Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:27, курсовая работа
Целью написания данной работы является организация эффективной системы сбыта продукции на УП Минский мясокомбинат. Основными задачами являются:
- изучение теоретических основ, проблем и принципов организации сбыта на мясоперерабатывающих предприятиях,
- произведение анализа организации сбыта продукции на Минском мясокомбинате,
Введение………………………………………………………..….…………3
1 Теоретические основы, принципы и проблемы организации сбыта на мясоперерабатывающих предприятиях
Современное состояние и тенденции развития мясоперерабатывающей промышленности в Республике Беларусь………….5
1.2 Принципы сбытовой деятельности и каналы движения продукции……………………………………………………………………….10
1.3 Проблемы организации сбыта мясной продукции в РБ …………..18
2 Анализ и оценка организации сбыта на Минском мясокомбинате
2.1 Общая организационно- экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………………..21
Организация системы сбыта на Минском мясокомбинате...........28
3 Основные направления совершенствования сбытовой деятельности на Минском мясокомбинате……………………………………33
Заключение………………………………………………………………….41
Список использованных источников литературы ……………………….42
Неразвитость рыночной инфраструктуры, обилие мелких, зачастую неэффективно работающих посреднических фирм на пути от производителя к потребителю необоснованно завышают цену продовольственных товаров, делая их недоступными для малообеспеченных слоев населения. Завышенная розничная цена снижает платежеспособный спрос, что отрицательно влияет на эффективность сбыта товаров белорусских производителей продовольствия и понижает реальные денежные доходы населения.
Длительный цикл и сезонность производства сельскохозяйственной продукции, отсутствие в хозяйствах современных мощностей для ее первичной переработки и длительного хранения вынуждают сельских товаропроизводителей продавать продукцию за ограниченный период времени не имея достаточных возможностей для маневра и поиска более выгодных каналов реализации.
К числу одного из важнейших условий
сбыта продукции относится
В странах с развитой системой рыночных отношений сбыт является составной частью маркетинга и ориентирован на удовлетворение запросов потребителей, что позволяет предотвратить диспропорции в производстве, рационально использовать ресурсы и избежать «неэффективных» издержек. Следует заметить, что практически ни в одной стране мира не существует единой универсальной системы, а тем более программы сбытовых отношений между категориями товаропроизводителей. Каждое государство, торговое объединение, фирма, кооператив и т.д. основываются па определенных принципах маркетинговой деятельности, которая реализуется посредством организационного, нормативно-правового и научно-методического обеспечения процесса.
К числу организационных
Нормативно-правовое обеспечение предполагает инициирование, участие в разработке, содействие в принятии и выполнении законов , положений, правил, уставов и других документов, регламентирующих производственно-сбытовую деятельность.
Научно-методическое обеспечение - это обобщение опыта по вопросам сбыта, постоянное повышение уровня квалификации кадров, внедрение прогрессивных форм сбыта, организацию исследования рынка.
Формирование рыночной системы продвижения продукции связано, прежде всего, с выбором наиболее эффективных каналов ее реализации, определением потенциальных покупателей, возрастанием (или стабилизацией) объемов сбыта, снижением издержек и повышением конкурентоспособности товаров на внутреннем и внешнем рынках и все это при обязательном условии обеспечения продовольственной безопасности республики.
На аграрном рынке можно выделить три основные формы реализации сельскохозяйственной продукции: продажа продукции на основе прямых договоров, торговля через посредников и прямой сбыт через собственную торговую сеть. Каждая из них имеет свои достоинства, сравнительный анализ которых позволяет выбрать оптимальный канал реализации в зависимости от вида и назначения продукции, сложившейся ситуации па рынке, воздействия элементов внутренней и внешней среды маркетинговой деятельности.
Организация сбытовой сети предприятий
зависит от трех основных факторов:
типа продукта, характера потребителя
и географической протяженности
рынка. В соответствии с этими
факторами различают три
Канал реализации - это возможное
сочетание звеньев и
Прямые связаны с перемещением продукции от производителя к потребителю без использования независимых посредников. Этот тип сельскохозяйственное предприятие использует напрямую через свои торговые точки- Ведущая роль в системе сбыта сельхозпродукции должна принадлежать прямым связям между товаропроизводителями и потребителями, развитие которых требует постоянных деловых контактов между партнерами.
Косвенные связаны с перемещением продукции от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем - к потребителю. Участие в сбыте и продвижении продукции принимают посредники-оптовики, закупщики и т.д.
Первая форма сбыта имеет место па товарном рынке предприятий. Этот канал характерен для реализации продукции па рынке, детским и лечебным учреждениям, колхозникам, рабочим и служащим сельскохозяйственных предприятий, а также как предложение производителями продуктов земледелия населению в порядке «самоуборки».
В основном прямой канал распределения предусматривает реализацию мелких партий, что дорого и нерационально. Он может быть выгодным при определенных условиях, важнейшие из которых следующие:
количество продаваемого товара достаточно для того, чтобы окупить затраты на прямой сбыт;
покупателей немного и они расположены на относительно небольшой территории (имеет место концентрация рынка потребителей);
товар требует
объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения контейнера или вагона (отгрузка осуществляется без дорогостоящей перевалки на складах);
имеется достаточная сеть собственных складов на рынках, где проводятся сделки купли-продажи;
товар является узкоспециализированным по назначению и (или) производится по техническим условиям покупателя (это требует тесных контактов для устранения недостатков);
рынок вертикален, т.е. товар используется хотя и в нескольких отраслях, но немногими потребителями в каждой;
цена часто колеблется (надо вносить изменения в ценовую политику и без согласования с посредниками);
продажная цена значительно выше себестоимости, что оправдывает расходы по прямому сбыту.
Вторая форма сбыта вводит звено розничного торговца. В его задачи входит содержание товарного запаса на складе и осуществление продажной деятельности. Данный канал также предусматривает реализацию малых партий товара производителем в государственную торговую сеть, а также через свои фирменные магазины. Потребитель прежде чем купит товар может ознакомиться с ним в магазине [6].
Использование услуг агента целесообразно если;
Капал сбыта включает двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовый и розничный торговец. Для АПК этот уровень более всего характерен, так как реализация продукции происходит из сельскохозяйственного предприятия на перерабатывающие заводы или оптово-закупочные базы и холодильники, затем товары поступают в торговую сеть и к конечному потребителю. Оптовые торговцы, в целях упрощения функции закупок продукции, производят складской запас товаров, предлагают услуги по его транспортировке. Через оптовое звено, которое имеет дело с розничными магазинами, продают свою продукцию почти все перерабатывающие предприятия АПК.
Использование услуг оптовика целесообразно, если;
Канал сбыта включает трех посредников, что обычно применяется в двух случаях, когда между оптовым звеном и розничным торговцем стоит мелкий оптовик или когда производитель участвует в экспортно-импортных операциях в функцию экспорта или импорта берет на себя специальный посредник.
Через посредников выходят на рынок
подавляющее большинство
В совершенствовании форм реализации продукции сельского хозяйства маркетинг уделяет особую роль оптовой торговле. Оптовые рынки являются крупными источниками снабжения продовольствием розничной торговой сети и предприятий общественного питания больших городов, а па аукционах сельхозпродукции в основном предприятиям перерабатывающей промышленности (живой скот, овощи и фрукты), а также розничной торговли. Оптовые посреднические предприятия осуществляют закупки продукции у производителей и реализуют ее потребителю, за исключением потребителя, приобретающего продукты для личного, непроизводственного использования.
Существует и иной путь продвижения товаров, позволяющий существенно увеличить объем продаж отечественного продовольствия и решить вопросы по защите малообеспеченных слоев населения. Снабжение этой категории потребителей основными продуктами питания, входящими в минимальную потребительскую корзину,- мукой, сахаром, крупами, макаронными изделиями, растительным маслом и другими товарами, не требующими специальных условий для хранения и реализации, предлагается организовать таким образом, чтобы товар по «льготным ценам достигал их минуя существующую товаропроводящую сеть. Использование схемы, сокращающей путь товара к потребителю, позволяет существенно снизить издержки обращения и удешевить товар па 20-30 %. что, в конечном итоге, способствует как повышению уровня потребления, так и экономии средств для приобретения непродовольственных товаров и сбережений. Осуществив указанные намерения можно при наличии системы, в которой поступление товаров осуществляется крупным оптом: издержки обращения - минимизированы и реализация гарантируется.
Обеспечить гарантию сбыта можно организацией реализации продуктов по предварительным заявкам покупателей. В качестве потребителей следует рассматривать такие категории населения, которые:
При выборе целесообразных каналов следует учитывать множество экономических факторов. Имеют значение эффективность хранения и транспортировки товаров. Цель состоит в выборе такого канала сбыта, который доставит продукцию кик можно быстрее' к потребителю с наименьшими расходами и без снижения качства.
1.3 Проблемы
организации сбыта мясной
Эффективность сбыта
продукции определяется принимаемыми
решениями относительно каналов
сбыта, совершенствование которых
целесообразно рассматривать
В отношении мясной продукции и живого скота, к настоящему времени сформировались следующие формы сбыта: