнению с 2005 годом. 

Таблица 2.1. Показатели проиводственной деятельности Минского мясокомбината

 

             Показатели 

                 Годы 

2007 г  в %

к 2005 г.

2005

2006

2007

Переработка скота, всего, тонн

14080

14556

15432

109.6

 В т.ч. из госресурсов

7239

8543

9145

126.3

Объем товарной продукции:

1145307

1580986

1606543

140.2

- в сопоставимых ценах, млн.  руб.

1700000

1826509

1917831

112.8

- в действующих ценах млн. руб.

81342

94123

98100

120.6

Выпуск товарной продукции из 1

Тонны сырья, тыс. руб.

2638956

2705689

2744532

104.0

Балансовая прибыль, млн. руб.

85000

86453

89543

105.3

Затраты на производство, млн. руб.

1670000

172212

1773403

106.2

Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб.

0.98

0.98

0.99

101.0

Рентабельность, %

4.7

5.3

7.1

151.1


 

Переработка скота  в  анализируемом периоде увеличилась  на 9.6%. Выпуск товарной продукции из 1 тонны  сырья увеличился с 2005 г. по 2007г. на  4%.  Производительность труда увеличилась в 2.5 раза. Рост прибыли составил 8.6 раза, затраты на производство увеличились в 8.7 раза, на 1 руб. товарной продукции – в 1.1 раза.

Использование мощностей  по кормам животным и сухим за анализируемый период не изменилось, снизилось: по мясу на  2.1% , по колбасным изделиям – на 17.8%  , по мясным полуфабрикатам – на 7.1% (табл.2.2). 

Таблица 2.2. Использование производственных мощностей

Использование мощностей по основной но-

менклатуре

годы

2007г в 

%  к 2005 г

2005

2006

2007

Мясо, т/см

48

48

47

97.9

Колбасные изделия, т/см

4.5

4.3

3.7

82.2

Корма животные и сухие,

Т/см

3.8

3.8

3.8

100

Полуфабрикаты мясные,

Т/см

5.7

5.4

5.3

92.9


 

Ассортимент  продукции, выпускаемой Минским  мясокомбинатом по группам:

  1. Колбасные изделия: вареные, сосиски, сардельки, полукопченые, варено-копченые.
  2. Изделия из свинины и говядины: копчености.
  3. Нефондовые.
  4. Мясо: говядина, свинина.

    Наиболее выгодными видами продукции  являются полукопченые, варено-копченые колбасные изделия и копчености (табл. 2.3).

 

Таблица 2.3. Рентабельность проиводства продукции  за 2007 год

 

Виды продукции

Полная себесто

имость, млн. руб.

Прибыль, млн.р

Рентабельность,

%

Говядина

196447

7148

3.6

Свинина

53252

1307

2.5

Субпродукты 1

Категории

50048

1868

3.7

Колбасные из-

Лия, всего:

742632

73141

9.8

В т.ч. :-вареные

337803

17374

5.1

  • сосиски и сар-
  • дельки

98528

486

0.5

- полукопченые

141511

26786

18.9

  • варено-копче
  • ные

35417

8208

23.2

Копчености

78505

17198

21.9

Прочие

37308

1244

3.3

Жир топленый пищевой

734148

3451

4.7


 

Рентабельность  их в 2007 году составила: полукопченых – 18.9%, варено-копченых – 23.2, копченостей – 21.9%.

В 2007 году наблюдается рост основных средств  в 11.4 раза по сравнению 2006 годом, в т.ч. за счет их переоценки в 5.4 раза и за счет их приобретения – в 6.0 раза. При общем росте оборотных средств в 5.9 раза , готовая продукция возросла в 8.3 раза, товары отгруженные - в 10.4 раза,  что свидетельствует о неблагоприятной тенденции затаривания. Доля заемных средств в источниках образования активов  предприятия значительно уменьшилась в анализируемом периоде и составила в структуре краткосрочных обязательств на конец года – 9.8 %. Это свидетельствует об усилении финансовой устойчивости предприятия и  снижении степени его финансовых рисков. Кредиторская задолженность возросла в 9.5 раза. В структуре краткосрочных обязательств на конец года доля кредиторской задолженности составила 79.4 %. Структура основных средств, запасов и затрат изменилась незначительно в пользу увеличения. Удельный вес основных средств в структуре внеоборотных активов составил 33.2 % на конец отчетного года, что по сравнению с началом года больше на 0.8 %. Запасы в структуре оборотных активов составили на конец года 87.9 5, т.е. их доля увеличилась на 1.4 %, или в стоимостном выражении в 5.9 раза. Доля затрат в структуре  оборотных активов снизилась на 1.5 % и составила 3.2% на конец года, а  в  стоимостном выражении затраты возросли в 3.9 раза.

Доля  денежных средств на конец отчетного  года уменьшилась до 12% в структуре оборотных активов. Дебиторская  задолженность снизилась на 1.2 % к концу года, но темп роста составил  3.9 раза за анализируемый период. Высокие темпы дебиторской задолженности свидетельствуют о том, что предприятие активно использует стратегию товарных суд для потребителей своей продукции.  Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то  же время, в том  случае, когда платежи предприятию задерживается оно вынуждено брать кредиты для обеспечения своей хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредитовую задолженность.

Анализ  финансового состояния Минского мясокомбината в период с

1 01.02 года  по 1.01.2003 года показал, что коэффициент  текущей ликвидности на 1.01.02 года был равен 1,5, что меньше норматива, а к концу года или к 1 01.2003 г. снизился до 1,44.  Это свидетельствует о снижении общей обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составил 0,3, что соответствует норме, т.е. у предприятия есть в наличии собственные оборотные средства, необходимые для его финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами на 1.01.2007 года составил 0,03, что  свидетельствует о способности  предприятия рассчитаться по своим  финансовым обязательствам после реализации активов. Коэффициент платежеспособности к концу отчетного года увеличился на 0,04.Из вышесказанного можно судить об устойчивой платежеспособности предприятия.

В соответствии с действующим законодательством  предприятие само выбирает формы и системы оплаты труда. Рабочим основного и вспомогательного производства оплата производится в соответствии с тарифными ставками, разработанными на основании законов и постановлений правительства.

 

 

2.2  Организация системы сбыта на Минском мясокомбинате

 

Организация  сбыта должна осуществляться в соответствии со всем комплексом рыночных и производственных факторов деятельности предприятия. Без выполнения этого учета система сбыта вступает в конфликт с установками маркетинговой стратегии.

Именно в системе сбыта концентрируется  результат всей маркетинговой деятельности. Поэтому даже хорошо разработанная и правильно рассчитанная стратегия маркетинга может провалиться, если система сбыта не соответствует поставленным задачам.

В условиях рыночных отношений при  организации сбыта исключительное значение придается индивидуальному подходу предприятиям-потребителям, важности личных контактов с потребителями, специализации персонала сбытовой деятельности на продаже отдельных видов продукции. Сбыт продукции может осуществляться тремя основными способами:

Информация о работе Формирование сбытовой политики