Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:27, курсовая работа
Целью написания данной работы является организация эффективной системы сбыта продукции на УП Минский мясокомбинат. Основными задачами являются:
- изучение теоретических основ, проблем и принципов организации сбыта на мясоперерабатывающих предприятиях,
- произведение анализа организации сбыта продукции на Минском мясокомбинате,
Введение………………………………………………………..….…………3
1 Теоретические основы, принципы и проблемы организации сбыта на мясоперерабатывающих предприятиях
Современное состояние и тенденции развития мясоперерабатывающей промышленности в Республике Беларусь………….5
1.2 Принципы сбытовой деятельности и каналы движения продукции……………………………………………………………………….10
1.3 Проблемы организации сбыта мясной продукции в РБ …………..18
2 Анализ и оценка организации сбыта на Минском мясокомбинате
2.1 Общая организационно- экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………………..21
Организация системы сбыта на Минском мясокомбинате...........28
3 Основные направления совершенствования сбытовой деятельности на Минском мясокомбинате……………………………………33
Заключение………………………………………………………………….41
Список использованных источников литературы ……………………….42
Продвижение готовой продукции до потребителя обеспечивается поиском оптимального варианта всех элементов товародвижения с учетом требований потребителей. Каждый элемент товародвижения занимает свое место в общей ее системе (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Система товародвижения готовой продукции на предприятии
Для организации коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях создается служба сбыта. Основными задачами службы сбыта являются изучение спроса и установление тесных контактов с потребителями продукции; поиск наиболее эффективных каналов и форм реализации, отвечающих требованиям потребителей; обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время; контроль за ходом реализации продукции в целях снижения коммерческих (внепроизводственных) издержек и ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий. Такими исследованиями в области сбыта являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений. Маркетинговые исследования составляют базу для осуществления всех элементов деятельности предприятия в области управления сбытом.
Эффективный сбыт продукции на Минском мясокомбинате является важнейшим направлением повышения финансовой устойчивости в современных условиях. К числу одного из важнейших условий сбыта продукции относится установление оптимальных каналов товародвижения. Среди каналов сбыта мясной продукции и побочной есть как прямые, так и косвенные. Рассмотрим прямые каналы сбыта, для наглядности изобразив их в виде схемы:
Рис. 2.2. Прямые каналы сбыта на Минском мясокомбинате.
По прямым каналам сбыта Минский
мясокомбинат реализует мясо и мясные
изделия через фирменную
По длине прямые каналы сбыта являются каналами нулевого уровня. Косвенные же каналы есть как одноуровневые, так и двухуровневые:
Рис. 2.3.
Косвенные одноуровневые и
Самостоятельная реализация мясной продукции непосредственно конечным потребителям наиболее выгодна для производителей, так как они получают ту часть прибыли, которая обычно приходится на сферу торговли. Прямой сбыт является самым коротким путем товара к потребителю и гарантией приобретения свежей продукции.
Отдел сбыта осуществляет организацию сбыта продукции предприятия в сроки и в объеме, установленными планами реализации. Обеспечивает участие отдела в подготовке проектов перспективных и годовых планов производства и реализации продукции, выполнение работ по изучению спроса на продукцию, получение заказов, согласование условий и заключения договоров на ее поставку и т. д.
Реализация колбасных изделий и мясопродуктов ( мясо, субпродукты 1 и 2 категории, полуфабрикаты, жиры) торговым организациям производится на основании нарядов выданных комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома. Наряды выдаются на основании доведенных поквартально планов производства. Исходя из доведенных фондов с каждой торгующей организацией заключается годовой договор с поквартальной разбивкой на поставку колбасных изделий и мясопродуктов.
Главной целью и задачей отдела сбыта является своевременная реализация всей выпускаемой прдукции и выборка фондов торгующим организациям. Основными фондодержателями являются торговые предприятия города Минска. Отпуск продукции этим торговым организациям производится на основании фондов выделенных Управлением торговли, общественного питания, товаров и услуг Минского горисполкома.
Реализация производственно-
Реализация мясопродуктов за период с 2005 по 2007 год отражена в таблице 2.4.
Таблица
2.4. Реализация мяса и
Виды продукции |
Годы |
2007г. в % к 2005г. | ||
2005 |
2006 |
2007 | ||
Говядина |
647 |
921 |
469 |
71.6 |
Свинина |
334 |
440 |
193 |
57.8 |
Субпродукты 1 категории |
162 |
260 |
264 |
163.0 |
Колбасные изделия, всего |
1663 |
2162 |
2013 |
121.0 |
Котлеты, тыс. шт. |
227 |
146 |
191 |
84.1 |
Суповые наборы и рагу |
227 |
255 |
192 |
84.6 |
Полуфабрикаты крупноКусковые |
174 |
280 |
500 |
287.4 |
Мясной фарш |
87 |
176 |
152 |
174.7 |
Реализация говядины
за анализируемый период
Минский мясокомбинат реализует свою продукцию и через собственную розничную сеть, которая представлена тремя магазинами. Несмотря на то, что товарооборот торговых предприятий в 2006 году увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2005 годом, торговые предприятия сработали убыточно. Этому способствовали низкая торговая наценка на основные виды продукции ( 5% ) и высокие издержки обращения.
В 2007 году товарооборот в действующих ценах увеличился по сравнению с 2005 годом в 4.7 раза, в сопоставимых ценах – в 1.3 раза.
Расчеты с постоянными покупателями за полученную продукцию производится путем выставления на инкассо платежных требований с последующим акцептом. Расчеты за кожевенное, эндокринное сырье производится путем предварительной оплаты.
К основным мероприятиям по стимулированию сбыта относятся:
3. Основные направления
совершенствования сбытовой
В условиях
перехода крыночной экономике на
Минском мясокомбинате в связи
с повышением стоимости сырья
обострилась проблема реализации продукции
собственного производства. Возросли
требования к товарному виду. Качеству
упаковочного материала, оформлению красочных
этикеток. Наиболее перспективное направление
– расфасовка и упаковка мясных
изделий в специальную
На формирование ассортимента большое влияние оказывают вкусы и требования покупатели мясной продукции. Для этого проводятся специальные наблюдения, эксперименты, опросы, анкетирование населения.
Одним из наиболее распространенных методов сбора информации такого рода в последнее время становятся опросы. Опросы могут производится двумя способами: интервьюированием, когда опрос принимает форму свободной беседы по запрограмированным вопросам и анкетированием, когда вопросы ставятся в жестко фиксированной форме.
Для оценки потребительских предпочтений проведен анкетный опрос потребителей. Анкета состоит из 16 вопросов закрытого типа. Проводился анкетный опрос сорока жителей города Минска разных возрастов, полов, разных социальных групп, с различными уровнями доходов.
Таблица 3.1. SWOT- анализ Минского мясокомбината
S |
W |
O |
T |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Трудности |
1.Является монополи- стом в данном районе 2.Выпускает широкий ассортимент продукции 3.Имеет хорошую ре- путацию у покупате- лей 4.Владеет фирменной торговой сетью.
|
некоторые виды про- дукции 2.Не вполне удовли- творительное качест- во отдельных видов продукции 3.Отсутствие рекламы 4.Не привлекательная упаковка 5.Не очень высокое качество обслуживания фирме- нной торговой сети. |
1.Снижение себестои- мости продукции 2.Повышение качества продукции 3.Проведение реклам- ной компании 4.Улучшение упаковки 5.Улучшение качества обслуживания фирмен- ной торговой сети 6.Расширение фирмен- ной торговли 7.Оптимизация ассор- тимента. |
1.Неполная загружен- ность мощностей 2.Ограниченная сырь- евая зона 3.Нехватка денежных средств 4.Установление госу- дарством обязательно- го ассортимента и рег- ламентирование цен 5.Неблагоприятная по- литика государства.
|
Одним из основных направлений маркетинговых
исследований является определение
емкости рынка. Этот показатель отражает
потенциальный объем сбыта
На емкость рынка оказывают влияние следующие факторы:
Определение емкости рынка позволяет установить, какую долю рынка может завоевать данное предприятие для каждого вида мясной продукции.
Емкость рынка определяется по следующей формуле:
Е = N * Hnф (p) * Кор (1),
где Нnф (р) – норма потребления фактическая (рациональная);
N – численность жителей города Минска;
Кор – коэффициент охвата рынка;
Мясо: Ер = 1700000*80*0.76=103360 т.
Еф=1700000*66*0.76= 852720т.
Рациональная
норма потребления мяса в
Продукция |
Еф |
Ер |
Объем про-изводства |
% освоения рынка | |
Еф |
Ер | ||||
Мясо |
852720 |
103360 |
14762 |
98.1 |
80.1 |
У данного предприятия % освоения рынка мяса, исходя из фактических норм потребления, составляет 98.1%, т.е. предприятие производит мяса ровно столько сколько его потребляют.
Исследования рынка сбыта и анализ хозяйственной деятельности предприятия - база для выработки стратегии его деятельности. Оно включает в себя три больших блока исследований: рынка сбыта; продукта; получения и анализа информации о конкурентах.
Определяется структура